Гражданско-патриотическое воспитание в непосредственно- образовательной деятельности
методическая разработка по окружающему миру по теме

Кудряшова Юлия Вячеславовна

 

Основные задачи:

1.Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.

2.Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

3.Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.

4.Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.

   5.  Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры          своего народа, государственной символики России .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКСКОУ «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».

Выступление на ШМО.

«Гражданско-патриотическое воспитание в непосредственно образовательной деятельности»

(Из опыта работы).

Воспитатель группы №3

Кудряшовой Ю.В.

                                                                             

                                                               

Кашира 2013

Академик Д.С.Лихачёв: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». 

Одна из важнейших задач современного общества – гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

 Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий решение целого комплекса задач: воспитания у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому дому, к родной улице и городу, формирования в нем чувства  хозяина – человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями своей страны, любит труд и уважает людей труда, с уважением относится к традициям своего народа, проявляет интерес к общественной жизни.

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.

Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

   - «Наследие» М.Ю.Новицкой

-«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой

  -система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной

  -«Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук

  -«Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой

Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Основные задачи:

1.Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.

2.Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.

3.Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.

4.Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.

   5.  Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры          своего народа, государственной символики России .

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Для реализации для реализации данных задач мы предлагаем следующий подход:

- Включение форм работы во все виды детской деятельности

- Использование регионального компонента.

- Планирование деятельности  в сотрудничестве с семьей и социумом.

Он состоит из нескольких направлений.

Первое направление: Я и моя семья

-Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, близким людям и детскому дому. Воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье - это основа основ Гражданско - патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.

Воспитание гражданина в своей группе мы начинаем со знакомства детей с людьми, которые работают в Детском доме и заботятся о них.

 Для этого мы создали в группе альбомы: «Я и моя семья», «Портфолио дошкольника»,  в который помещены фото всех воспитанников группы, их  семей, педагогов и воспитателей,  лучшие работы по рисованию и аппликации.

Рассматривая фотографии, дети рассказывают о своих друзьях,  некоторые – Коля Шевцов, Валя Карулина, Вика, Миша, Ангелина - о членах семьи, родственных отношениях. В таких беседах формируется чувство гордости за свою семью, желание проявлять заботу о близких людях. Играя в сюжетно-ролевые и дидактические игры «Моя семья», «День рождения куклы Маши», «Накроем стол для гостей» и др. дети узнают о традициях, увлечениях, правах и обязанностях членов семьи. Воспитание уважения, доброжелательного отношения к взрослым и сверстникам, воспитание взаимопомощи друг другу.  В группе созданы фотовыставки: «Нам вместе весело», «Как мы играем», которые дети с удовольствием рассматривают, задают интересующие их вопросы.

- Правовое воспитание – еще один путь воспитания гражданственности и патриотизма ребенка. Дети должны знать о своих правах.

В группе создан уголок Гражданско-патриотического воспитания «О правах - играя». Учителем-дефектологом запланированы занятия по правовому воспитанию дошкольников, которые воспитателями закрепляются на дидактических играх и в индивидуальных беседах.  («Я – ребенок и у меня есть права», «Мой первый документ – свидетельство о рождении» и другие). Мы создали дидактическую игру «Дуб мудрости», во время которой дети знакомятся со своими правами и обязанностями. А затем переносим эти знания в повседневную жизнь: Саша Фомина заболела, но она имеет право на лечение и врач ее обязательно вылечит.

Второе направление: Мир людей.

Это направление работы мы  определяем следующим содержанием:

Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского дома, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников необходимо эмоционально-насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком.

Важно создавать проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения. Для решения этих задач мы играем в игры: «Моя семья», «Поездка на автобусе».

Для развития интереса к “миру людей” и обогащения их представлений о социальной действительности формируем интерес к профессиям: профессии сотрудников  детского дома, продавец, парикмахер, врач, учитель. Осуществляем на занятиях: «Школа пешеходных наук», «Правила хорошего тона», «Кукла Маша заболела» и др., на праздниках: «День рождения», «День здоровья» и других. Планируем посещение магазинов, почты, музея, демонстрации фильмов и чтение книг, соответствующих возрасту наших детей.

Третье направление: Человек и его профессия.

В процессе работы по гражданскому воспитанию должны решаться, на наш  взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку труда и результатам его деятельности.

В первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны (хлебороб, учитель, космонавт). Воспитывать гордость за результаты их труда.

Необходимо также и приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского дома и т.д.

С раннего детства прививаем детям культурно-гигиенические навыки, учим содержать в чистоте и порядке свои шкафчики: аккуратно складывать свои вещи, мокрые вещи сушить, грязные сдавать в прачечную. На занятиях по труду учим детей стирать одежду и  платочки для куклы, вместе с детьми моем и вытираем игрушки из игровых зон, детали конструктора «Лего». Дети с большим удовольствием дежурят: сервируют столы, убирают посуду после еды, помогают няне приносить обед. Привлекаем детей к уборке на участке: собираем мусор, палочки, бумажки. Дети с большим удовольствием пропалывают сорняки на грядках и в цветниках.

Четвертое направление: Экология.

Гражданское воспитание и экология. Какая может быть взаимосвязь между этими понятиями? Истинный патриотизм гораздо глубже, нежели любовь к определенной природной зоне. Законы природы не зависят от законов государства, от традиций народа, от его истории. Но воспитатель должен не только дать представление о природе и ее законах, но и научить видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, жить в ней, не нарушая ее ритма, защищать ее. Родившись, человек становиться не только частью общества, но и вступает во взаимоотношения с окружающей средой и отношения эти во многом определяются культурой и традициями того народа, представителем которого ребенок является.

