Совместная образовательная деятельность по разделу «Познавательно – речевое развитие» с детьми среднего возраста Тема: «Правила дорожного движения – безопасный переход»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Новикова Людмила Валериевна

Методическая разработка по ознакомлению детей среднего возраста с правилами безопосного перехода через проезжую часть улицы.

Используются авторские стихи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместная образовательная деятельность на игровой основе по разделам «Познавательно – речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» с детьми среднего возраста с диагнозом ОНР.

Тема: «Правила дорожного движения – безопасный переход»

Цель: Формирование у детей чувства ответственности за свою   безопасность при переходе через дорогу.

Задачи:

* Познакомить детей с разрешающими дорожными знаками:

- наземный пешеходный переход

- подземный пешеходный переход

- надземный пешеходный переход

* Познакомить детей с запрещающим дорожным знаком

- людям проход запрещён

* Познакомить детей с пешеходным переходом – «ЗЕБРА» и с правилами пользования этим пешеходным переходом

(при наличии знака «пешеходный переход», при наличии светофора)

* Познакомить детей со световым сигнальным устройством, регулирующим движение на дорогах и улицах –

   светофором, расположением и световым чередованием сигналов (красный, жёлтый, зелёный)

* Способствовать закреплению понятия «транспорт».

* В игровой форме закрепить правила безопасного перехода дороги по «зебре», по зелёному сигналу светофора.

* Учить детей читать стихи выразительно, не торопясь, чётко проговаривая звуки в словах.

* Побуждать детей высказывать свои мысли, наблюдения, демонстрировать свои   знания;

   Рассказывать о ситуациях из своего опыта

* Продолжать работу по формированию у детей связной речи:

- побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением

- обогащение словаря:

  пешеход, пешеходы, транспорт, пассажир, пешеходный переход, тротуар, проезжая    

  часть, правила дорожного движения;

  прилагательные: наземный, подземный, надземный, опасный, безопасный

* Продолжать воспитывать культуру безопасного поведения на дорогах.

                                         Материал для занятия:

1 дорожные знаки, разрешающие переход:

- «наземный пешеходный переход»

- «подземный пешеходный переход»

- «надземный пешеходный переход»

2 дорожный знак «запрещающий»

- «человеку проход запрещён»

3 нагрудные дорожные знаки:

- «наземный пешеходный переход»

- «подземный пешеходный переход»

- «надземный пешеходный переход»

- «человеку проход запрещён»

4 раскладное напольное пособие – «зебра» (пешеходный переход)

5 макет светофора со съёмными (на липучках) кругами красного, жёлтого, зелёного  

   цвета

  («Светофорик»)

6 цветные круги (красный, жёлтый, зелёный) для игры «Что не так?»  

7 пособия для игры «Дорожное движение»:

- нагрудные таблички с изображением транспорта

- игрушечные рули

- макет напольный «Светофор» с 3-мя отдельными прозрачными цветными секциями (окрашенное оргстекло)

/идея воспитателя ГБДОУ №70 Александровой Т.С./

- фонарик

- «зебра» - пешеходный переход - раскладное напольное пособие                                                                                                           

- знак - «пешеходный переход»  (напольный)

- игрушки (куклы и коляски) для пешеходов

8 ноутбук и телевизор

                                              Литературный материал:

 

1- Светофор – наш лучший друг!

     Это знают все вокруг.

     Он расскажет вам, друзья,

     Правила движения!

     Если свет зажёгся красный – стой!!!

     Нельзя идти!!! Опасно!!!

2- «Жёлтый» скажет пешеходу:

    «Приготовься к переходу»!

      Подожди на жёлтый свет!!!

      Ведь пока прохода нет!

3- Свет зелёный говорит:

    «Проходите!!! Путь открыт!!!

                                             Авторские стихи Новиковой Л.В.:

4- Переход я, это ясно,

    Совершенно безопасный!

    Вниз спустись, в тоннель войди,

    Без препятствий проходи!

5- Я – «надземный переход»!

    Над дорогой мостик!

    Поднимайся и иди!

    Без препятствий проходи!

6- Если видишь знак дорожный -

    «Пешеходный переход»,

    Значит здесь через дорогу

    Сможешь двигаться вперёд!

    Если рядышком машины –

    Влево, вправо посмотри.

    Не беги! И осторожно

    Дорогу ты переходи!

7- Запрещающий я знак!

    Ты меня запомни!

    «Людям проходить нельзя»!

    Опасно!!! Это помни!

