Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шабалина Светлана Николаевна

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_lyublyu_beryozku_russkuyu.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Демонстрационный материал:

  1. Мультимедийная установка
  2. Презентация о березе
  3. Микрофон
  4. Игра « Это дерево или куст?»
  5. Две коробки (посылки)
  6. Игра « Грустная или веселая березка?» (с деталями-символами)
  7. Два мольберта
  8. Картины-рисунки школьников в качестве подарка
    для детей

Раздаточный материал:

  1. Лист голубого картона А4
  2. Полоска белой бумаги 4X17 см (ствол)
  3. Коричневая бумага 10см X 20 см
  4. Салфетки зеленого, желтого и белого цвета
  5. Полоска зеленой бумаги 3 см X 20 см
  6. Оранжевая полоска 3 см X 20 см
  7. Клейстер
  8. Кисточки
  9. Тряпочки

Предварительная работа:

  1. Беседы. Речевые упражнения.
  2. Прогулки. Экскурсия в березовую рощу.
  3. Чтение художественной литературы.
  4. Дидактические игры: «Угадай, с какого дерева листок?», «Что береза дает?» и т.д.
  5. Подвижные игры.  (русские народные: ручеек, горелки)
  6. Экспериментальная деятельность:

а) Какой стороной дышат листья?

б) Рассматривание ствола под лупой и т.д.

  1. Загадывание загадок о деревьях.
  2. Чтение произведений: Л. Горошкина «Березка», Н. И. Птухин «Ода березе», С. Есенин «Белая береза»; заучивание: В. Степанов «Флаг России».
  3. Подбор иллюстраций, открыток, пословиц и поговорок.

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев.
  2. Учить детей создавать образ берёзы в технике обрывной аппликации, упражнять детей в обрывании, скручивании, сминании бумаги.
  3. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы), обогащать словарный запас, развивать диалогическую речь, упражнять в умении подбирать прилагательные, характеризующие образ берёзы в разное время года.
  4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Ход непосредственно организованной образовательной деятельности.

Дети стоят в кругу с воспитателем говорят:

«Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся»

Воспитатель: Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, нашим гостям, чтобы у нас с вами и у гостей весь день было хорошее настроение.

Воспитатель: Ребята, каждое утро к нам приходит Знайка, чтобы познакомить нас с чем-то новым и интересным, а сегодня не пришёл, но зато прислал нам посылку. Вот она какая большая. Смотрите да здесь записка от Знайки. Хотите узнать. Что он написал? Тогда слушайте.

«Здравствуйте мои друзья, я сегодня не смогу прийти  к вам, но я передал вам посылку, в которой лежит всё что необходимо для того чтобы вы смогли самостоятельно создать волшебную картину и узнать информацию об этом удивительном дереве под названием… »

Воспитатель: Да, Знайка не дописал записку, и я не поняла о каком дереве идёт речь. А вы ребята поняли?

Дети: Нет!

Воспитатель: Но вы не расстраивайтесь ведь здесь что-то написано, кажется это загадка, что с ней делать?

Дети: Разгадать

Воспитатель:

Русская красавица

Всем нам очень нравится,

Бела она, стройна,

Одежда зелена.

Дети: Берёзка

Воспитатель:  Конечно же, это берёза. Я поняла, мы сегодня будем говорить о берёзе, значит мы верно отгадали загадку.

1 слайд. На экране появляется берёза

Воспитатель: А что лежит в этой посылке? Посмотрим?

Подходят, смотрят

Дети: Кора с берёзы.

Воспитатель: Как вы догадались, что она с берёзы? (ответы детей)

Воспитатель: Точно, у берёзы белый ствол. Хотите её потрогать?

Дети обследуют руками кору.

Воспитатель: А что у вас на руках?

Дети: Белый порошок

Воспитатель: Да. Действительно ребята, этот белый порошок называется бетулин. Саша, как он называется? А ты как думаешь?

Воспитатель: Давайте вспомним, какую пользу нам приносит берёза? А поможет нам этот волшебный микрофон. Мы будем передавать его друг другу, и говорить и говорить. Договорились?

Игра «Волшебный микрофон» (игру начинает воспитатель, продолжают дети)

Воспитатель: Молодцы ребята. Давайте посмотрим, что ещё есть в посылке? (Открываю, там 2 круга с берёзками)

Воспитатель: Посмотрите-ка ребята, 2 берёзки, одна какая берёзка? грустная, а другая какая?  (Выставляю на мольберт)

Воспитатель: А ещё здесь есть детали-символы. Что же нам делать с этими картинками, может кто-то догадался (дети говорят о своих догадках).

