Пернатые друзья
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тарасова Галина Афанасьевна

В игровой форме дети узнают о птицах, учатся бережному отношению к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

закрепить знания детей о пользе птиц, расширить знания детей интересными сведениями о жизни и повадках птиц;

воспитывать любовь, доброту , ответственностьи бережное отношение к птицам;

 развивать у детей чувство прекрасного.

Оборудование: картинки с изображением птиц, карточки с заданиями, рисунки детей.

Ход занятия

Вступительное слово

(Выступление детей)

Поделитесь с птицами едой,

Накрошите хлеба им на блюдце.

Пусть они под вьюжною бедой

Не опустят крылья, не согнутся.

Поделитесь с птицами едой,

С малыми друзьями, земляками,

Если дорожите дружбой той

И сердца в груди у вас не камень.

Поделитесь с птицами едой,

Чтоб они, как только снег растает,

Пронеслись над полою водой

До своих гнездовий шумной стаей.

Поделитесь с птицами едой,

И они отплатят доброй песней.

Ну а с песней жить–то интересней,

До ста лет все будешь молодой.

Поделитесь с птицами едой!

В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года  птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

 На какие 2 группы делятся птицы?(домашние и дикие). Назовите.  Какую пользу приносят людям домашние птицы?

 Птицы – наши помощники. Они уничтожают миллионы вредных насекомых, оберегают наш урожай от мышей и полевок. А хорошо ли мы птиц бережем и охраняем? За что любим, как о них заботимся? Сегодня наш праздник посвящен пернатым друзьям – птицам.

 

Издавна на Руси было принято встречать ранней весной птиц, возвращающихся с юга в родные места. Прилет пернатых считали одной из радостных примет весны, их приветствовали песнопениями и заклинаниями.

Птичка – ключница,

Прилети к нам из-за моря,

Принеси нам два ключа,

Два ключа золотые.

Отомкни весну теплую,

Замкни зиму холодную.

   Много песен, стихотворений, рассказов, пословиц, поговорок  написано о птицах. Давайте вспомним, какие песни вы знаете о птицах?(Журавли, Скворушка прощается, Чирик-чик-чик всем нужны друзья и др.)

Сейчас проведем конкурсы, и посмотрим, как много интересного и познавательного мы знаем о наших пернатых друзьях. Разделимся на 2 команды, 1 – «Снегири», 2 – «Ласточки».

 Конкурсная программа

(Дети делятся на две команды. Давайте попросим наших гостей быть в качестве жюри. Жюри будет оценивать и подсчитывать наши ответы.)

  1. Перелетные птицы.

Первая команда – «Снегири» назовет зимующих птиц, а вторая - «Ласточки» назовет перелетных птиц. Каждой команде нужно назвать по 5 птиц. За правильно выполненное задание ставится 5 баллов.

(Зимующие: снегирь, поползень, клест, синица, воробей;

Перелетные:  журавль, ласточка, грач, кукушка, соловей.)

2.«Буква заблудилась.

Каждой команде предлагаются карточки со словами.

(Детям необходимо заменить одну букву в слове так, чтобы получилось название птицы.)  

Чашка (Чайка). Капля(Цапля). Осел(Орел). Лист (Аист). Морока(Сорока). Борона (Ворона). Сазан (Фазан). Лебеда (Лебедь). Граф (Грач). Куница (Курица)

3.«Пернатые друзья»

(Ребята по очереди отвечают на вопросы)

  1. Какие птицы прилетают к нам с юга первыми?(Грачи.)
  2. Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?(Тетерева, рябчики.)
  3. Какая из птиц хвойных лесов самая маленькая?(Королек.)
  4. У каких птиц самцы красные, а саки зеленые?(Клесты.)
  5. Какая птица к зиме белеет?(Куропатка.)
  6. Какие птицы, обитающие на территории России, не садятся ни на землю, ни на воду?(Стрижи)
  7. Какие птицы не умеют летать, зато плавают не хуже рыб?(Пингвины)
  8. Какую птицу называют водяным быком?(Выпь)
  9. Какая птица почти бескрыла. Но считается лучшим бегуном в мире?(Страус)
  10. У какого отряда птиц самки больше и сильнее самцов?(У хищных)

4.Следующий конкурс «Найди птицу».

На карточке в ряд написаны буквы. Нужно вычеркнуть лишние буквы, чтобы получить название птицы. За это задание – 1 балл.

Карточка 1: МОЧРАМСАСЧЁЛ (орёл)

Карточка2: ЭМУРТЧКСМАРЧ (утка)

5. «Загадка – отгадка»

Теперь я каждой команде буду поочередно предлагать загадку. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Но отгадки не нужно называть вслух. Ваша задача найти картинку с изображением нужной вам птицы.

- В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись…  (Дятел)

 - Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это…  (Снегири)

- На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится

Со скалы крутой скатиться –

Два огромных крыла

У хозяина… (Орла)

- Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока, когда трещит … (Сорока)

- В своей короне красной

Он ходит как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

«Я тут! Я начеку –у-у!

 Я всех вас допеку-у-у!»

Уснули дети. Свет потух.

Молчи, горластенький … (Петух)

- Ты с модницей этой, конечно, знаком,

Вертушке на месте никак не сидится –

Все хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится… (Синица)

В каждом городском дворе

Есть на радость детворе

Птичка. Ты ее не бей!

Эта птичка… (Воробей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?...(Соловей)

В белых шубах ели, сосны…

Снег. Сосулек леденцы.

У кого это в морозы

Голос подали птенцы?  (Клест)

Мать, отца не знаю,

Но часто называю.

Детей знать не буду,

Чужим сбуду.    (Кукушка)

Подведем итоги конкурса. Подсчитаем баллы. Наше жюри объявит победителей. Выиграла команда…

На Руси существовал обычай: печь жаворонки, это такие булочки в виде птичек. Моя бабушка тоже пекла жаворонков и в одну такую булочку клала монетку. Считалось, кому попадется эта булочка, тому в жизни будет сопутствовать удача. И у нас сегодня девочки постарались и вместе с поваром испекли жаворонков и положили монетки. (раздать детям).

Сегодня мы говорили, что птицы наши меньшие друзья, о которых нужно заботиться. Как мы можем проявить заботу и любовь?(кормушки, скворечники). Верно. Мальчишки смастерили с Ал. В. домики и скворечники для птиц, чтобы и к нам принесли весну. Ведь мы говорили сегодня, что птицы приносят весну на своих крыльях. С пением птиц мы по-настоящему чувствуем, что пришла весна.

 Давайте выйдем во двор и повесим домики и кормушки для наших маленьких друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Пернатые друзья"

Тема: «Пернатые друзья»Направление: «Познавательно-речевое развитие»Образовательные области: познание (формирование целостной картины мира – ознакомление с природой), музыка, художественное творчество...

Интегрированное занятие "Пернатые друзья"

Закрепление представления детей о птицах. Воспитание бережного отношения к природе....

Сценарий совместной деятельности "Как живут наши пернатые друзья"

Сценарий  разработан с учетом федеральных государственных требований к организации взаимодействия взрослого и детей в  совместной деятельности....

Положение о смотре-конкурсе "Помоги пернатым друзьям"

Положение о смотре-конкурсе на лучшую кормушку для птиц "Помоги пернатым друзьям", в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....