Проект в подготовительной группе по познавательно-экспериментальной деятельности "загадки вокруг нас"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Егошина Ирина Петровна

Работа представляет собой проект по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему "загадки вокруг нас", целью которого является:

-расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

-развитие умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;

-развитие умственных способностей;

-социально-личностное развитие каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zagadki_vokrug_nas_-_kopiya.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

                      Проект «Загадки вокруг нас».

Тип проекта: познавательно- экспериментальный, долгосрочный.

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы.

Образовательная область: познание, коммуникация, безопасность, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, художественное творчество.

Тема проекта: «Загадки вокруг нас».

Актуальность проекта:

«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». (К.Е. Тимирязев).

Дети в данном возрасте всё больше задают вопросы об окружающем мире и явлениях в нём ,с интересом изучают познавательную литературу. Но знания, полученные без практического подтверждения, не особо яркие и запоминающиеся. Ребятам интересно получать знания в практической (экспериментальной) деятельности, где они могут выдвигать свои гипотезы, выстраивать логические цепочки. В ходе своей деятельности учатся делать самостоятельные открытия, выводы. Благодаря всему этому проходит формирование современной эмоционально-волевой личности, с развитыми творческими и интеллектуальными способностями.

Цель: 

-формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимодействий и взаимозависимостей;

-развитие собственного познавательного опыта детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств;

-расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности.

Задачи:

-расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

-развитие умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;

-развитие умственных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение);

-социально-личностное развитие каждого ребёнка  ( коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляция своих действий);

-развивать и отрабатывать лексический запас слов;

-совершенствовать грамматический строй речи;

-развивать умение структурировать текст;

-развивать связную речь.

Время реализации проекта: сентябрь 2013-май 2014.

Ожидаемые результаты:

Дети

-формируется интерес к объектам окружающего мира, умение оценивать состояние его с позиции – хорошо, плохо;

-формируется заинтересованность познания окружающего мира через исследовательскую деятельность;

-развивается умение выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы;

-получат знания об окружающих закономерностях в природе, подтверждённые практическим опытом (экспериментирование);

-разширятся знания об охране окружающей природы на основе «экологических тревог»;

-закрепление знаний правил безопасности в природе, при экспериментировании.

Педагог

-повышение компетентности в образовательных областях;

-внедрение новых методов в работе, самореализация.

Продукты проекта: фото, альбомы наблюдений, схемы, рисунки, папки-передвижки.

Проблема: расширение знаний для ответов на вопрос «почему?»

Гипотезы:

-t° на планете зависит от расположения в Солнечной системе;

-последовательность времён года необходимо в природе;

-ветер влияет на погодные явления;

-у воздуха могут меняться состав и свойства;

-вода-богатство Земли;

-климатические условия взаимосвязаны с особенностями живой природы;

-можем ли мы жить без экологических проблем.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

-создание необходимых условий для детского экспериментирования (оборудование, природный материал);

-обобщение и уточнение представлений о явлениях и закономерностях в окружающем мире (чтение художественной литературы, литературы познавательного содержания, просмотр телепередач);

-создание дидактических пособий, демонстрационного материала;

-подбор методической и познавательной литературы по теме проекта;

-диагностирование детей на начало проекта.

II этап -основной, организация работы над проектом:

Теоретическая часть:

-составление перспективно-тематического плана;

-разработка конспектов, экспериментов;

-создание презентации «Мы – почемучки»

Практическая часть:

-занятия по экологическому воспитанию;

-экспериментирование по теме;

-связь с другими видами деятельности (продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская).

III этап –заключительный(презентация проекта):

-диагностика уровня знаний детей по теме проекта;

-представление результатов проекта в МБДОУ;

-выставка книг «Помощники почемучек»;

-КВН «Земля –наш общий дом»

Тема

Задачи

Формы работы, методические приёмы

Исследовательская деятельность

Цели

«Осенние изменения»

Закрепить знания детей о приметах осени, развивать умение устанавливать взаимосвязи между сезонными изменениями в природе.

«Модница осень» ( Алябьева  ) чтение познавательного рассказа.

Беседа о периодах осени.

Беседа об изменениях в природе, о взаимосвязях этих изменений.

«Листопад» ( Шорыгина )

Беседа об осеннем явлении – листопаде, о причинах и необходимости этого явления в жизни растений.

Рисование на тему  «Наряды осени» - развивать умение замечать и любоваться красотой природы родного края посредством рисования.

«Почему цветы осенью вянут?» (Дыбина)

«Зачем растениям крылатые семена?» (Дыбина)

«Как распространяются семена хвойных деревьев?» (Зубкова).

Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

Выявить взаимосвязь строения плодов со способом их распространения.

«Путешествие облаков по небу».

Развивать интерес к познанию окружающего нас мира и явлений в нём; обратить внимание на взаимосвязь погодных явлений от вида облаков.

«Как Небо собиралось в гости к Земле» (Алябьева)

«Путешествия облака» (Алябьева)-чтение познавательной сказки.

«Небо, облака» (Шорыгина)-беседа о том, что такое небо ,облака; из чего состоят облака, на какие группы они делятся.

«Почему небо голубое» («Почемучка»)-в ходе чтения познавательной литературы показать от чего зависит цвет неба в разную погоду.

«Лучи и пучки» (Зубкова)

«Может ли свет литься» (Зубкова)

Обратить внимание детей на то, как образуются пучки света экспериментальным способом.

Показать, как свет движется внутри струи воды.

«Таинственные звёзды»

Развивать знания детей о Солнечной системе; о разнообразии планет; взаимосвязь температуры от расположения планет к Солнцу; познакомить с зодиакальными созвездиями.

Обратить внимание  на экологическую проблему – лесные пожары, их пагубное влияние на окружающую природу и людей.

«Звёзды» (Шорыгина)-беседа о том, что такое звёзды; как они выглядят, связь температуры звезды от расположения в Солнечной системе.

«Какая планета самая большая?», «Как называется звезда, которую видно днём?», «Почему Луна не падает на Землю?» («Почемучка»)

Экологическая тревога «Видим дым» («Почемучка»)

«Далеко-близко» (Дыбина)

«Чем ближе, тем быстрее» (Дыбина)

«Прямо или по кругу» (Дыбина)

Познакомить детей с тем, как удалённость от Солнца влияет на температуру воздуха.

Узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.

Установить, что удерживает спутник на орбите.

«Особенности времён года».

Познакомить детей с климатическими зонами, обратить внимание в какой зоне находится наш край.

«Как поссорились времена года» (Алябьева)-беседа о важности последовательности сезонных изменений в природе.

«Может ли зима с летом встретиться» («Почемучка»)-познакомить с климатическими зонами и сезонными изменениями

«Где быстрее?» (Дыбина)

«Где самое жаркое лето?» (Дыбина)

«Лес-защитник и лекарь» (Дыбина)

Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.

Определить, где самое жаркое лето на планете.

Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

«Прозрачный невидимка»

Закрепить знания детей о воздухе и ветре, их особенностях; взаимосвязь между погодными явлениями и ветром.

Обратить внимание на экологическую проблему- чистота окружающего нас воздуха, какие меры по очищению воздуха применяются на предприятиях, в помещениях.

«Невидимка вокруг нас». (Шорыгина)

«Южный ветерок». (Шорыгина)-беседа о свойствах воздуха; что делает воздух чистым; как ветер связан с воздухом.

«В след за ветром». (Алябьева)-познакомить с видами ветра и их особенностями.

Экологическая тревога «Дымоловка» («Почемучка»)

«Свечка в банке» (Дыбина)

«Большие и маленькие» (Дыбина)

«Как возникает ветер» (Зубкова)

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше)

Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании разширяется.

Показать, на основе эксперимента, как происходит смена холодных и тёплых потоков воздуха и что вызывает ветер.

«Вода и её превращения»

Закрепить знания о состояниях и свойствах воды, почему воду называют богатством Земли?

Обратить внимание на необходимость сохранять окружающие нас водоёмы в чистоте; показать последствия неразумного использования природных водоёмов.

«Почему идёт дождик?» («Почемучка»)-беседа о причинах возникновения дождя.

«Родник» (Шорыгина)-закрепить знания о необходимости беречь источники воды.

Экологическая тревога «нефтяная рыбка», «Семь раз отмерь -один отрежь» («Почемучка»)

«Что такое конденсат?» (Зубкова)

«Как появились моря и океаны» (Дыбина)

«Живые комочки» (Дыбина)

«Круговорот воды» (Дыбина)

«Фильтрование воды» (Дыбина)

Познакомить с физическим явлением – конденсация.

Объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь знаниями о конденсации.

Определить, как преобразовались первые живые клетки.

Закрепить знания о круговороте воды в природе.

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

«Зимние загадки»

Закрепить знания о зимних явлениях, их

закономерностях, развивать интерес к природе родного края.

Развивать умение в рисунке передавать своё отношение к окружающим явлениям природы, умение видеть красоту в природе.

«Почему зимой не бывает дождика, а всё снег да снег».

(«Почемучка»)-беседа о взаимосвязи атмосферных явлений.