                                 Физминутка «Три сигнала светофора»

Красный свет – хода нет! (дети грозят пальцем)

«Жёлтый» – приготовиться! (дети стоят вытянувшись, как солдатики)

А «зелёный» говорит: «Проходите! Путь открыт!» (дети шагают на месте)

                                       

                                   Ход совместной деятельности

Воспитатель: Ребята, нам сегодня передали коробочку. Посмотрим что в ней?

(вынимает пульт от телевизора и записку)

«Будьте внимательны на дорогах».

Ребята, посмотрите-ка на экран телевизора

(на экране небольшой видеоролик «Город и горожане», едет транспорт, пешеходы идут по тротуару, видны достопримечательности Невского проспекта)

Воспитатель: Как называется город, в котором мы с вами живём?

Дети: Мы живём в городе -  Санкт – Петербурге.

Воспитатель: В нашем городе много улиц. А по улицам едет множество машин.

«Чтоб могли ехать машины, ничего не боясь,

  Придумали люди проезжую часть»

Как вы думаете, почему люди не должны ходить по проезжей части?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что может ехать по проезжей части, по мостовой?

(Ответы детей – машины, троллейбусы, автобусы, грузовики…)

Воспитатель: Ребята, каким одним словом можно назвать то, что вы перечислили?

Дети: Это – транспорт.

Воспитатель: Давайте скажем: По проезжей части может ездить только транспорт.

(Дети повторяют предложение)

Воспитатель: По улицам пешком ходят люди. Как их называют этих людей?

Дети: Этих людей называют – пешеходы.

Воспитатель: Для пешеходов предназначена определённая часть улицы. Как называется эта часть улицы, по которой ходят пешеходы?

Дети: Часть улицы, по которой ходят пешеходы, называется – тротуар.

Воспитатель: А если их два?

Дети; Тротуары.

Воспитатель: Как вы думаете, почему машины не должны ездить по тротуарам?

(Дети высказывают свои предположения)

Воспитатель: Чтобы не случилась беда ни с машиной, ни с пешеходами были составлены «Правила дорожного движения».

Воспитатель: Что составили для поддержания порядка на дорогах?

Дети: Для поддержания порядка на дорогах составили «Правила дорожного движения».

Воспитатель: И были придуманы «Дорожные знаки». Давайте повторим это вместе.

(Дети повторяют и садятся на ковёр)

Воспитатель: К нам в гости пришли дорожные знаки.

(Выходят 4-ро детей, на груди у каждого висит крупный дорожный знак).

Дети читают стихи, по очереди представляя свой знак:

- Я - «Подземный пешеходный переход»

  Переход я, это ясно,

  Совершенно безопасный!

  Вниз спустись, в тоннель войди,

  Без препятствий проходи!

- Я - «Надземный пешеходный переход»

  Я – «надземный переход»!

  Над дорогой мостик!

  Поднимайся и иди!

  Без препятствий проходи!

- Я знак - «Движение человека запрещено»

  Запрещающий я знак!

  Ты меня запомни!

  «Людям проходить нельзя»!

  Опасно!!! Это помни!

- Я - «Наземный пешеходный переход»

  Если видишь знак дорожный -

  «Пешеходный переход»,

  Значит здесь через дорогу

  Сможешь двигаться вперёд!

  Если рядышком машины –

  Влево, вправо посмотри.

  Не беги! И осторожно

  Дорогу ты переходи!

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти знаки?

(Дети отвечают)

1-ый ребёнок: В пешеходном деле самое трудное – это переходить дорогу через проезжую часть. Вот меня и поставили возле перехода, а мне в помощь нарисовали полосатую дорожку с одной стороны улицы до другой, через всю проезжую часть.

Воспитатель: Как называют эту полосатую дорожку? (показывает «зебру»)

Дети: Эту дорожку называют «Зебра».

Воспитатель: Как вы думаете, почему её так назвали?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Давайте попробуем перейти дорогу по «зебре».

1-ый ребёнок: Я – дорожный знак - «Пешеходный переход» приглашаю вас перейти дорогу по «зебре».

Воспитатель: Посмотрите налево, если нет машин, то по «зебре» идите до середины дороги. Остановитесь! Посмотрите направо. Если нет машин, то переходите дорогу до конца.

(Дети переходят имитированную дорогу по напольной «зебре»).

(Вначале, глядят налево, дойдя до середины «зебры», останавливаются, глядят направо и доходят до конца).

(Воспитатель показывает, как надо переходить через дорогу)

Воспитатель: Мы научились переходить дорогу там, где стоит знак «Пешеходный переход» и есть «зебра». Нам повезло -  не было машин.

А если машины будут ехать одна за другой, то будешь стоять с утра до вечера и не перейдёшь на другую сторону улицы.

