Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме:
    Праздник народной игрушки

    Савицкая Елена Константиновна

    1 вариант. Рассказ воспитателя о  матрёшке

    Цель. Познакомить с предназначением русской народной игрушки, ее историей.

    Задачи:
    - научить воспринимать и ценить прекрасное в любом его проявлении;
    - помочь детям попробовать свои силы в преобразовании окружающей действительности средствами народных промыслов.
    Оформление: иллюстрации народных игрушек и предметов народных промыслов, выставка: матрешки, куклы «скрутки», «живульки», куклы из соломы, деревянные игрушки, свистульки. Музыкальное сопровождение.

    Материал, оборудование:

     - для первого варианта приготовить бумажные силуэты матрёшек. Акварельные краски и тонкие кисточки;

     - для второго варианта приготовить материал для той куклы, которую будут делать дети.

    ХОД

    Ростом разные игрушки, 
    Не похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка. 

    ЭТО куколка – с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички мал – мала меньше. Про матрешку придумали потешку:

    Шли матрешки по дорожке, 
    Было их немножечко:
    Две Матрены, три Матрешки
    И еще Матрешечка!

    ИНОРМАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЯ 

    Версии возникновения матрёшки.

    Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

    Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской.

    Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

    Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне    Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

    Само имя Матрона означает «знатная женщина» .Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России.

    Я – тетушка Матрешка, несу грибов лукошко,
    За мной родные внучки идут, сложивши ручки.
    И все они Матрешеньки, и все они милешеньки,
    Все с аленькими щечками, под пестрыми платочками.

    Описательные рассказы детей о росписи разных матрёшек:

    - Загорская;

    -Семёновская ;

    -Полхов – Майданская;

    - Сергиево посадская;

    - Вятская;

    - авторская (если есть образцы)

    Роспись бумажных силуэтов матрёшек

    Дети могут придумать свой узор, образ или повторить понравившуюся роспись.

     

    2 вариант. Мастер – класс «тряпичная куколка»

    Цель: Приобщать детей  к народной культуре через совместное творчество с

    взрослыми.

    Задачи: Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать

    фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами

    рукоделия. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл праздник народной игрушки224.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    Праздник народной  игрушки

    1 вариант. Рассказ воспитателя о  матрёшке

    Цель. Познакомить с предназначением русской народной игрушки, ее историей.

    Задачи:
    - научить воспринимать и ценить прекрасное в любом его проявлении;
    - помочь детям попробовать свои силы в преобразовании окружающей действительности средствами народных промыслов.
    Оформление: иллюстрации народных игрушек и предметов народных промыслов, выставка: матрешки, куклы «скрутки», «живульки», куклы из соломы, деревянные игрушки, свистульки. Музыкальное сопровождение.

    Материал, оборудование:

     - для первого варианта приготовить бумажные силуэты матрёшек. Акварельные краски и тонкие кисточки;

     - для второго варианта приготовить материал для той куклы, которую будут делать дети.

    ХОД

    Ростом разные игрушки, 
    Не похожи друг на дружку.
    Все они сидят друг в дружке,
    А всего одна игрушка. 

    ЭТО куколка – с секретом! Внутри нее прячутся веселые сестрички мал – мала меньше. Про матрешку придумали потешку:

    Шли матрешки по дорожке, 
    Было их немножечко:
    Две Матрены, три Матрешки
    И еще Матрешечка!

    ИНОРМАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЯ , ещё надо обработать!!!

    Версии возникновения матрёшки.

    Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

    Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской.

    Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево. «Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

    Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне    Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.

    Само имя Матрона означает «знатная женщина» .Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России.

    Я – тетушка Матрешка, несу грибов лукошко,
    За мной родные внучки идут, сложивши ручки.
    И все они Матрешеньки, и все они милешеньки,
    Все с аленькими щечками, под пестрыми платочками.

    Описательные рассказы детей о росписи разных матрёшек:

    - Загорская;

    -Семёновская ;

    -Полхов – Майданская;

    - Сергиево посадская;

    - Вятская;

    - авторская (если есть образцы)

    Роспись бумажных силуэтов матрёшек

    Дети могут придумать свой узор, образ или повторить понравившуюся роспись.

    2 вариант. Мастер – класс «тряпичная куколка»

    Цель: Приобщать детей  к народной культуре через совместное творчество с

    взрослыми.

    Задачи: Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать

    фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приемами

    рукоделия.

    ИНОРМАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЯ , ещё надо обработать!!!

    Закрутка – это тоже самое, что и столбушка

     В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

    Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

    Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

    Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
          Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

    Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

    Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

    Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

    Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

    Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

    Кукла "зайчик на пальчик" - это оберег ребёнка. Когда ребёнок остаётся один, чтобы он не боялся или не скучал, ему на пальчик надевают весёлого зайчика. Ребёнку становится весело и совсем не страшно, потому что с ним всегда его добрый и весёлый оберег.

    Для изготовления куколки Вам потребуются:

    1) узкая длинная полоска ткани, однотонная или в мелкий рисунок, примерно 6х20 см

    2) кусочек ваты

    3) красная нить

    Приготовить необходимые материалы для будущей куклы.

     Сложить ткань посередине вдоль длинной стороны. Сверху кусочка немного вомните внутрь сложенную середину, чтобы по краям образовались ушки

    Перевяжите красной нитью одно ушко

    Потом обвяжите второе ушко и перевяжите ткань чуть ниже ушек, чтобы зафиксировать их местонахождение.

     Нитку не обрывайте, она так и будет идти по всему зайчику без единого обрыва

    С изнаночной стороны под ушками вложите комочек ваты или синтепона

    Аккуратно сзади проведите привязанной нитью вдоль головы, и, завязав шею, сформируйте голову зайчику.

    Загните края полосы от головы вдоль длинной стороны и немного подогните нижний край вдоль короткой стороны.

    Подверните нижнюю половинку под верхнюю половину туловища зайчика, подгибанием нижней стороны отрегулируйте необходимую длину. Обмотайте ниткой будущую переднюю лапку так, чтобы нить шла от шеи наискосок вниз вокруг лапки и обратно огибала шею.

    Таким же образом сформируйте вторую переднюю лапку, и обмотайте зайке талию так, чтобы игрушка удобно держалась на пальце. Ваш зайчик-на-пальчик готов: 

                  Скачет зайка маленький

                  Около завалинки.

                 Быстро скачет зайка,

               Ты его поймай – ка!  

    Resource id #3780

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий новогоднего праздника "Любимый праздник с любимою сказкой"

    Сценарий новогоднего праздника для детей старшего возраста....

    Мини-спектакль к новогоднему празднику"Как лесные звери на праздник спешили"

    Мини-спектакль для детей дошкольного возраста о правилах дорожного движения...

    Сценарий праздника к 8 марта "Веселимся и играем, мамин праздник мы встречаем"

    Сценарий   рассчитан  на  детей  подготовительной   группы  и  имеет  единый   развёрнутый  сюжет. Интересен  тем, что  весь...

    Методическая разработка сценария к празднику в младших группах «Мы мамин праздник отмечаем!»

    В сценарии праздника для младшего возраста "Мы мамин праздник отмечаем!"  раскрыты две темы: тема Весны и День 8 Марта.Действующие лица:Весна - воспитатель;Ручеек - ребенок;Солнышко - ребенок;Лис...