Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Людмила Евгеньевна Барладин

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения, обучение дошкольников осознанному поведению на дорогах, умение самостоятельно принимать решение в дорожной ситуации, выделение зоны повышенной опасности и правил поведения в них. Проект могут использовать в работе воспитатели старшей и подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Азбука дорожного движения»

Выполнил воспитатель первой квалификационной категории   Барладин Людмила Евгеньевна, г.Лянтор, 2013г.

Проблема

Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, воспитания, обучения дошкольников основам безопасного дорожного движения  в детском саду и семье. По результатам проведённого анкетирования мы выявили, что у большинства родителей недостаточно знаний по правилам дорожного движения. Некоторые родители сами зачастую не соблюдают правил дорожного движения, а иногда даже сознательно нарушают их. Более того, не все родители объясняют детям, как нужно вести себя на дороге. Поэтому необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на дороге, заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения. Вот почему в нашем детском саду была организована работа в этом направлении.

Актуальность 

Мы живем в такое время, когда на дорогах огромное количество транспортных средств.  Автомобили  паркуются на газонах, на тротуарах, во дворах, возле детских площадок, подвергая опасности жизнь пешеходов и особенно детей. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети. Они находятся на улице без присмотра родителей, играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах,  нарушают правила при входе и выходе из транспортного средства. Маленький ребенок может действовать парадоксально: услышав сигнал, испугаться и побежать или закрыть уши и зажмуриться. По статистике Госавтоинспекции за 2012 год в России зарегистрировано 20897ДТП с участием детей и подростков в возрасте  до 16 лет, в результате которых 940 детей погибли и 22016 получили ранения. Один из основных видов дорожных происшествий – наезд на пешеходов. В 2012 году по этой причине погибли 309 детей, в среднем по стране происходит 24  «наезда» ежедневно. Самая распространенная причина наездов на детей-пешеходов – переход проезжей части детьми вне пешеходного перехода. Рост происшествий с участием детей пешеходов приходится на малышей с момента рождения до 5 лет. Игра детей на проезжей части дороги стала причиной 139ДТП, в которых погибли 10 и получили ранения 130 ребят. О чем говорят цифры? Делайте выводы.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормальное изложение обязанностей участников движения на недоступной для них дорожной лексике требует абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.  

Поэтому с  дошкольного возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования,  педагоги  МБДОУ детского сада «Ёлочка»  особое внимание уделяют подготовке воспитанников к нестандартным ситуациям на дорогах.  Но как? Этот вопрос мы поставили перед собой в начале работы над долгосрочным проектом «Азбука дорожного движения».

Участники проекта:  дети старшей группы (5-6 лет), родители, педагоги

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.

Задачи

Образовательные:

  • Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде
  • Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах

Развивающие:

  • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
  • Создать условия для сознательного изучения дошкольниками Правил  дорожного движения
  • Повышать компетентность родителей по особенностям  обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, Правилам дорожного движения

Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов

Краткая аннотация проекта

В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения, обучение дошкольников осознанному поведению на дорогах,  умение  самостоятельно принимать решение в дорожной ситуации, выделение зоны повышенной опасности и правил поведения в них.  Реализация проекта осуществляется через образовательную деятельность (конструирование, изобразительная деятельность, экскурсии, познавательная деятельность), совместную деятельность взрослого и ребенка (сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения, беседы, викторины, досуги), встречи с инспектором ГИБДД, отрядом ЮИД (СОШ №1 г. Лянтор)

Этапы  реализации проекта «Азбука дорожного движения»

Подготовительный  этап:

  • Подбор материала по Правилам дорожного движения.
  • Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных  ситуациях.
  • Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история»,  М. Пляцковский «Светофор»,         А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города»,  «Просто это знак такой…», «Постовой»,  «Продуктовая машина»,      Н. Носов «Автомобиль»  и т.д.
  • Изготовление дидактических игр по ПДД: «Красный – зеленый», «Какой это знак?»,  «Кто больше знает?», «Собери знаки», «Угадай-ка».
  • Разучивание подвижных игр: «Цветные автомобили», «Пешеходы и транспорт», «Красный, жёлтый, зеленый».
  • Подбор материала для разработки модуля «Правила дорожного движения».

