Первобытные люди.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Ходанович Ирина Яковлевна

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества. 

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь , умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы : Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

- Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился ? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

- Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

- У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю .  Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

- Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

- Посмотрите,  во что был одет древний человек?  ( в шкуру )

- Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

- А кто догадается, зачем ему шкура ?  ( защита от холода )

- Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

- Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

- Где он мог жить? (в пещере)

- Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо )

-Где водится рыба? ( в реке, озере )

-Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку )

-А как раздобыть мясо? (идти на охоту )

- В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

-На какого зверя похож мамонт? (на слона )

Слайд № 3.(слон)

-Чем мамонт отличается от слона? ( у мамонта шерсть и огромные бивни )

 Слайд № 4 (слон и мамонт)

- Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

- Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

- А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

-Слайд № 5.(саблезубый тигр)

- У них огромные и  острые, как сабли клыки.

- Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

- Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями ?   ( оружие )

- Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

- Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

- А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

- Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

- Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

- Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

- Можно позвать мимикой. (подмигивание)

- А можно голосом .(Эй! У- у-у)

- Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

-  Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

-На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

- Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

- А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

- Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии .(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло .(жёлтые)

-А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom.zadaniya.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия.

Первобытные люди.

Цель: Формировать у старших дошкольников представление о возникновении и истории цивилизации человечества.  

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с внешним обликом первобытного человека.

2.Познакомить с достижениями первобытного человека: овладением речь , умением добывать огонь, изготовление орудий труда, охоты, наскальная живопись, быт.

3.Расширять словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.

4.Развивать связную речь, словотворчество.

Развивающие:

1.Развивать творческое мышление, воображение, фантазию.

2.Развивать пантомимические и мимические способности у детей.

4.Способствовать развитию познавательных интересов.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.

Предварительная деятельность:

1.Беседы « Кто такой первобытный человек «

2.Рассматривание иллюстраций.

Материалы : Презентация «Древний человек».

Предметно – развивающая среда:

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Ход занятия.

- Давным-давно это было. На нашей зелёной и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился ? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса - мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок.

Слайд №1.(человек первобытный)

- Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну.

- У человека не было ни острых зубов, ни когтей, он не умел летать, но был быстр и ловок. Ходил он на двух ногах, но при этом сильно наклонялся вперёд. Руки человека свешивались до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять и рыть землю .  Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей.

- Говорить древний человек ещё не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

- Посмотрите,  во что был одет древний человек?  ( в шкуру )

- Да, тогда не было современной одежды, потому что не было ни фабрик, ни заводов и человеку приходилось всё делать своими руками.

- А кто догадается, зачем ему шкура ?  ( защита от холода )

- Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались.

- Может, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? Конечно, ему нужны были питьё, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка.

- Где он мог жить? (в пещере)

- Что он мог съесть? (ягоды, траву, мясо )

-Где водится рыба? ( в реке, озере )

-Как её оттуда достать? (поймать на крючок, удочку )

-А как раздобыть мясо? (идти на охоту )

- В те далёкие времена на земле жили мамонты.

Слайд № 2.(мамонт)

-На какого зверя похож мамонт? (на слона )

Слайд № 3.(слон)

-Чем мамонт отличается от слона? ( у мамонта шерсть и огромные бивни )

 Слайд № 4 (слон и мамонт)

- Как вы думаете, зачем мамонту бивни, хобот и длинная шерсть?

- Мамонты появились много миллионов лет назад. Они жили в холодных уголках нашей планеты, а слоны обитают в тёплых краях. Вот только мамонты вымерли давным- давно, в конце ледникового периода, а слоны и сегодня живут.

Бивни животным нужны, чтобы выкапывать из земли корни и траву. Также мамонты ими разрывали снег в поисках пищи. А ещё бивни использовались для защиты своих детёнышей. Косматая шуба согревала мамонта в лютые морозы и защищала от колючих северных ветров.

Учёные до сих пор не знают, почему мамонты вымерли. Возможно, по окончании ледникового периода исчезли бескрайние северные пастбища. Быть может, виновата какая-нибудь страшная болезнь или первобытные люди убили последнего мамонта.

