Конспект НОД "Чудеса морских глубин" (познание,исследовательская деятельность)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

солодкова яна васильевна

Обоготить знание детей о иорских обитателях,желание активно изучить подводный мир.Развить исследовательскую деятельность.Воспитывать нравственные чувства выражающиеся в сопереживании природе,потребность в общение с ней и её бережном отношении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_chudesa_morskikh_glubin.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №8 «Колосок»

Конспект НОД  Познание "Чудеса морских глубин" для детей старшей группы  (познание, исследовательская деятельность).        

Провела: Солодкова Я.В

Воспитатель

Ст.Ленинградская 20013

Задачи:

Обучающие: обогащать  знания детей о обитателях  морей и океанов, об их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении, желание активно изучать подводный мир. Познакомить детей со свойствами морской воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.

Развивающие: развивать у детей исследовательскую активность, умение организовать  эксперимент и получить результат, соблюдая при этом необходимые меры безопасности ; логическое мышление: операции классификации, сравнения, анализ, синтез;. Активизировать умственные способности детей ,словарный запас: морские обитатели, , морская соль, актиния, Мировой океан, Мёртвое море.

Воспитательные: Воспитывать  нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой , любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту .

Материалы и оборудование:  глобус , схемы опытов, , куриные яйца, морская соль, аквариум, Оборудования для проведения опытов с морской водой; презентация «обитатели морских глубин; рассказ В.Танасийчука «От чего погибли киты».

Предварительная работа: Рассматривание глобуса, иллюстраций с изображениями морских животных. Проведение опытов экспериментов с водой. Чтение стихотворений А.Фета «Морская даль», М.Генин «Морю живётся не сладко»

Ход занятия:

Воспитатель : Читает стихотворение « Море» (Н. Белостоцкой)

 Море, утренней волной,

 Принесёт на берег свой

 И оставит для детей

 Уйму нужных им вещей:

 Камни гладкие, как мыло

 (Ими море волны мыло);

 Тину, словно прядь волос

 С гребешка стряхнул утёс;

 И принцесс морских игрушки –

 Настоящие ракушки.

Воспитатель: Как вы уже догадались  ребята, сегодня мы с вами поговорим, о море. А точнее о его жителях.  Подводный мир самый интересный и загадочный. В нём обитает множество самых разнообразных  животных, растений, рыб.  До сих пор учёные находят новых ещё неизведанных животных.

Наша планета Земля – это единственная планета,  на которой есть суша и вода. Причём вода занимает  половину земли. Это  моря, океаны , реки, озёра. А увидеть мы  это сможем, с помощью какого, предмета? Правильно с помощью глобуса или карты мира.

 Воспитатель показывает глобус, а дети его рассматривают,  находя  моря, океаны и сушу

Воспитатель: А что такое глобус? (Модель Земли).

 Воспитатель: Что изображено голубым цветом  на глобусе? (реки, моря, океаны, озера). Правильно. Моря и океаны занимают больше места, чем суша.

 Воспитатель: ребята, а какие вы знаете моря? (Черное море, Красное море, Мёртвое море и т.д.).

Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой  Мировой  океан. (На интерактивной доске воспитатель показывает слайды морей и океанов)

 Воспитатель:  а вы хотите отправиться в путешествие на морские глубины, превратиться в исследователей и вместе изучить этот загадочный подводный мир.

Дети соглашаются.

 Воспитатель: Ну, тогда закрываем глаза и начинаем наше путешествие на морское дно.

 (звучит релаксационная музыка «Звуки  тёплого моря», по окончанию дети открывают глаза и перед ними стоит  Нептун)

Нептун сердито: Здравствуйте гости незваные, а  что это вы делаете в моём царстве?

Воспитатель: Ваше морское величество, не сердитесь на нас, мы опустились в твое царство, чтобы познакомиться с твоими владениями, узнать, а  обитателях глубин  морских. Как они здесь живут, чем питаются.

