Проект по патриотическому воспитанию "Птицы нашего края"
презентация к уроку по окружающему миру по теме

Котина Ангелина Сергеевна

В данной работе содержится конспект одного занятия из проекта по патриотическому воспитанию "Птицы нашего края", также описание самого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc68 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc44.5 КБ
Office presentation icon ptitsy_nashego_kraya.ppt286 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Итоговая работа

по программе модуля Вариативной части

 Именного образовательного чека

 «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»  

с 16.09.2013 г. по 21.09.2013 г.

Выполнила:

Котина Ангелина Сергеевна

социальный педагог МАДОУ ЦРР

д/с № 377 г.о. Самара

Самара, 2013 г.

Педагогический проект

на тему: «Птицы нашего края»

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Преимущества патриотизма:

- Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.

- Патриотизм даёт ответственность за семью, народ и Родину.

- Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.

- Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.

- Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.

- Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Чтобы воспитать патриотов своего края надо его знать. Знать его историю, его особенности, историю народа, национальные традиции, обычаи, животных и птиц.

Цель проекта: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

- провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой;

- развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц;

-выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами;

-вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года;

- научить детей правильно подкармливать птиц;

-воспитывать заботливое отношение к птицам.

Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также будет формироваться чувство патриотизма к родине.

Этапы реализации проекта «Птицы нашего края».

  1. Подготовительный этап.

-изучить познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист».

-подготовить оборудование для реализации данного проекта; сделать подборку игр для детей старшего дошкольного возраста;

-приготовить оборудование для оформления информационной газеты о птицах нашего края;

-подготовить совместно с родителями сообщения о птицах;

-сделать опорные карточки с изображением птиц;

-разработать цикл наблюдений за птицами нашего края;

-подобрать серию мультфильмов о птицах.

  1. Основной этап. Основной этап реализации нашего проекта включает в себя 2 направления – работа с родителями и работа с детьми.

Работа с родителями:

-сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы;

-привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах);

- «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе).

Работа с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.

2. Защита сообщений детьми о птицах.

Дети совместно с родителями готовят сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнаем, чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т. д. Прорабатываем информацию о том, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины, яблони. Следовательно, с наступлением зимы природа замирает: исчезают насекомые, червяки, поэтому птицам нечем питаться, и они улетают в тёплые края, в более лучшие для них условия выживания. Остальные птицы такие, как ворона, воробей, синица, голубь, свиристель, сорока и другие птицы остаются зимовать. Они отлично переносят климат нашей местности.

3. Наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года.

Наблюдая за птицами, мы узнаем, какие пернатые друзья прилетают на территорию детского сада (это голуби, синицы, снегири, воробьи, вороны).

4. Практические (рисование, конструирование, лепка) и познавательные занятия с детьми (ознакомление с окружающим миром, чтение художественной литературы, развитие речи), просмотр мультфильмов.

5. Акция «Покормите птиц зимой». Необходимо научить детей методом объяснений и личным примером как правильно и чем кормить птиц.

6. Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует? », «Раздели птиц на перелётных и зимующих».

7. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. Дети приносят кормушки в детский сад, мы на своём участке развешиваем кормушки. Каждый день ведутся наблюдения из окна за птицами. Делаем вывод, о том, чем правильно кормить птиц, в каком количестве необходимо давать корм, как часто необходимо менять корм, как ведут себя птицы во время принятия пищи. Подходим к общему мнению о том, что можем помочь выжить некоторым птицам в трудное для них зимнее время. Наблюдения обсуждаются совместно с детьми в группе.

8. Просмотр мультфильмов о живой природе, птицах. Обсуждение увиденного, прорабатывание ситуаций, в которых оказались герои мультфильмов. Совместное придумывание сказки с детьми.

Построение плана занятий на неделю

Понедельник: ознакомление с природным окружением на тему «Птицы нашего края».

Вторник: конструирование на тему «Птица».

Среда: рисование по теме «Снегири на ветках».

Четверг: лепка на тему «Птицы на кормушке».

Пятница: развитие речи «Чтение художественного произведения Е. Чарушина «Воробей», рисование на тему «Воробушки».

  1. Заключительный этап.

Выпуск газеты «Берегите птиц!». Праздник «Птицы – наши друзья». Подведение итогов. Рефлексия полученных результатов.

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта интересная, увлекательная, познавательная. Проект позволяет раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. В реализации проектной деятельности дети учатся:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять.

Проблему дети решают путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

В результате проведённой работы у детей формируются следующие ценностные ориентиры:

- Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с природой родного края.

- Семья, хранящая и прививающая детям любовь и чувство заботы о пернатых друзьях человека.

