Проект "Я -девочка, ты -мальчик"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Блюмгарт Анна Петровна

Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения элементарных форм поведения соответственно пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_-devochka_ty_-malchik.docx296.09 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект во 2-ой младшей группе

«Я - девочка, ты – мальчик» (ноябрь)

Введение в проект.

Актуальность проекта. Как известно в детстве происходит становление образа: Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т.д.) Самовыражение личности (мальчика, девочки), ее саморазвития начинается с самого близкого для него – с семьи: родителей, бабушек и дедушек, дома, в котором он живет.

Семья играет ведущую роль в становлении самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Именно в семье, на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый полоролевой опыт.

В семье дети знакомятся с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности, их ролями в семье, формирования навыков и умений поведения, а также отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений между девочками и мальчиками в группе. Поэтому семья была и есть основа гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Это мы усматриваем и в русских национальных семейных традициях, и в русском фольклоре.

Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игровая деятельность. Благодаря игре формируется система потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола, который протекает под влиянием окружающих взрослых и сверстников.

Не удивительно, что одной из целей деятельности нашего учреждения является воспитание у мальчиков и девочек гендерной устойчивости, которая зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку в семейном воспитании, а также от воспитания его в дошкольном учреждении.

Вид проекта. Познавательно-творческий.

Участники проекта. Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Цель: Способствовать осознанию ребенком своей половой принадлежности и освоения элементарных форм поведения соответственно пола.

Итоговое мероприятие:

Итоговое занятие: «Это я – девочка, это я мальчик»

В течение месяца планируется проводить:

Игровая деятельность:

 Сюжетные игры: «Семья переезжает на новую квартиру», «Поездка на автобусе», «Детский сад»,   «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»

Дидактические игры: «Дети на прогулке», «Сложи узор» (для девочек – украшения, цветы и т. п., для мальчиков – элементы видов транспорта и т.п.), «Одень Таню (Ваню)» (с плоскостными куклами), «Подбери подарок тане (Ване)», игры с одним, двумя обручами (подарки девочкам и мальчикам).

Коммуникативная деятельность:

Беседы «В группе дружно мы живем», «Мы любим играть, «Наши праздники» и другие.

Ситуативный разговор и речевая ситуация по теме.

Отгадывание загадок об игрушках.

Составление описательных рассказов об игрушках, об одежде  (по моделям).

Познавательно – исследовательская деятельность:

Экскурсии по детскому саду, по участку (сезонные изменения в природе) и другие.

Наблюдения за деятельностью девочек и мальчиков (своей группы и старших групп).

Наблюдения за взаимоотношениями взрослых людей.

Циклические наблюдения за трудом дворника.

Решение проблемных ситуаций: «Ссора», «Мальчик обидел девочку», «Забрал игрушку» и другие.

Эксперименты с водой (вода льется из разных сосудов по – разному, вода принимает форму того сосуда, который она принимает, вода прозрачная – через нее  все видно, в воде одни предметы плавают, другие тонут.

Коллекции: «Виды транспорта» (наземный, воздушный, водный), «Сезонная одежда для куклы», «Подарки осени» и другие.

Моделирование интерьера комнаты для кукол, костюма для плоскостной куклы (девочки), машины и другого транспорта (мальчики).

Трудовая деятельность:

Совместные действия мальчиков и девочек по наведению порядка в игровых центрах, по уходу за обитателями живого уголка  и другое. Задания: «Подбери картинки на шкафчики для мальчиков»- девочки и наоборот,  «Подбери украшение для девочки, с которой ты играешь» и другие.

Совместное с родителями пополнение центров развития атрибутами для игр (для мальчиков и для девочек).

Двигательная деятельность:

 Игры: «Подарки», «Магазин игрушек», «Салочки - выручалочки», «Пальчик о пальчик» и другие.

Хороводные игры.

Игровые упражнения (по возрасту)

Спортивное развлечение.

Чтение художественной литературы:

Чтение   рассказов, сказок, стихотворений об именах, о мальчиках и девочек (их взаимоотношениях), об осени, о природе и другое.

Разучивание стихотворений, потешек, пестушек о  частях тела, именах («Расти коса», «Водичка - водичка», «Наша маша маленькая») и другие.

Обсуждение поступков  литературных и мультипликационных героев.