Нептун: хорошо, сердится, я не буду, даже проведу вас по своим владениям, если отгадаете мои загадки. Согласны? Ну, тогда первая загадка.

1.Вот просторы океана

Бороздит гора с фонтаном,

 Бьёт хвостом, вода кипит -

 Проплывает важно (Кит) 

2.. Передние – ласты, а задние - лапы!

 Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!

 Другого жилья, кроме моря, не зная,

 Потомству даст жизнь, на песок выползая.

(Морская черепаха)

3..Короткое тело покрыто шипами!

 Шипами умело сразится с врагами.

 Раздуется важно, как шарик. И всё ж…

 Порою хоть страшно, плывёт  (Рыба-ёж)

4..Над волной дугою взвился,

 Спинкой чёрной заискрился.

 Мимо Гагр плывёт… Афин!

 Белобрюхий кто?  (Дельфин)

5..Головоногий то моллюск -

 Десяток рук, присоски плюс.

 Довольно крупный экземпляр.

 А как зовут его?  (Кальмар)

6..Симпатичный он на вид,

  Хоть бывает ядовит!

 У моллюска – восемь ног.

 То придонный… (Осьминог)

7.. Как торпеда с плавниками.

 С очень страшными клыками!

 Острым нюхом жертву чует,

 Днём и ночью всё кочует. (Акула)

8.Вот так Чудо! Вот так Диво!

 Зонтик жжётся как крапива.

 Зонтик плавает в воде.

 Если тронешь - быть беде! (Медуза.)

Нептун : Да молодцы ребята отлично справились с заданием. Так и быть провожу вас во владения свои. У меня здесь в царстве очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные актинии. «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет.

А ещё в моём царстве есть полезное растение. Как вы думаете какое?

Да - водоросли. Эти  растения без корней, стеблей, листьев, цветков, поглощающие питательные вещества всей поверхностью. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли — это также основной источник пищи для них. Маленькие морские существа питаются ими и, в свою очередь, становятся пищей для  более больших. А людям какую пользу приносят эти растения? Жители прибрежных поселений издавна употребляли их в пищу как готовый продукт, а в более поздние времена стали готовить из них острые приправы и гарниры. Самая известная из них — морская капуста, или ламинария.

Воспитатель: ребята давайте расскажем Нептуну  что мы знаем  о морской воде? Можно ли её пить? Ответы детей.

Нептун: Правильно морскую  воду пить нельзя.  Но зато польза морской соленой воды для человека несомненна. В ней много солей и  минералов, микроэлементов, укрепляет мышцы, сосуды, кожу, делая ее эластичной, укрепляет иммунитет, в ней содержится йод. Чего стоит только одно простое купание на море. Искупавшись, как известно, солнышко начинает приставать к телу и тем самым способствовать тому, что человек получит ровный золотистый загар. А ведь именно солнце это и витамин  Д, который так необходим для всего организма человека.

 Нептун:  Я вам, ребята, предлагаю отправиться в мою лабораторию где  вы сможете узнать, почему вода в море соленая. (дети проходят в лабораторию, где на столах все необходимое для опыта).

Опыт с Нептуном : Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их при помощи лупы (дети рассматривают). На что они похожи? (на сахар, иней и т.д.).

 Какого цвета? (белого) ,  имеют ли запах (нет).

А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая стеклянной палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились).

 Вывод: У воды важное свойство: она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т.д.).

 Нептун: а теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотел бы узнать, как вы думаете  все ли моря одинаково соленые? (дети отвечают).

Правильно не все. Есть такое Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).

 Эксперимент (по схеме).

 1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т.к. яйцо тяжелое.

 2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая, ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.

 Нептун:  молодцы ребята , выполнили  моё задание. А теперь начинаются  чудеса. Я вам покажу своих подопечных.

 Детям предлагается просмотр презентации о морских обитателях.

Нептун: ребята а чем отличаются рыбы от птиц?

Дети: рыбы дышат через жабры т.к живут в воде, у них есть плавники, они покрыты чешуёй.