- Потребность у дошкольников помогать нуждающимся.

- Бережное отношение к природе родных мест.

- Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.

Таким образом, приобщая детей к природе и животному миру своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, так как это помогает детям воспринимать чувства любви к родному краю и окружающему его миру.

Использованные ресурсы:

1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – 106 с. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. Библиотека журнала «Управление ДОУ».

3. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12,

4. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007.

5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

6. Шорыгина Т.А.. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.

7. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html

8. http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv65.htm

9. http://festival.1september.ru/articles/615833/



Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Знакомство с птицами»

Цель: формирование общих представлений о птицах.

Задачи:

- изучить строение тела птиц;

- найти между ними сходство и различия;

- продолжать формировать у детей такие умственные умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;

- развивать речь детей;

- прививать чувства любви и заботы о птицах.

Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма: зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала; несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятиях по конструированию; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.

Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.

Методические рекомендации:

  1. Занятие на улице лучше проводить зимой. Тогда и птиц слетится много, и кормление пройдет активно. Наблюдение через окно от сезона года не зависит.
  2. Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно. В последние годы даже городские птицы привыкли к человеку и близко подпускают его к себе. Размер птицы и ее вид не имеют существенного значения.
  3. Поскольку одна из программных задач – развитие речи детей, воспитатель старается говорить как можно меньше и своими вопросами побуждают детей к рассказу. Ответы на вопросы они находят из наблюдений и экспериментов.

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома, но, несмотря на это многое вы можете рассказать о ней сами.

1. Строение тела птицы

Воспитатель. Из каких частей состоит тело птицы? (Голова, туловище, хвост.)

- Что есть на голове?

- Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Наружных ушей нет.)

- Клюв птицы – это рот или нос?

Небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.

- Какие конечности есть у птицы? (Крылья, ноги.)

- Опишите крылья.

- Рассмотрите и опишите ноги: ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями; в нижней части покрыты чешуйками. На ногах четыре длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво.

- Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены?

- Рассмотрите и опишите хвост.

2. Рассматривание перьев

Воспитатель. Расскажите, чем покрыто тело птицы. (Перьями.)

- Как они окрашены?

- Как такая окраска помогает птице выжить? (У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.)

- Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие – по голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные – на крыльях и хвосте.)

- В какую сторону они направлены? (Спереди на зад.)

- Как они расположены? (Налегают друг на друга.)

- Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

3. Питание птицы

Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Нужно бросить немного семечек.

Ребята наблюдают и высказывают свои впечатления.

Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю.

Так что же они съели в первую очередь?

4. Органы чувств

Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы?

- Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи?

- А слышат? Нужно посвистеть в свисток (подуть в дудочку).

- На голове по бокам у нее есть уши, только они закрыты перьями. Птица слышит очень хорошо. Теперь поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица же не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука.

- Понаблюдаем, если подойти к птице строго сзади, увидит ли она наблюдающего. Сделаем большой круг, чтобы она нас не заметила.

- Почему птица увидела наблюдающего? (У нее глаза расположены по бокам головы, а не так как у нас – спереди. Поэтому она видит не только спереди, но и сзади.)

5. Передвижение птицы (Блок реализуется в любом месте занятия – в то время, когда птицы ходят или летают.)

- Расскажите, как птица ходит.

- Как она летает?

- Что она делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или жердочку)? При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых служит тормозом, гасит скорость, а во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко.

- Почему птица не падает, когда сидит на ветке?

- А мы так сможем? После занятия проверим.

6. Участие крыльев, хвоста и конечностей при движении птиц

Воспитатель. В следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, что делают крылья, хвост и ноги, когда птица немного взлетает.

Воспитатель бросает на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный к длинной тонкой веревке. Конец веревки он держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, воспитатель осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей.

Стараясь догнать хлеб, птицы подпрыгивают и подлетают за ним. В это время дети могут хорошо изучить роль не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для полета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.

7. Сравнение разных птиц между собой

Рекомендация. Проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно двух и более птиц.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь?

Воспитатель называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой.

8. Заключение

Воспитатель. Наконец, задаю самый трудный вопрос: каких животных называют Птицами?

Данный блок занятия может идти двояко.

  1. Если дети называют разные второстепенные признаки, воспитатель, превращая диалог в шутку, им противоречит. (Например, дети говорят, что птицы откладывают яйца. Воспитатель возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.)
  2. Если они сразу называют ключевой признак – наличие перьев – воспитатель избирает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами дети.

- Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходят и человек, а раньше ходили динозавры.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные – грызуны, насекомые, лошади.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые летают? (У которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)

- Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (нет. Кроме птиц откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи)

- Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)

- Так что же такое есть у птиц, чего нет ни у каких других животных?