Слушание музыкальных произведений и исполнение  песен о дружбе, о природе, об осени и других.

Музыкально – художественная деятельность:

Музыкально – дидактические игры: «Полетаем как снежинки» и другие.

Продуктивная деятельность:

Лепка «Подарки другу (подружке)», «Угощение для зверюшек», «Поможем сделать запасы на зиму», «В детский сад привезли мячи» и другие..

Аппликация  «Подбери и наклей картинку любимого животного» (ко дню животных), «В детский сад привезли игрушки, расставь их в шкафы» (коллективная), «Подарок другу (подружке)», «Красивые салфетки на стол», «Красивая скатерть» (коллективная).

Рисование «Дружные ладошки» (техника «ладонь»), «Наши игрушки», «Помоги зверюшкам сделать заготовки на зиму», «Красивая салфетка», «Картинка про осень» и другие.

Предполагаемая самостоятельная деятельность детей:

Разыгрывание небольших сюжетов с атрибутами  к играм «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другими.

Действия с игрушками.

Экспериментирование с водой: наливание в сосуды, переливание из сосуда в сосуд, опускание в воду разных предметов и другое

Рассматривание коллекций: «Виды транспорта», «Сезонная одежда для кукол».

Одевание и раздевание кукол (в том числе и плоскостных).

Моделирование интерьера комнаты для кукол.

Наблюдения за растениями и животными в уголке природы.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Лепка  и рисование  в изоцентре.

Складывание узоров из шишек, листьев и другого материала.

Подпевание песен.

Материал и оборудование необходимые для проекта:

Ролевые атрибуты к играм: «Семья», «Магазин», «Автомастерская», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Шофер», «Пароход» и с другим;

Дидактические игры;

Игрушки, модели для описания игрушек.

Материалы для экспериментирования с водой (таз,  прозрачные сосуды разной формы и величины, игрушки и предметы).

Коллекции «Виды транспорта», «Сезонная одежда для куклы»

Предметы мебели для моделирования комнаты для куклы.

Лейки, материалы для ухода за растениями и животными.

Видеотека, библиотека.

Изобразительные и природные материалы.

Занятие: Это я – девочка, это я мальчик

Цель:

- формирование представлений детей о внешних особенностях строения человека.

– формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных», «из каких частей состоит моё тело?»);

– закреплять понятие «один – много»;

– расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, ноги, руки;

– развивать умение соотносить свои движения со словами песенки;

– воспитывать навыки культурного поведения.

Задачи:

- формирование представлений о внешних особенностях строения тела девочки и мальчика;

- развитие способности рассматривать себя, друг друга; умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

- воспитание проявления интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам.

Оборудование:

- большой лист ватмана,

- фломастеры,

- фартук,

- косынка,

- бантик,

- трафареты.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Собирайтесь, детвора,

Отправляться в путь пора.

Ждет нас дальняя дорога,

Интересные дела.

2. Сообщение темы и целей

Ребята сегодня  мы поговорим о строении тела девочек и мальчиков, чем они похожи и  чем отличаются.

Ты должен знать свое тело,

Знать и любить.

Самое первое дело-

В мире с ним жить.

Сделай его сильным,

Сделай его быстрым.

Сделай его, сделай его чистым.

 

Каждую клеточку тела

Нужно понять.

Пользоваться умело

И охранять.

3. Изучение нового материала.

Педагог обращает внимание детей на большой лист бумаги на стене и предлагает нарисовать на нем Дашу. (Обрисовали голову, туловище, руки, ноги Даши.)

- Посмотрите, какая получилась Даша на листе ватмана.

Обращается к ребятам с вопросом: «Что у Даши на голове?» (Дети рисуют на листе ватмана волосы; можно использовать трафарет.) Просит детей показать, где у Даши глаза.

- Посмотрите в глаза друг другу. У Даши голубые глаза, у Андрея - карие, у Максима – серые. Нарисуем глаза на рисунке (можно использовать трафарет).

Предлагает детям потрогать пальчиком свои носики и друг у друга, нарисовать нос на начатом рисунке.

- Покажите все свои ротики, как они умеют смеяться, говорить слово «мама».

Затем рисует рот (используется трафарет).

