«Сказка ложь, да в ней намёк….»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Тришкина Людмила Павловна

Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию детей в подготовительной к школе группе "Декларация прав человека"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида №117»

Конспект педагогического мероприятия по правовому воспитанию в подготовительной к школе группе  

 «Сказка ложь, да в ней намёк….»

                                                                                       

                                    Составила:

                                                                  Воспитатель 2 кв. категории;

                                           Тришкина Л.П.

                                      Проверила:

  заместитель заведующего по ВМР

                                       Фощан Ю.Н.

г. Братск 2013г

                              «Сказка ложь, да в ней намек…»                         

 Цель:

Обогащение  и совершенствование знаний детей о правах человека, записанных в «Общей декларации прав человека», в доступной для дошкольников форме.

Задачи:

Обучающие;

Познакомить детей с некоторыми статьями «Всеобщей декларации прав человека», способствовать их пониманию и осознанию на примерах сказок.

Формировать у детей представление о праве на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища.

Учить строить человеческие взаимоотношения на основе дружелюбия, национального согласия

Воспитывающие:

Воспитывать самоуважение и уважение к другим людям, способствовать предупреждению проявления агрессивности.

Осуществлять готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности.

Развивающие:

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Развивать двигательную активность детей.

Предварительная работа:

- Чтение художественной литературы, русских народных сказок.

-Беседы по теме «Декларация прав человека»

- Рассматривание иллюстраций к литературным произведениям.

Оборудование:

Использование ИКТ, разрезная картинка с сюжетом «Заюшкина избушка», изображение лебедя на ватмане из серии «Рисунок по цифрам», маркеры, 2 портфеля и школьные принадлежности.

                                                       Ход занятия.

 Дети под музыку входят в группу, присаживаются на коврики  в круг (на слайде №1 «музыка» рисунок без надписи)

В: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад! Тогда же стали появляться вопросы, а что человек может делать, а что нет? Люди начали спорить. Иногда сильные обижали слабых, а остальные не знали, как помочь обиженным. Тогда  люди решили искать ответы на вопросы, и начали переговоры. И вот в результате этих переговоров появился закон, с помощью которого люди смогли разобраться в спорных ситуациях. Он называется «Всеобщая декларация прав человека»  (слайд №1)

- Это закон, в котором записано все, чтобы жить в мире и согласии,  и если точно соблюдать всё,  что записано в «Декларации прав человека», то беспорядки и неразбериха прекратятся.

- Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми статьями «Декларации», а помогут нам в этом наши друзья – сказки.

В: Мы окажемся с вами в одной из сказок, если сможем собрать картинку из частей в целое. Дети выкладывают картинку.

В: Сюжет какой сказки изображен на рисунке?

Д: «Заюшкина избушка». ( Слайд №2 ) без надписи

В: А, что произошло, почему Заюшка плачет? ( высказывание детей)

В: Значит , Заюшка попал в беду? Нужно ему помочь. Давайте разберемся, что нарушила Лиса?

Д: Права.

В: А вот какое право нарушила лиса, мы узнаем прочитав статью «Декларации» ( Слайд №2  )

 « Каждый имеет право на неприкосновенность жилища».

В: Так какое право нарушила лиса?

Д: Лиса нарушила право на неприкосновенность жилища.

В: А как вы понимаете слова «неприкосновенность жилища»?( ответы детей)

В: У каждого должно быть свое жилище и никто не может его отобрать.

- Ребята, давайте вспомним в каких еще сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? (ответы детей)   (слайд №3)

Дидактическая игра:   «Где чьё жилище?»

В: Ребята посмотрите на экран, здесь случилась беда:  животные, птицы и люди перепутали свои домики. Давайте поможем им.

(слайд №4) обыгрываем

(слайд №5) обыгрываем

 Дети слышат тревожный крик. Звучит голос петуха из сказки «Кот, петух и лиса» (слайд №6)  музыка  без надписи

За темные леса,

   За быстрые реки,

    За широкие горы.

                 Кот-братик спаси меня!»

В: Ребята, кто-то завет на помощь?

Д: Петушок.

В:  А, из какой он сказки?

Д: «Кот, Петух и Лиса»

(слайд №6) без надписи

В:  А почему петушок зовет на помощь, что случилось? ( ответы детей)

В: Опять лиса совершила не хороший поступок.

   - А что же она хотела сделать с петушком?

Д: Лиса хотела съесть его.

В: Снова лиса нарушила право. А вот какое право нарушила лиса, мы узнаем, прочитав следующую статью «Декларации» (слайд №6) надпись

 «Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу»

В: Какое право нарушила лиса?

Д: Лиса нарушила право на жизнь и свободу.

В: Ребята, в каких еще сказках жизнь и свобода героев подвергалась опасности?

Д: вспоминают сказки.

(слайд №7) обыгрываем

                                                   Физкультминутка:

   Мы права свои все знаем (шагаем)

Потому, что изучаем («часики»)

И себя мы защитим,

и в обиду не дадим («силачи»)

Будем мы дружить с правами (руки в стороны)

Выполнять обязанности.

Для того, чтоб вместе с вами

Жить в тепле и радости (руки вверх, потянуться, опустить)

 В:  Ребята, к нам в группу пришло письмо. Сейчас я его прочитаю:                      

      « Дорогие ребята! У нас на птичьем дворе разные птицы, но никто меня                  

     не понимает. Говорят, что я уродлив. Что мне делать?»