После некоторых раздумьев дети самостоятельно приходят к выводу, что у названных видов животных нет перьев.

- Правильно. Ведь у Птиц есть и второе название: Пернатые. Ни у кого, кроме птиц, перьев нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Птицы нашего края» Выполнила: социальный педагог МАДОУ ЦРР д/с № 377 г.о. Самара Котина Ангелина Сергеевна

Слайд 2

Высочайший патриотизм — страстное, беспредель­ное желание блага Родине. Г. Чернышевский

Слайд 3

Актуальность Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Чтобы воспитать патриотов своего края надо его знать. Знать его историю, его особенности, историю народа, национальные традиции, обычаи, животных и птиц.

Слайд 4

Цель проекта: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям. Задачи: - провести наблюдения за птицами нашего края осенью и зимой; - развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц; -выяснить, почему некоторые птицы улетают в тёплые края, а остальные остаются зимовать вместе снами; -вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время года; - научить детей правильно подкармливать птиц; -воспитывать заботливое отношение к птицам.

Слайд 5

Этапы реализации проекта «Птицы нашего края» 1 этап. Подготовительный 2 этап. Реализация проекта 3 этап. Заключительный

Слайд 6

1. Подготовительный этап -изучить познавательную, художественную и методическую литературу, статьи в журналах «Юный натуралист». -подготовить оборудование для реализации данного проекта; сделать подборку игр для детей старшего дошкольного возраста; -приготовить оборудование для оформления информационной газеты о птицах нашего края; -подготовить совместно с родителями сообщения о птицах; -сделать опорные карточки с изображением птиц; -разработать цикл наблюдений за птицами нашего края; -подобрать серию мультфильмов о птицах.

Слайд 7

2. Основной этап Работа с родителями: 1. Сбор материала о птицах родного края для детей старшей группы. 2. Привлечение родителей к помощи в поиске необходимой детям информации (сообщения о птицах). 3. «Домашняя мастерская слова» (стихи, рассказы, сказки о природе). Работа с детьми: 1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края. 2. Защита сообщений детьми о птицах. 3. Наблюдения за птицами в осеннее и зимнее время года. 4. Практические (рисование, конструирование, лепка) и познаватель-ные занятия с детьми (ознакомление с окружающим миром, чтение художественной литературы, развитие речи), просмотр мультфильмов. 5. Акция «Покормите птиц зимой». Необходимо научить детей мето-дом объяснений и личным примером как правильно и чем кормить птиц. 6. Проведение игр «Найди свой домик», «Перелёт птиц», «Кто, где зимует? », «Раздели птиц на перелётных и зимующих». 7. Изготовление родителями и детьми кормушек для птиц. 8. Просмотр мультфильмов о живой природе, птицах.

Слайд 8

3. Заключительный этап Выпуск газеты «Берегите птиц!». 2. Праздник «Птицы – наши друзья». 3. Подведение итогов. 4. Рефлексия полученных результатов.

Слайд 9

Выводы: В результате проведённой работы у детей формируются следующие ценностные ориентиры: - Патриотические чувства, основанные на ознакомлении с природой родного края. - Семья, хранящая и прививающая детям любовь и чувство заботы о пернатых друзьях человека. - Потребность у дошкольников помогать нуждающимся. - Бережное отношение к природе родных мест. - Любовь к своей малой Родине, как к источнику патриотического начала.

Слайд 10

Таким образом, приобщая детей к природе и животному миру своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Безусловно, работа над этим проектом интересна, многогранна и очень важна. Поэтому её обязательно нужно продолжать, так как это помогает детям воспринимать чувства любви к родному краю и окружающему его миру.

Слайд 11

Использованные ресурсы: 1. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12, 2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. 3. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 4. Шорыгина Т.А.. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003. 5. http://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/2893-proekt-ptitsy-nashi-druzya.html 6. http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv65.htm

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по патриотическому воспитанию «Мой край Ямал». (обобщение опыта)

Актуальность проекта: Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с рождения. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную ро...

проект по патриотическому воспитанию "Мой край"

проект по патриотическому воспитанию "Мой край"...

Познавательный проект по патриотическому воспитанию "Родной край люби и знай" город Вязьма

Знакомство детей с историей города и его замечательными людьми!...

Проект по патриотическому воспитанию "Донской край"

С помощью данного проекта развить в детях желание быть патриотом своей Родины ...

Проект по патриотическому воспитанию "Мой край родной"

Тема: «Мой край родной»Актуальность и обоснование выбранной темы: Целенаправленность ознакомления ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь ч...