Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (старшая группы)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, во многом определяют его нравственное развитие детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы

непосредственно образовательной

деятельности по формированию

целостной картины мира

(старшая группы)

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Кругозор детей расширяется от представлений и элементарных понятий , с которыми они сталкиваются в ближайшем окружении (младший школьный возраст) до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны.

В то же время идёт расширение представлений об одном и том же предмете, знакомом детям ранее. Дети узнают не только его назначение, но и процесс его изготовления, свойства материала, из которого он сделан, учатся практически применять свои знания.

Темы изучаются не изолированно друг от друга, а во взаимосвязи.

Рассмотрим содержание работы и некоторые методические приёмы по каждой теме.

1. Семья.

В старшей группе продолжается работа, начатая в средней группе: воспитание любви к маме, к другим членам семьи.

Впервые детей знакомят с родословным древом. Воспитатель проводит эту работу совместно с родителями. Большой интерес вызывает у детей рассматривание семейных альбомов, которые они по просьбе воспитателей приносят в группу. Предлагая детям узнать, кто из членов семьи, родственников служил в армии, воевал, воспитатель показывает детям, что история их семьи неразрывно связана с историей страны, в которой они живут.

2. Детский сад.

Старших дошкольников продолжают знакомить с детским садом. Особое внимание уделяется умению детей ориентироваться в помещениях детского сада. Воспитатель даёт детям поручения сходить в методический кабинет, на кухню, предлагая на словах объяснить, как туда дойти.

Следует обратить внимание на знакомство старших дошкольников с сотрудниками детского сада. В этом возрасте желательно познакомить с обязанностями тех сотрудников, роботу которых дети не могут непосредственно наблюдать, например кладовщика, кастелянши. Ведь эти люди так же заботятся о детях в детском саду, как и другие сотрудники. Следует постоянно возвращаться к разговору о труде сотрудников детского сада, предлагая детям сходить на кухню, в прачечную и поблагодарить сотрудников за их заботу о детях.

3. Родной город,

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется и усложняется работа по знакомству с родным городом. Проводится много целевых прогулок по близлежащим улицам. Это необходимо не только для того, чтобы закрепить знания детей о названиях улиц, но и чтобы научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь многие дети осенью пойдут в школу и такие знания им пригодятся.

Детей знакомят с округом, в котором они живут. Каждый округ (район) имеет своё название. Воспитатель знакомит детей с этим названием, объясняет его происхождение, рассказывает о главных улицах, предприятиях, достопримечательностях округа.

Усложняется работа по знакомству детей с историей родного города. Знакомя детей с достопримечательностями города, желательно связывать эту работу с историей России, чтобы дети понимали - история родного города неразрывно связана с историей их страны.

4. Труд взрослых.

Необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд - это проявление заботы людей друг о друге.

Знакомя детей с трудом взрослых, воспитатель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость.

Экскурсии, наблюдения во время прогулок, рассказы воспитателей помогают воспитывать в детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда.

5. Предметный мир.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по знакомству детей с предметами, которые их окружают. Она представлена в пособии по следующим направлениям:

- знакомство детей с материалами, из которых сделаны предметы, с их названиями, свойствами и качествами; с тем, как человек использует эти свойства и качества при изготовлении различных предметов;

- закрепление знаний об обобщающих понятиях; знакомство детей с группировкой и классификацией предметов;

- новым по сравнению со средней группой является знакомство детей с историей возникновения того или иного предмета.


Тематическое распределение материала для детей

старшего возраста.

1. Тема: Семья.

Беседа о членах семьи (об их обязанностях, беседа о бабушке

- ко дню Пожилого человека).

Рассматривание семейных фотоальбомов (беседа о том, где работают взрослые члены семьи), домашнее задание -придумать вместе с родителями герб своей семьи).

Беседа с родителями о дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек.

Создание и знакомство с родословным деревом.

Беседа о взрослых членах семьи, об их родителях.

2. Тема: Детский сад.

- Беседа о работе помощника воспитателя.

- Знакомство с работой заведующего детским садом.

- Беседа о труде работников прачечной.

- Беседа о труде повара.

- Составление письма заболевшему товарищу.

- Рисование с детьми плана детского сада.

- Беседа о сотрудниках детского сада.

3. Тема: Родной город и родная страна.

- История возникновения города.

- Беседа о районе, в котором живут и работают.

Беседа о памятниках родного города, прославивших город и страну.

- Как возникла Россия. Символ страны - герб, влаг, гимн.

- История России - царь Пётр 1.

- Что такое музей.

Культура и традиции русского народа. Чтение глав из книги С. Баруздина «Страна, где ты живёшь». Мы все жители - планеты Земля.

4. Тема: Труд взрослых.

- Беседа о сотрудниках детского сада.

- Как выращивают хлеб.

- Беседа о профессиях.

- Экскурсия на почту.

- Знакомство со строительными профессиями.

- Беседа о труде врачей разных специальностей.

- Беседа о службе пограничника. Чтение стихотворения 3. Александровой «Дозор».

- Экскурсия в библиотеку.

- Целевое занятие: «Где какая нужна профессия.».

5. Тема: Предметный мир.

Знакомство с классификацией транспорта (наземный, воздушный, водный).

- Классификация одежды: зимняя, летняя, демисезонная.

- Знакомство со свойствами стекла и пластмассы.

Знакомство с родовым понятием «мебель» (для жилой комнаты, для кухни, для спальни).

- Предметы, которые нас окружают (по назначению предметов, о названиях материалов, из которых сделаны предметы) -посуда, ножницы, карандаш, книги, игрушки.

- Рассказ об истории создания книги.

- Что мы знаем о технике - помощнице (бытовая техника).

6. Тема: Наша армия.

- Беседа о том, кто из старших членов семьи служил в армии.

- Беседа о памятниках защитникам Отечества.

- «Есть такая профессия, Родину - защищать» (рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность).

- Рассматривание репродукций и альбомов с военной техникой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст, "Путешествие в лес"

Деятельность направлена на обобщение знаний детей об осене и познакомить с приметами зимы. Непосредствено - образовательная деятельность включает две области "Познание" (формирование целостной картины...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Домашние птицы""

·        Уточнить представление детей о домашних птицах и птенцах, их строении, где живут, чем питаются, какую пользу приносят·...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Звездное небо""

·        Расширение словаря·        Познакомить детей с символикой созвездий принятой астрономами, воспитывать любовь к прир...

Конспект НОД образовательная область "Познание", раздел "Формирование целостной картины мира", старший возраст,"Овощи,огород"

·        Расширить словарь по теме·        Совершенствовать навыки согласования прилагательных с существительными, образован...

Перспективный план по формированию целостной картины мира (старшая группа)

Образовательная область «Познавательное развитие»(Формирование целостной картины мира, расширение кругозора)Авторы: Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Система работы в стар...

Нод по формированию целостной картины мира старшая группа. Тема: «Моя семья»

Конспект по формированию целостной картины мира старшая группа. Тема: «Моя семья»...