А как вы думаете, какие картинки должны быть рядом с весёлой, а какие рядом с грустной берёзкой и почему? Вот сейчас вы будете подходить брать символ и ставить его туда, куда считается нужным, и конечно будете объяснять свой выбор. Договорились?

Игра «Весёлая и грустная берёзка»

Воспитатель: Вот как здорово мы с вами справились с этим заданием, и теперь я приглашаю вас в зимний лес.

2 слайд  На слайде появляется отрывок зимнего леса

Динамическая пауза «Березка»

Потихоньку пойдем, в хоровод мы встанем (становятся в хоровод)

И к березке подойдем в белом сарафане (идут в центр хоровода).

Разойдемся в круг большой (расходятся)

И покружимся с тобой (кружатся)

Дует ветер на тебя (вдох-выдох)

И садятся птицы (приседают)

А на ветках у тебя

Иней серебрится (поднимаются, поднимают и опускают руки)

На дворе сейчас зима – холодно, морозно (поглаживаем себя руками по плечам)

Шубу снежную надень, белая березка! (кружимся)

 (Звучит мелодия. На экране появляются слайды)

3 слайд. Зимняя берёзка

Воспитатель: Посмотрите, ребята, внимательно, и скажите какая берёзка на экране?

Дети: Зимняя

Воспитатель: А какая можно сказать о зимней берёзка?

Дети: Белая, снежная и т.д.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь расскажите мне всё об этой берёзке

4слайд. На экране появляется весенняя берёзка

Дети: Весенняя, проснувшаяся, весёлая, радостная.

Воспитатель: Хорошо ребята, а расскажите нам об этой берёзке (летняя берёзка)

Дети: Летняя, солнечная, зелёная, кудрявая и т.д.

Воспитатель: И осталась у нас одна картинка. Может, вы догадаетесь, какой у нас берёзки ещё не было на экране?

Дети: Осенней, разноцветной, пушистой и т.д.

5 слайд. На экране слайд со стволом берёзы

Воспитатель: Берёзка, ребята, в отличие от других деревьев недолговечна, живёт 120 лет, кора у молодых деревьев коричневая, чем старше дерево, тем белее кора. Поверх белого ствола вытянуты тёмные поперечные полосы и называются они чечевички. Марина, как они называются? Зачем они нужны, ребята, как вы думаете? А зачем кислород всему живому на Земле?

Дети: Чтобы им дышать.

6 слайд. Появляется слайд с листьями берёзы и сережками.

Воспитатель: А давайте посмотрим на листики берёзы, они похожи на какие-то геометрические фигуры?

Дети: Треугольник, ромб, они зубчатые.

7 слайд. Дерево с серёжками

Воспитатель: А ещё у дерева есть серёжки, они похожи на орешек с крылышками, благодаря которым они легко разносятся ветром. Зачем они дереву?

8 слайд. С берёзой в чистом поле, на лесной поляне.

Воспитатель: Хороша берёзка и в чистом поле и на лесной поляне. Посмотрите как гордо и красиво стоит она стоит! Скажите, а как называется лес, где растут одни берёзы?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно дети!

9 слайд.  Берёзовая роща.

Воспитатель: А в берёзовой роще всегда много света. А ещё ребята о берёзе сложено много песен, былин, создано много живописных картин.

10 слайд. Февральская лазурь

Воспитатель: Художники изображают берёзу с помощью красок, на бумаге, холсте, поэты рисуют картины природы словом. Посмотрите, эту картину написал известный русский художник Игорь Эммануилович Грабарь, называется она Февральская лазурь. Скажите, в какое время года изобразил художник наши берёзки? Игорь Эммануилович очень любил нашу русскую берёзку.

11 слайд. «Майский вечер»

Воспитатель: Вот эта картина называется «Майский вечер». А здесь берёзка в какое время года? Ребята, а кто знает стихи о берёзе?

12 слайд. Ребёнок читает стихотворение А.Блока « Белая берёза»

(музыка звучит, луч закрыть)

Воспитатель: Мы рассмотрели с вами картины берёзы, послушали стихи, а теперь мы с вами попробуем изобразить этих красавиц в технике обрывной аппликации и создадим картину берёзовой рощи. Пожалуйста, занимайте места и приступайте к работе.

(по ходу выполнения работы воспитатель подходит с помощью к детям)

После окончания работы

Воспитатель: Я предлагаю вам принести свои работы и выставить их на одну общую картину (дети выставляют).4

Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная берёзовая роща у нас получилась, да она просто волшебная, потому, что в нашей роще все времена года, а это может быть только в сказочном лесу.

А за то, что вы сегодня так замечательно поработали, ученики 6 школы решили сделать вам подарки, вот такие замечательные работы, чтобы вы всегда помнили то, о чем мы с вами сегодня говорили.

(Воспитатель раздает работы учеников)