- Какое красивое платье у Даши – розовое, с цветочками. Такое же красивое платье нарисуем  мы. 

Далее педагог обращает внимание ребят на их руки и руки нарисованные у Даши. У нее, как и у ребят, - две руки.

- Посмотрите на свои руки. У руки есть ладошка, а на ней пять пальчиков. (Рисует руки.)

Раз-два-три-четыре-пять!                        На другой руке опять:

Будем пальчики считать –                       Раз-два-три-четыре-пять!

Крепкие, дружные,                                     Пальчики быстрые,

Все такие нужные.                                      Красивые и чистые.

- Еще у Даши есть две ноги. Посмотрите на свои ноги. Какие красивые туфли у вас на ногах, носочки разного цвета, красивые.

Покажите, какие у вас веселые ручки, как они, хлопают, а ножки умеют весело топать. Вот какую красивую Дашу мы нарисовали.

У Даши красивое платье, бантик красный на голове. Наденем Даше красивый ободок.

Кто Даша? Девочка. У нее платье бантик, косички, ободок на голове.

Физминутка:

А  сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.   (Встают, руки на поясе.)

Руки в стороны согнули,

Вверх подняли и махнули.   (Машут руками )

Спрятали за спину,

Оглянулись:  (Прячут руки за спину и оглядываются попеременно.)

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели пяточки задели.(Приседают и обхватывают пятки руками.)

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Смотрите, у нас и Дима нарисован. А Дима кто? Мальчик. На нем – короткие штанишки, рубашка. У Димы  волосы короткие. Косыночку Дима не носит.

4. Дидактическая игра «Скажи ласково».

Педагог приглашает детей в хоровод со словами:

Хоровод мы водим, весело играем,

Круг остановился – себя называем.

Да так ласково!

Начинает игру педагог. Она называет свое имя и одновременно хлопает в ладоши: Та–ня, Та–неч–ка.

Каждый ребенок выполняет задание. Например: Ле-на, Ле-ноч-ка. И т.д.

5. Закрепление изученного материала.

Беседа.

- Ребята, покажите мальчика.

- Покажите девочку .

- Кто носит бантик?

- У кого красивое платье?

- У кого короткие штанишки? Короткие волосы?

- Правильно, молодцы, девочки носят платья и бантики, а мальчики короткие волосы и штанишки.

6. Итог.

Человек бывает разный: средний, маленький, большой,

И не так- то просто сразу разобраться, кто -  какой,

Есть и брови, есть и уши, есть и рот, и две руки…

Очень важно, что с наружи, но важнее, что внутри.

Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста.

Наши главные отличья: сердце, разум, доброта.

Острый взгляд для сердца нужен, повнимательней смотри ,

Очень важно, что с наружи, но важнее – что внутри!

Ожидаемые результаты проекта

У детей

  • определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;
  • осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);
  • проявление благодарности, заботливости и внимания по отношению к родителям, повышение значимости семьи в своей жизни;
  • желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности, так как рисунок – своеобразная детская речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект « Любимые игры и игрушки девочек и мальчиков дома и в детском саду»

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.Возрастная группа: старший дошкольный возраст.Вид проекта: творческий.Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к иг...

Образовательный проект "Мы девочки и мальчики" по тематической неделе "Мой любимый детский сад".

ÒЗадачи:ÒФормировать гендерную принадлежность детей в дошкольном возрастеÒФормировать умения различать игрушки, принадлежащие девочкам и мальчикамÒРасширять представление об опасных предметах в ...

Мальчик, не девочка. Девочка - не мальчик.

Гендерное воспитание дошкольников. Стендовая информация для родителей в ДОУ....

Проект "Девочки и мальчики"

Актуальность проекта:актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка ...

Проект "Девочки и мальчики"

Актуальность проекта:актуальность проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка ...

Родительское собрание в средней группе по теме "Гендерное воспитание. В чем разница воспитания мальчика и девочки? Как воспитать девочку и мальчика? (Дистанционная форма проведения)

Родители стали забывать про гендерные различия мальчиков и девочек, поэтому мы наблюдаем как девочки становятся сильными и волевыми, а пацаны, наоборот, перенимает женский тип поведения. Так как ...

Проект "Девочки и мальчики"

Проект "девочки и мальчики"...