Как вы думаете,  кто  написал это письмо?

Д:  Это письмо  написал Гадкий утёнок.

(слайд №8) без надписи

В:  Почему же жители птичьего двора обижают его.

Д:   Потому,  что он не похож на других.

В: Правильно ли поступили жители птичьего двора по отношению к Гадкому       утёнку?

Д: Нет, они нарушили право.

В: Сейчас мы прочитаем ещё одну статью «Декларации»  в ней написано:

(слайд №8) надпись

 «Все люди рождены свободными и равными в своих  правах, все должны относиться  друг к другу по – братски»

В: Ребята, а как вы понимаете словосочетание: « относиться к друг другу по-братски» ( ответы детей)

Послушайте стихотворение  (слайд №9)

В: Правильно, мы должны относиться к другим людям  так же, как хотим, чтобы  относились  к нам, независимо от национальности, цвета кожи или разреза глаз. Все люди, живущие на земле братья, ведь мы все живем на одной планете.  (слайд №10) стихотворение

-  А сейчас подойдите к столу  где лежит ватман с фломастером, соедините точки и у вас получится изображение ( дети соединяют  точки )

В: Что у вас получилось?

Д: Лебедь.

В: Вот таким прекрасным лебедем  станет Гадкий утёнок.  Сейчас ему трудно на птичьем дворе. А давайте, мы поиграем в игру «Мир без тебя» и скажем утёнку добрые слова, чтобы ему было веселее. Я начну, а вы продолжите.

- «Мир без тебя был бы неинтересен, потому что ты самый красивый».

Дети продолжают    

Послушайте, какое стихотворение нам прочтет  (ребёнок)

Много нас на белом свете;

Есть и взрослые и дети,

Но в правах мы все равны

И дружить всегда должны!

(Слышится плачь)

В: Ой, ребята, слышите! Кто-то опять попал в беду.

Входит грустный Буратино ( инструктор по Физо)

В: Что случилось Буратино? Почему ты такой грустный?

Б: Я очень хочу учиться, но меня наверно не возьмут в школу, ведь я совершил плохой поступок, продал азбуку, которую Папа Карло купил мне на последние деньги.

В: Конечно это не хороший поступок, но мы видим, что ты изменился, и тебя обязательно возьмут в школу.

(слайд №11)  без надписи

Тем более, что об этом тоже прописано в «Декларации прав человека», есть статья, она звучит так; « Каждый имеет право на образование».

(слайд №11)  надпись

Б: Но ведь я не знаю, что нужно взять с собой в школу.

В: Буратино, наши дети скоро пойдут в школу и они уже знают, что нужно положить  в портфель. Они тебе помогут. Правда, ребята!

-  Ребята, что нужно взять с собой в школу?

     Дети перечисляют школьные принадлежности, которые нужно взять с собой в школу.  

Б: Ой, как много, я наверно все и не запомню.  

В: Буратино, ты не переживай, ребята все школьные принадлежности соберут в портфель и передадут  тебе.

Эстафета:

«Собери портфель» проводит Буратино ( инструктор по Физо)

Б: Как здорово, теперь ничего не забуду положить в портфель. И своим друзьям куклам подскажу.

В: Буратино послушай стихотворение  (слайд №12)

Б: Спасибо вам ребята, вы такие умные, так много знаете. А мне пора возвращаться в сказку, до свидания!

Дети прощаются.

(слайд №13)  музыка

В: Вот и наше путешествие по сказкам законченно. Вам понравилось!

А о чем мы сегодня узнали? ( о правах человека)

В: Да, мы познакомились с несколькими статьями  «Декларации прав человека» давайте вспомним их:

1.право на неприкосновенность жилища.

2.право на образование.

3.право на неприкосновенность жизни и свободы.

4. право относиться друг к другу по - братски

Мы будем продолжать знакомиться с правами человека, не забудем и про обязанности, но с ними мы познакомимся в следующий раз. Спасибо вам, все молодцы!

Используемая литература:

Антонов В.А. Изучаем права человека. – “ Вита – пресс “, 1997. – 40 с.

Журналы “ Дошкольное воспитание “, “ Защити меня’’ №1 – 2003 г. “ Начальная школа: плюс – минус “, “ Ребенок в детском саду “, “ Педсовет “, – № 9 – 1996., № 4 – 1997., № 1 – 1998., № 9 – 1998 ,

 Рылеева А.А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей, – М: “ Линка–пресс”, 1998.–34с.

 Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: “ Ангстрем”, 1993. – 84 с.

 Усачев А.Н., Березин А.К. Основы безопасности жизнедеятельности”. М: “ АСТ–пресс”, 1996.–137 с.

 Шабельник Е.С. Права ребенка. – М: “ Вита – пресс”, 1997.

 Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! – М: “ Вита–пресс”, 1997.–30 с.

 Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – С - Петербург: “ Детство – пресс”, 2000. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

проект по сказкам"сказка ложь да в ней намёк"

проект долгосрочный по русским народным сказкам, для младшей группы....

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок. По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»Литературное  мероприятие   для детей 5-7 лет: Сказка  П.П. Ершова «Конек-Горбунок»....

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок"

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...

сказкотерапия - правила детской безопасности в сказках - "Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок" (консультация для родителей)

материал поможет педагогам и родителям познакомить и закрепить правила безопасности через сказкиматериал разбит на три части: -правила безопасности в сказ- дидактическая игра...