Нептун: Ребята посмотрите ,кто это ползёт к своей норке?(морской рак омар).

Дети рассматривают его, описывая внешний вид.

-Клешнями рак защищается и ловит добычу, а усами ищет себе дорогу. Днём они прячутся в норках, а ночью выходят на охоту. Питаются омары улитками, моллюсками .

Воспитатель: Спасибо тебе Нептун мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Нептун: Спасибо вам друзья мои за все. Только помните не загрязняйте  водные просторы, чтобы вода была в водоемах чистая, полезная ,не бросайте  мусор и всем скажите что природу нужно беречь. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. До скорой встречи.

Дети возвращаются из морского путешествия. Воспитатель предлагает прочитать рассказ «Отчего погибли киты»

Но разве только катастрофы вредят природе? Очень часто для неё бывает опасным и то, что кажется нам безвредным. Как ты думаешь, опасны ли для неё прозрачные пакеты из полиэтилена? Те самые, в которых носят и фрукты, и хлеб, и книги.

Сидел я как-то на большом пляже. На берегу играли два мальчика. Они отыскивали брошенные полиэтиленовые пакеты, надували их и пускали по ветру в море. Сначала пакеты плыли, как кораблики с раздутыми парусами, a потом медленно тонули.

Прошло несколько месяцев, и я прочёл в газетах о беде, случившейся у далёких берегов. Там стали гибнуть киты. Их осмотрели учёные и отыскали причину смерти. Думаешь, они погибли от какой-нибудь страшной болезни? Ничего подобного. Они просто задохнулись, потому что их дыхательные отверстия были забиты полиэтиленовыми пакетами или просто кусками полиэтилена, которые принесло морское течение. И я подумал - a ведь это могли быть и те пакеты, которые пускали по воде мальчики на пляже.

По-разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный в лесу или на пляже мусор. Но вредят они с каждым годом всё сильнее. Ведь не было раньше таких мощных заводов, как теперь. Никогда не плавали по морям такие огромные корабли. Да и столько людей, как сейчас, не было раньше на Земле.

Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, a чище? Чтобы остались на ней леса и степи, реки и озёра, чтобы жили на ней рядом с нами рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах наши города.

Надо, начиная любое дело, сначала обдумать и рассчитать его так, чтобы оно не нанесло вреда природе. Для этого нужно знать и соблюдать строгие правила науки экологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Морское дно"

Предназначен для учащихся младшей группы, работа из соленого теста....

конспект прогулки "Морское путешествие"

Данный конспект прогулки с сюжетным содержанием  будет интересен  воспитателям. Используется наблюдение на метеостанции, содержит много подвижных игр....

Конспект НОД "Морское путешествие"

Конспект предназначен для работы с детьми старшей группы. Цель: развитие творческого вооображения, развитие коммуникативных навыков. Также можно  использовать в работе с детьми, которые имеют нар...

Конспект НОД "Морские обитатели"

Конспект НОД «Морские обитатели»Программное содержание: - Учить детей создавать образы морских обитателей, передавая их характерные особенности.-Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях...

Конспект проведения интегрированного НОД по изобразительной деятельности для детей старшей группы 5-6 лет. Тема: «Морские жители».

Закрепить знания детей о среде обитания некоторых представителей животного мира моря, океана. Способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности, приобщать к красоте природы. Продолжа...

Методическая карта для детей подготовительной группы по лексической теме: «Рыбы - речные, Аквариумные, Морские обитатели » (для самостоятельной деятельности)

Методическая карта для детей подготовительной группы по лексической теме: «Рыбы - речные, Аквариумные, Морские обитатели » (для самостоятельной деятельности) Цель: Развивать внимание и восприятие...

Конспект НОД «Морская страница» с использованием нетрадиционных техник ИЗО деятельности в подготовительной группе

Данный конспект поможет воспитателю учить детей внимательно рассматривать и передавать в рисунке форму, окраску, особенности строения подводных обитателей...