Опытническая работа по экологии в старшей и подготовительной группах
(окружающий мир, старшая группа) на тему

Роженко Людмила Николаевна

 

Почва.

1.     Состав почвы: песок, глина, перегнившие растения, камешки.

2.     Свойство песка: желтого цвета, состоит из мельчайших песчинок, сухой сыплется, из мокрого – можно лепить.

3.     Свойства глины: коричневого цвета, плотная, вязкая, из мокрой глины можно лепить.

4.     Показать водопроницаемость песка и глины: песок быстро намокает, пропускает воду, глина намокает дольше, влагу внутрь не пропускает.

5.     Определить, где будет лучше расти растение: песчаная почва очень быстро забирает влагу, которая испаряется, глиняная – не пропускает влагу, смешанная – растению достаточно влаги.

6.     Показать, как вода вытесняет воздух из почвы, поэтому во время дождя дождевые черви выбираются на поверхность из-за нехватки кислорода: положим почву в стакан с водой, увидим пузырьки воздуха, поднимающиеся из воды.

 

Вода.

 

1.     Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который она помещена.

2.     Вода не имеет вкуса: попробовать обычную кипяченую воду и воду с добавлением сахара, определить вкус воды: сладкая.

3.     Вода не имеет запаха: понюхать обычную воду и воду с добавлением пахучего вещества.

4.     Вода не имеет цвета: в одной баночке – обычная вода, в другую – капнуть краситель, вода в баночке окрасится, определить цвет воды.

5.     Животворное свойство воды: необходима и человеку, и животным, и растениям.

6.     Вода испаряется: вскипятить воду, накрыть крышкой, понаблюдать, как пар превращается снова в капли и падает вниз.

7.     Понаблюдать, как быстрее испарится вода: в стакане или в маленьком блюдце.

8.     Вода не изменяет свое состояние в зависимости от температуры: при высокой температуре она нагревается, при низкой – замерзает и превращается в лед.

9.     Измерить температуры воды с помощью водного термометра.

Лед.

 

1.     Показать превращение воды в лед при низкой температуре.

2.     Лед холодный, прозрачный, гладкий, хрупкий.

3.     Добавить в формы с водой краситель, заморозить, определить какого цвета льдинки.

4.     Показать, что лед в воде не тонет, плавает на поверхности, так как он легче воды.

5.     При высокой температуре лед превращается в воду. Понаблюдать, в открытом или закрытом сосуде лед быстрее растает.

 

Снег.

 

1.     Снег белый, состоит из маленьких снежинок, легкий, холодный, сыпучий, рыхлый.

2.     При низкой температуре снег сухой, сыплется, при более высокой – становится мокрый, из него можно лепить.

3.     Определить, что тяжелее: снег или земля в воде. Снег плавает на поверхности, земля тонет, значит, снег легче воды, а земля тяжелее.

4.     Понаблюдать превращение снега в воду при комнатной температуре. Показать, что вода серого цвета, с различными примесями, снег есть нельзя.

5.     Сравнить глубину снега около деревьев и на открытом месте. Установить зависимость глубины снега и сохранении растений от вымерзания.

 

Воздух.

 

1.     Мы дышим воздухом. Если через трубочку подуть в стакан с водой. То в стакане появятся пузырьки, это воздух.

2.     Воздух невидим. Не имеет формы и запаха. Почистить апельсин, предложить почувствовать запах.

3.     Воздух имеет вес. На чаши весов положить надутый и ненадутый шарики, чаша с надутым шариком перевесит.

4.     Показать способ обнаружения воздуха в почве, камешках: опустить их в стакан с водой, появятся пузырьки воздуха.

Растения.

 

1.     Пересадка растений из грунта в плошку.

2.     Выращивание рассады.

3.     Проращивание семян.

4.     Посадка лука.

5.     Показать необходимость влаги для растений: проращивание семян в двух разных блюдцах – с водой и без нее.

6.     Показать необходимость растений в свете: одно поставить ближе к свету, другое в темное место.

7.     Показать необходимость тепла для растений: срезанные ветки быстрее распустятся в теплом месте, чем в прохладном помещении.

8.     Определить разную потребность растений в воде на примере кактуса и фиалки.

9.     Показать способность растения искать свет: поставить его у окна на 3 дня, повернуть его на 180 градусов, оставить еще на 3 дня. Листья растения будут поворачиваться к свету.

10.                        Определить, что растение теряет влагу через испарение: поместить  полиэтиленовый пакетик на лист, прикрепить его, поставить на 2-3 часа на солнце: пакет изнутри стал мокрый.

11.                        Показать необходимость рыхления почвы для поступления воздуха к корням растений.

 Понаблюдать, как влияет прополка на рост и развитие растений: маленький участок грядки пропалывать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий развлечения по экологии в старшой и подготовительной группах

Этот материал обучает детей правильному поведению на природе....

"Отчёт о работе кружка «Анимашка» в старшей и подготовительных группах в 2014/2015 учебном году"

МКДОУ «Подгоренский детский сад №2»       Отчёт о работе кружка  «Анимашка»в старшей и подготовительных группахв 2014/2015 учебном году...

Проект работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп в рамках традиции «Сладкий вечер»

Проект работы с детьми средней, старшей и подготовительной групп в рамках традиции "Сладкий вечер" по программе Т.Дороновой "Радуга"...

Опыты по экологии в старшей и подготовительной группе

Опыты по экологии в старшей и подготовительной группеТема: «Почва»Загадка: Меня бьют, колотят, ворочают, режут, а я всё терплю и всем добром плачу (земля).Земля – это земной шар, это матушка Земля. Зе...

Кружковая работа "Загадочные шарики" для старшей и подготовительной группы

Рабочая программа по кружковой работе с детьми старшего возраста(5-7 лет) «Загадочные шарики» на 2016-2018 учебный год....