Чтобы этого не произошло, надо, поручить кому-то, следить за дорогой.

«Кому же поручить дозор? Придёт на помощь…»

Дети: Светофор!

Воспитатель: Светофор – это световое сигнальное устройство для регулирования движения на улицах.

(Воспитатель обращает внимание детей на телевизор и показывает маленький видеоролик – переключающиеся сигналы светофора и действия пешеходов и машин в зависимости от них)

(При этом воспитатель даёт свои комментарии)

Воспитатель: Вспыхнул перед транспортом красный свет и все шофёры нажали на тормоз, а машины остановились.

Загорелся жёлтый сигнал светофора – люди приготовились к переходу.

Пока для машин горел красный свет, светофор зажёг для пешеходов – зелёный и они пошли через дорогу по пешеходному переходу.

Как называется это «трёхглазое устройство»?

Дети: Светофор!

(Выходят 3-ое детей, в руках они держат большие круги красного, жёлтого и зелёного цвета.)

 Стихи:  

1- Светофор – наш лучший друг!

     Это знают все вокруг.

     Он расскажет вам, друзья,

     Правила движения!

     Если свет зажёгся красный – стой!!!

     Нельзя идти!!! Опасно!!!

2- «Жёлтый» скажет пешеходу:

    «Приготовься к переходу»!

      Подожди на жёлтый свет!!!

      Ведь пока прохода нет!

3- Свет зелёный говорит:

    «Проходите!!! Путь открыт!!!

Воспитатель: Давайте поиграем, попробуем рассказать о сигналах светофора движениями.

   Физминутка «Три сигнала светофора»

(Воспитатель поочерёдно показывает круги красного, жёлтого и зелёного цвета)

Красный свет – хода нет! (дети грозят пальцем)

«Жёлтый» – приготовиться! (дети стоят вытянувшись, как солдатики)

А «зелёный» говорит: «Проходите! Путь открыт!» (дети шагают на месте)

Воспитатель: Ребята, к нам пришёл в гости «Светофорик».

(Это макет светофора со съёмными (на липучках) кругами красного, жёлтого, зелёного цвета, которые расположены неправильно, а ротик опущен кончиками вниз)

Только он почему-то он грустный. Как вы думаете, почему он грустный?

(Дети отвечают)

Воспитатель: Давайте поможем «Светофорику» улыбнуться.

( 3-ое детей, по очереди исправляют неточности и дают пояснения)

Дети:  У светофора «красный свет» всегда наверху,

чтобы было лучше видно – хода нет!

«Жёлтый свет» находится в середине – приготовиться!

«Зелёный свет» внизу – переходи дорогу, пока он горит.

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли «Светофорику».

 Он нам всем улыбается. А нас «улица» ждёт!

(На полу стоит знак «пешеходный переход», разложена «зебра», определены «проезжая часть» и тротуары, стоит напольный макет светофора с фонариком)

Кто будет «светофором»?

(даёт ребёнку фонарик)

Кто хочет стать шофёром?

(раздаёт нагрудные таблички с изображением различных видов транспорта и игрушечные рули)

Пешеходы могут выбрать себе «детей».

(дети берут игрушки (куклы и коляски) для пешеходов)

Игра «Дорожное движение»

(Воспитатель следит за соблюдением правил дорожного движения, комментирует действия детей - пешеходов)

Воспитатель: Вы – молодцы! Что соблюдал каждый из вас на дороге?

Дети: Мы соблюдали правила дорожного движения!

Воспитатель: Чьи сигналы вам помогали?

Дети: Нам помогали сигналы светофора.

Воспитатель: Где пешеходы переходили через дорогу?

Дети: Там, где есть дорожный знак «пешеходный переход» и «зебра»

Воспитатель: Вы - молодцы! Соблюдайте правила дорожного движения!

Будьте на дорогах внимательны и осторожны! Помните о сигналах светофора и дорожных знаках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно – речевому развитию ( ФЭМП ) в средней группе. Тема: Путешествие по сказке « Маша и медведь »

Детский сад «Колосок» встретил гостей 18 апреля 2012 года в стенах своего сада и поделился с коллегами своим опытом работы по Ф.Г.Т. В рамках работы районных методических объединений по неп...

Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку». Автор: О.А. Мамышева

Совместная образовательная деятельность воспитателя по познавательно-речевому развитию детей младшего возраста 4-5 лет по теме «Путешествие на осеннюю полянку» с с использованием образовательных ...

Конспект организованной образовательной деятельности в области Речевого развития с детьми среднего возраста Тема: Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием ИКТ.

Тема: Разучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» с использованием ИКТ.Интеграция образовательных областей:  социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическ...