Занятие «Путешествие муравья».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шемет Елена Александровна

1.      Задачи на развитие познавательных способностей:

обобщить представление детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);

упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию частей тела);

уточнить представление о пользе насекомых.

2.      Задачи на развитие связной речи:

формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

3.      Воспитательные задачи:

формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;

воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;

не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_rom_-puteshestvie_muravya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Путешествие муравья».

Программное содержание.

  1. Задачи на развитие познавательных способностей:

обобщить представление детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);

упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию частей тела);

уточнить представление о пользе насекомых.

  1. Задачи на развитие связной речи:

формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

  1. Воспитательные задачи:

формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;

воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;

не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Ход занятия.

Воспитатель. Расскажу я вам, ребятки, интересную историю.

        Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие  лесные птицы птицы принимают такие «муравьиные ванны».

        Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась.

        Хотите посмотреть,  каким он был?

Дидактическая игра «Собери картинку из частей»

Каждый ребенок собирает картинку «муравей» из отдельных частей.

Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и понаблюдать за его путешествием? Давайте сложим ваши работы в волшебную коробочку, и посмотрим,  какой муравей у нас получится. Закройте глаза!  Дети выполняют.

Воспитатель достает из коробочки игрушечного муравья.

Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку, болото. Отправимся в путь! А муравья понесем на листочке.

Под веселую музыку дети шагают по тропинке к речке.

Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?

1-й ребёнок. Связать веточки, и пусть он как по мостику пойдёт.

 2-й ребёнок. Посадим на листик и будем все вместе дуть, он и переплывёт.

3-й ребёнок. Посадим его на деревянную дощечку, веточку и будем её толкать по воде перед собой, она же не тонет.

4-й ребёнок. Накидаем много камешков и сделаем из них дорогу через речку.

Физкультминутка

Дети имитируют, как они переплывают речку.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:

Вместе – раз, это брасс,

Один, другой – это кроль.

Все как один -

Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Отнесем муравьишку домой!

Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки.)

Загадки

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у морошки,

Ножки – у блошки.

(Кузнечик)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи,

Летит – стрекочет.

(Стрекоза)

Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз.

(Муравей)

Разбойник садовый,

Поясок медовый.

(Шмель)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка)

Воспитатель. Кто лишний? Почему?

Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки (бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, шмель, лягушка, паук).

Дети. Это лягушка. Лягушка – животное. Она проводит часть жизни в воде, а часть – на суше.

Воспитатель. На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них – поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» - от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых… Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, а другие – один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про кого так можно сказать: трудолюбивый, как…

Дети. ..пчела.

Воспитатель. Назойливый, как …

Дети… муха.

Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана.

Воспитатель. Угадайте, кого не стало.

Дети. Не стало бабочки (кузнечика, стрекозы, муравья, шмеля…)

Воспитатель.  Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья… (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке – одна, указательным и большим – две и т.д., пятью – дождь, стучим пальчиками о пол. Все насекомые пропали. Кого не стало?

Дети. Не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…

Воспитатель.  Наш муравьишка тоже хочет спрятаться в свой домик. Продолжим свой путь. А вот и болото.

Не проедешь, не пройдешь,

Обойдешь сторонкой,

И водицы не попьешь

 С синеватой пленкой.

Между кочек и зыбей,

Моха и гнилушек –

Государство журавлей,

Уток и лягушек.

Воспитатель. Наш муравьишка  - маленький, легкий, он запросто болото переползет, а как же нам  через него перебраться и не завязнуть?

1-й ребенок. Настелить дорожку из веток, упавших деревьев.

2-й ребенок. Наклонить большое дерево, зацепиться за него и перелететь по воздуху.

3-й ребенок. Прыгать с кочки на кочку.

Воспитатель. На болоте нет дорог,

                          Мы по кочкам скок да скок.

Дети перепрыгивают болото по кочкам.

Раздается писк: «З-з-з-з-з».

Воспитатель. Кто это? Отгадайте!

Дети. Комары.

Игра «Комары»

Дети делятся на две группы: одни изображают комаров, другие – гуляющих детей. «Комары» произносят : «З-з-з»,- и бегут за ребятами. Потом участники игры меняются местами.

Летит, пищит, Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар)

Воспитатель. Ребята, как же нам от комаров избавиться?

Дети. Давайте позовем на помощь птиц.

Звучит фонограмма «Голоса птиц».

Воспитатель. Вот мы из болота и выбрались. Как же нам муравейник найти?

1-й ребенок.  Забраться на высокое дерево и оглядеться.

2-й  ребенок.  Спросить нашего муравьишку, может он помнит, где его домик.

3-й ребенок. Понаблюдать за другими муравьями и пойти за ними.

4-й ребенок. Поискать какой-нибудь муравейник и спросить муравьев, где домик нашего муравья.

5-й ребенок. Спросить зайца, он кору грызет и по лесу бегает,  может он видел  три березы, растущие рядом.

Игра «Поймай жучка».

Воспитатель. Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите жучка.  (Дети подпрыгивают и ловят)

Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего муравья, он около трех берез, растущих вместе?

Жук. Знаю, и выручу вас. А вы ответьте на мой вопрос: «Что вы узнали о насекомых?».

Дети отвечают на вопрос и  идут за жуком.

Жук. Вот и три березы и  домик – муравейник.

Воспитатель. Ребята, мы вернули муравьишку к себе домой. Наше путешествие закончилось. Пора и нам возвращаться домой.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Путешествие в Муравию"

Цель данного занятия : Выявить уровень знаний программного материала за год у детей средней группыпо различным образовательным областям:-"Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы",...

Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие муравьев"

Занятие напавлено на обобщение представлений детей о многообразии насекомых. Детям предложены упражнения с целью обучения называть насекомых, различать их. На занятии используются игровые моменты, худ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие муравья»

Данное занятие может быть использовано воспитателями и учителями для проведения занятий с дошкольниками и детьми школьного возраста. Дети получают удовольствие от таких занятий, сами придумывают новые...

Конспект занятия "Путешествие муравья разноцветные точки"

Конспект занятия "Путешествие муравья разноцветные точки"...

Интегрированное занятие путешествие с муравьем

Конспект НОД Подготовительная группа. «Путешествие муравья - разноцветные точки» Программное содержание. 1. Задачи на развитие познавательных способностей: обобщить представления детей о м...