«Зачем зимой снег?» («Почемучка»)-беседа о приспособлении окружающей нас природы к атмосферным явлениям.

«Вода и её превращения» (Шорыгина)-беседа о состояниях воды, её свойства, почему зимой на стёклах образуются морозные узоры?

Рисование на тему «Волшебница-зима»

«Какие свойства» (Дыбина)

«Замерзание жидкостей» (Дыбина)

«Изменения объёма жидкости» (Дыбина)

«Сжатая бутылка»(Зубкова)

«Как проделать дырку во льду?» (Зубкова)

«Лёд-силач» (Зубкова)

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Выявить изменения объёма жидкости при замерзании.

Определить, что при нагревании воздух разширяется, а при охлаждении – сжимается.

Показать взаимодействие льда и соли.


Показать поведение воды, превращённую в лёд.

«Весенние открытия»

Обратить внимание на особенности весенних явлений, показать роль человека в жизни окружающей природы, взаимосвязи, происходящие в лесу.

Развивать умение видеть (замечать) красоту в природе родного края и выражать её в рисунке.

«Ледоход» (Шорыгина)-закрепить знания о весенних изменениях в природе; расширить знания о ледоходе, почему и как он происходит; что происходит во время половодья.

«Лес» (Шорыгина) – беседа о видах леса в нашей стране (в нашем крае), животном мире леса; почему люди-гости леса, закрепить  правила поведения в лесу

«История одного цветника» (Алябьева)-закрепить знания о мире растений, обратить внимание на взаимосвязь климатических условий с видами растений.

Рисование на тему «Красавица – весна»

«Какие свойства» (Дыбина)

«Куда делась вода?» (Дыбина)

«Где быстрее?» (Дыбина)

«Почему динозавры были такими большими?» (Дыбина)

«Влажное дыхание» (Дыбина)

«Необычные корни» (Дыбина)

Особенности взаимодействия воды, льда, снега.

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.

Объяснить некоторые особенности природно-климатических зон .

Уточнить механизм приспособления к жизни холоднокровных животных.

Установить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы.

Выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений.

Результаты проекта:

-повышается значимость познавательно- экспериментальной деятельности в ходе познания окружающего мира;

-расширяются знания детей по экологическому воспитанию;

-в результате данных бесед, экспериментов, изучения познавательной литературы у детей формируется интерес не просто получать информацию, но и подтверждать её практической деятельностью;

-познавательно-экспериментальная деятельность развивает у детей познавательную активность, любознательность, стремление к познанию и самостоятельному умозаключению;

-дети, овладевшие этим видом деятельности, способны самостоятельно решать задачи, что необходимо для дальнейшего обучения в школе и успешной самореализации в социуме.

Этапы реализации проекта проходили с учётом развивающего, дифференцированного подхода к каждому ребёнку.

Литература:

Программа «Радуга».

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» -А.И.Иванова.

«Неизведанное рядом» -О.В.Дыбина.

«Почемучка» -Ф.Г.Рихтер.

«Природа» -Е.А.Алябьева.

«Беседы о природных явлениях и объектах» -Т.А.Шорыгина.

«Научные ответы на детские «почему?»» -Н.М.Зубкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная партнерская образовательная деятельность с детьми подготовительной группы по познавательно-экспериментальной деятельности «Тайны шоколада»

Данный вид НОД позволяет детям не только узнать новое  и сделать самостоятельно выводы, к которым они приходят в результате экспериментов и практической деятельности....

Проект в подготовительной группе "Путешествие вокруг света"

Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый эмоциональный заряд. Разнообразие внешнего информационного потока (телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предпо...

Экологический образовательный проект в подготовительной группе компенсирующей направленности " Человек -природе друг, это знают все вокруг"

Цель проекта: Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. При ознакомлении детей с природой  родного поселка, отк...

План долгосрочного проекта для подготовительной группы "МИР ВОКРУГ НАС"

Данный долгосрочный проект «Мир вокруг нас» для подготовительной группы детского сада посвящен опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Практическое использование ...

«Сохраним природу вокруг себя» (долгосрочный проект в подготовительной группе)

Человек должен прийти к осознанию того, что каждый из нас несёт ответственность как за свой собственный образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету. И начинать воспитывать от...

Проект для подготовительной группы "Витамины вокруг нас"

Краткосрочный проект для детей  подготовительноой группы "Витамиы вокруг нас"...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ НАС В ВОЛШЕБНОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОРИТМИКИ»

Тип проекта: долгосрочный, творческо-игровой.Вид проекта: групповой. Участники: дети, родители, ближайшие родственники, воспитатели. Продолжительность проекта: долгосрочный. Актуальност...