- А ещё тогда водились саблезубые тигры. Они были размером со льва. Они могли быстро бегать, но только на короткие расстояния. У саблезубых тигров были самые огромные зубы среди кошек, когда-либо живших на Земле. Эти зубы длиннее человеческой ладони. Эти звери не могли добывать для себя достаточно пищи и постепенно вымерли.

-Слайд № 5.(саблезубый тигр)

- У них огромные и  острые, как сабли клыки.

- Ещё люди охотились на пещерного медведя.

Слайд № 6.(пещерный медведь)

- Что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями ?   ( оружие )

- Из чего его можно сделать? Оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень. Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копьё и ручку топора. Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан.

Слайд № 7.(оружие)

- Первобытные люди жили стадами. Это было – человеческое стадо. У него был свой вождь.

Слайд № 8.(племя)

- А также старейшины – старые мудрые люди, которые обучали молодых, как делать оружие, собирать плоды и многому другому.

- Так что древнейший человек жил не один, а среди себе подобных.

- Как вы думаете, что нужно людям для того, чтобы понимать друг друга? Как им общаться? Вот собрался наш человек на охоту, как ему позвать других?

- Можно позвать жестами. Как? (дети изображают)

- Можно позвать мимикой. (подмигивание)

- А можно голосом .(Эй! У- у-у)

- Сначала древние люди общались только звуками. Но это было очень неудобно и они придумали свой язык. Мы сейчас с вами поиграем.

Физ. минутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч-ребёнок отвечает словом, им придуманным.

-  Оказывается, древние люди общались ещё с помощью рисунков.

-На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)

- Тогда ещё люди не придумали бумагу и рисовали на камне. А рисовали они то, что им было близко: животных, охоту, людей.

Слайды № 9, 10, 11, 12.(наскальные рисунки)

- А сейчас отгадайте, что здесь нарисовано?

- Я хочу вам сказать, что люди не только хорошо рисовали, но и были тесно связаны с природой и зависели от неё. Многого они не знали и не понимали, поэтому различные явления природы: дождь, молнию, солнце -они считали проявлением Бога. Богов у них было много. Бог воды отвечал за все моря, реки, озёра. Каким цветом его можно изобразить? (синие карточки) Бог огня посылал молнии .(красные карточки) Бог солнца-свет и тепло .(жёлтые)

-А теперь каждый из вас выберет свою стихию огня, воды или солнца. А когда зазвучит его музыка, он превратится в эту стихию и станет двигаться согласно музыке.

Заключение.

Какие красивые у нас были стихии. Молодцы! Наше путешествие к древним людям закончилось. До свиданья, первобытный человек!

Resource id #912

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра "Первобытные люди"

Сюжетно-ролевая игра "Первобытные люди" занявшая 1-е место в территориальном конкурсе "Лучшая методическая разработка сюжетно-ролевых игр среди педагогов дошкольных образовательных учреждений админист...

Конспект НОД области "Музыка"- "Путешествие к первобытным людям"

Конспект непосредствено-образовательной деятельности, область "Музыка" в старшей группе. Знакомство детей с историей появления первых музыкальных инструментов....

Детский игровой проект «Первобытные люди» Для детей 6 – 7 лет

Проектная деятельность - это новый вид деятельности в детском саду, который помогает решить много задач в воспитании детей и в развитии их творческих способностей. Детский игровой проект "Первобытные ...

«Что? Где? Когда? О жизни первобытных людей»

Данная разработка помогает обобщить знания детей по теме "Древние люди"...

Интегрированное занятие «Первобытные люди»

Конспект интегрированного занятия по физической культуре в подготовительной группе по теме: "Первобытные люди"....

Конспект занятия по изодеятельности «Как жили первобытные люди»

Цель:знакомство детей с доисторической эпохой неолита на занятии по изодеятельности.Задачи: 1) Дать детям знания об образе жизни древних первобытных людей. Как они добывали себе еду, одевались, о...