Экологическое воспитание начинаем с наблюдения за комнатными растениями и природой вокруг нас, учим ухаживать за цветами: вытирать пыль с листочков, поливать, рыхлить  землю. Затем вместе с детьми сажаем рассаду, наблюдаем за тем как распускаются листья на деревьях, как зацветают цветы на клумбах. Обращаем внимание детей на красоту окружающей действительности, а затем переносим наблюдения детей и их впечатления на занятия по художественному творчеству: «Первоцветы», «Береза», «Осенние листья» и др.

Проводим экологические викторины «Мы любим и охраняем природу», где знакомим детей с правилами поведения на природе, Участвуем в акции « Живи, Земля» - знакомим детей с деревьями нашей Родины, с лекарственными растениями, учим беречь и охранять природу России.

Пятое направление: “Родина моя – бескрайняя Россия”

Одно из направлений работы по гражданскому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине.  Дошкольник прежде всего должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, потом гражданином России и не только жителем планеты Земля.

Детей нужно знакомить со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился. Каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать, уметь с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего детского дома, города, а в дальнейшем и всей страны.

Воспитателями нашей группы были проведены беседы по темам «Символы России», «Красная  площадь – главная площадь страны», «Рассказ воспитателя о героях Великой Отечественной войны», «Наша Родина – Россия» и другие.

Одной из любимых тем для художественного творчества и бесед во время прогулок и экскурсий является тема: «Город, в котором мы живем». Целью является формирование представлений детей о родном городе, его зданиях,  памятниках, историческом прошлом и настоящем, воспитание любви к малой Родине, чувства гордости и уважения к землякам – труженикам и защитникам города, бережного отношения к истории и традициям.  Дети очень любят прогулки по городу, в парк, в лес.  Так, во время прогулки обращаем внимание детей на признаки весны, говорим, что почки на деревьях набухли, называем названия деревьев, которые нас окружают – рябина, липа,… береза. А береза, ребята, является символом нашей Родины России. Так вытекает и тема для рисования «Белая береза под моим окном», где закрепляем знания, полученные во время прогулки. Эти знания переносим в проект «Живи, Земля» - в раздел «Деревья России».

 В нашей группе накоплен довольно обширный наглядный и дидактический материал (материал о символах России, о флаге и гербе нашей области, материал об истории города Кашира, его исторических зданиях). Есть у нас и довольно большая коллекция фотоснимков, рассказывающих о  прошлом и настоящем нашего города и района.

Шестое  направление: Культура.

Патриотическое воспитание в детском доме – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Раздел “Культура” - еще одно направление в нашей работе.

Для ознакомления детей с народным творчеством и народными ремеслами в группе создан уголок «Мир искусств», где широко представлен комплект учебно-наглядных пособий «Дошкольникам об искусстве» (младший, средний, старший возраст). Воспитатели знакомят детей с русским народным промыслом: дымковская игрушка, гжель, хохлома, русской матрешкой. Предлагают раскрасить салфеточку, фартук для куклы, расписать тарелочку для Мишутки из сказки «Три медведя». Знакомят детей  старшего возраста с русскими художниками и их творчеством: Б. Кустодиев «Утро», А. Дейнека «Мать», А. Венецианов «Вот-те и батенькин обед», З. Серебрякова «За обедом».

Большое воспитательное значение имеет знакомство с русскими писателями и их творчеством:  Н. Михалковым,  С. Я.Маршаком, А. Барто, К. И.Чуковским и другими. Мы проводили беседы, готовили презентации, знакомили и заучивали с детьми стихотворения.

Эффективным воспитательным  моментом является сотрудничество взрослых и детей по изготовлению поделок к праздникам и участие в этих праздниках:  «День Матери», «Новый год», «Рождество», «День защитника Отечества»,  «Масленица», «Светлое Воскресенье» и другие. Дети разучивают песенки - колядки, участвуют в рождественских играх, становятся непосредственными участниками обрядов масленичной недели, её игр и забав. В группе мы рисуем стенгазеты, делаем презентации, проводим беседы об этих праздниках, знакомим с  историей и традициями русского народа.

Седьмое  направление: История.

Как научить детей любить Родину? Для этого педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к истории страны. Дети с увлечением слушают рассказы о ветеранах, об их героическом прошлом, участвуют в праздниках: «День Защитника Отечества», «День победы», «День защиты детей»,  готовим поздравительные открытки, возлагаем цветы героям войны.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, постоянно, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Думается,  это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы стараемся передать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и гражданско-патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие » направление «Трудовое воспитание» Тема: «Труд в уголке природы»

Труд в природе связан с расширением кругозора детей,получением доступных знаний ,например о почве,трудовых процессах,орудиях труда.На основе собственного опыта ребенок наглядно убеждаетсяв потребностя...

Цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию с использованием современных образовательных технологий для детей подготовительной группы

НАЧИНАЯ С ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,  ДЕТИ СТРАДАЮТ ДЕФИЦИТОМ ЗНАНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ, О ЛЮДЯХ, НАСЕЛЯЮЩИХ ЕГО. А ВЕДЬ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ ИМЕННО С ЛЮБВИ К ТОМУ МЕСТУ, ГДЕ РЕБЁНОК РОДИЛСЯ. ...

Непосредственно образовательная деятельность по разделу «Гражданско-патриотическое воспитание» в средней группе на тему «Наша дружная семья»

Продолжать формировать представление детей о семье, и её членах, об эмоциональном состоянии членов семьи....

Непосредственная образовательная деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе: «Я часть – России»

Цель: воспитывать любовь и уважение к своей Родине.Задачи:Продолжать формировать у детей интерес к своему краю, расширять представление о стране, в которой они живут.Закреплять знания детей о государс...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...