Основной этап работы:

  • Мониторинг
  • Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»
  • Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД
  • Решение игровых ситуаций
  • Рисование «Моя улица»
  • Аппликация «Перекресток»
  • Конструирование «Улица нашего города»
  • Просмотр видеоматериала «Уроки осторожности с тетушкой Совой»
  • Проведение бесед на тему: «Твой приятель – светофор», «Зачем нужны дорожные знаки», «Улицы города», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад», «Мы – пассажиры», «Мы – пешеходы», «Основные части улицы»
  • Просмотр презентаций «Изучаем ПДД»
  • Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода»
  • Оборудование детского игрового центра «Азбука дорожного движения»
  • Изготовление атрибутов к сюжетно–ролевым играм:                          «Дорожное движение», «Инспектор ДПС», «Автошкола», «СТО»
  • Изготовление учебно–дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал)
  • НОД «Светофор», «Азбука дорожного движения»
  • Проведение с воспитанниками тематических развлечений: викторина «Дорожная азбука»,  «Пешеход на улице», досуг «Посвящение в пешеходы»
  • Консультации для родителей: «Ваш ребёнок на улице»,         «Предупреждение дорожно-транспортного травматизма»,                       «Родителям – о безопасности дорожного движения»,                          «Автокресло – детям»

Использование разных форм просветительной работы по пропаганде правил дорожного движении среди родителей:

  • анкетирование
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения  ПДД
  • консультационный материал
  • папки-передвижки
  • презентация «Опасности на дороге»
  • выступления на родительском собрании «Ребенок и дорога».

Ресурсное обеспечение проекта:

  • центр «Азбука дорожного движения» для дошкольников
  • центр «Светофорик» для родителей
  • наглядный материал (транспорт различного функционального назначения,  настольно-печатные игры, дидактические игры по ПДД,  плакаты, иллюстрации, дорожные знаки, сюжетные картинки с изображением ситуаций на дорогах, атрибуты для сюжетно-ролевых  игр «Дорожное движение», «Инспектор ДПС» «Автошкола», «СТО», видеокассеты по ПДД)
  • библиотека «Школа тётушки Совы»
  • презентация «Изучаем ПДД», «Опасности на дороге»

Систематическая и последовательная деятельность  позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности дошкольников и уровень их психического и физического развития, а также воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения на дороге.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность навыков  спокойного, уверенного, безопасного поведения дошкольников на дорогах
  • знание правил дорожного движения,  умение применять эти знания в дорожных ситуациях
  • умение предвидеть опасные ситуации, искать пути решения выхода из них
  • умение  свободно пользоваться дорожной лексикой: автодорога, шоссе, проезжая часть,  тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор
  • повышение знаний родителей об особенностях  обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте
  • инсценировка сказки «Мишка на посту» для детей младшего возраста

Список используемой литературы:

  1. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина  Основы безопасности детей дошкольного возраста:  Просвещение, 2007
  2. К.Ю.Белая Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010
  3. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева  Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997
  4. Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: «Детство-пресс», 2008
  5. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  6. Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения подготовительная группа. -  Волгоград, « Корифей», 2009
  7. Ф.С. Майорова  Изучаем дорожную азбуку. - М.: «Издательство Скрипторий» 2005
  8. Сайт www.pravdd.ru
  9. http://www.xn


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Методическая разработкапо теме«Обучение детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Организация предметно-развивающей среды по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Приглашаю вас посмотреть и оценить мою работу по подготовке к городскому конкурсу "Зелёный огонёк", главными критериями которого было: просматривание тематики во всех игровых и развивающих зонах, нали...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения Образовательная область: «Безопасность» Тема: «Наша улица» Возрастная группа: старшая Представленный конспект является ч

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движенияОбразовательная область: «Безопасность»Тема: «Наша улица»Возрастн...

Конспект НОД по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Образовательная область: «Безопасность»1. Закрепить знания детей о правилах пешеходов, о работе светофора, о дорожных знаках.2.Расширить знания детей о работе регулировщиков – инспекторов ДПС.3.В...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. «Наша улица»

Представленный конспект является частью проекта «Наша улица», но может использоваться самостоятельно после определенной предварительной работы с детьми....


 

Комментарии

Серегина Татьяна Сергеевна

Проект замечательный,спасибо!