«Наблюдения в природе как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»
консультация по окружающему миру по теме

Жерновая Светлана Анатольевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Наблюдения в природе

как средство формирования цветовосприятия

у детей дошкольного возраста»

В обогащении детского цветовосприятия, в накоплении представлений о цвете огромную роль играют наблюдения в природе. Они, с одной стороны, являются средством сенсорного цветового опыта детей, а, с другой стороны являются неисчерпаемым источником знаний и представлений ребёнка о многоцветьи и многокрасочности окружающего мира.

Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными представлениями в окружающем мире. Показать ребёнку цвет, привлечь его к разноцветью мира – одна из задач взрослого в процессе наблюдений в природе.

Как же организовать наблюдения детей в природе так, чтобы,  наряду с решением познавательных, речевых, воспитательных и других задач, целенаправленно формировать представления детей о цвете, а именно

 – дать детям знания о цветовой гамме окружающих предметов и явлений;

- учить детей называть и различать цвета и оттенки;

- поддерживать у детей интерес к цвету.

Инициатива в организации наблюдений с целью реализации этих задач может принадлежать как педагогу, так и детям, то есть наблюдения могут носить как плановый, так и ситуативный характер.

Дети обычно обращают внимание на те, предметы и их свойства, которые вызывают в них непосредственный интерес. Детей привлекают новые необычные цвета, которых они ещё не знают.

Педагогу необходимо использовать эти непосредственно возникшие у детей интересы. Здесь важно помнить слова замечательного детского психолога Б.М. Теплова: «Эстетическое восприятие всегда должно быть эмоционально непосредственным».

Свойственные детям дошкольного возраста активность, подвижность так же должны учитываться воспитателем и использоваться. На прогулках, экскурсиях необходимо, прежде всего, предоставить детям возможность побегать, полазать, поиграть с природным материалом. Лишь тогда, когда жажда двигательной деятельности удовлетворена, можно приступать к наблюдениям.

Формы организации наблюдений с целью формирования представлений о цвете могут быть как коллективные, так и индивидуальные.

Проводя наблюдения со всем коллективом, воспитатель опирается на активных впечатлительных и более внимательных детей. Их умение увидеть и «сфантазировать» цвет часто поражает не только детей, но и взрослых. Пример таких детей влияет на остальных.

Индивидуальные наблюдения также имеют свои преимущества,  предметом наблюдения и рассматривания будет объект, заинтересовавший именно этого ребёнка, чаще всего это малоактивные спокойные дети, но не лишённые умений подмечать, определять, запоминать и анализировать.

Кроме того индивидуальные наблюдения протекают в темпе и длительности, которая присуща данному ребёнку, соответствует его индивидуальным особенностям. Здесь будут сказываться направленность интересов отдельных детей, их склонности, что даёт богатую пищу воспитателю в определении содержания работы с отдельными детьми. Задача воспитателя здесь состоит в том, чтобы, наблюдая в природе, развивая у детей способности  видеть и различать цвета и оттенки, формируя их познавательные интересы, дать возможность проявиться личным потребностям детей.

В процессе знакомства детей с цветом педагогу важно помнить, что дети дошкольного возраста чувствительны к малейшему различению цветов и оттенков. Именно от педагога в ситуации наблюдений зависит правильное усвоение детьми этих различий, запоминание точных названий разнообразных цветов и оттенков.

Природа даёт восприятию ребёнка очень широкую гамму цветов и оттенков. Задача воспитателя показать их детям и дать правильное наименование цвету.

Уважаемые коллеги!

Помните! Ваша неточность в наименовании цветов и оттенков,  рассматриваемых с детьми предметов и явлений, заложит неточность их восприятия и называния детьми.

В вашей речи должны быть только точные обозначения цветов и оттенков.

Не опасайтесь того, что дети не поймут, не запомнят, не усвоят. Знайте, точные наименования, постоянно относящиеся к соответствующему цвету и оттенку, дети усвоят, и будут пользоваться ими всю жизнь.

Чтобы утвердиться в этом выводе обратимся к исследованиям замечательного грузинского педагога и психолога Б.И. Хачапуридзе. Он установил, что дети дошкольного возраста в состоянии усваивать и давать правильные названия различным цветам и оттенкам.

Смело вводите при знакомстве детей с цветом такие соответствующие ему названия, как пурпурный, дымчатый, болотный, оливковый, кирпичный, бледно, светло, ярко, грязно и т. д.  Используйте предметные обозначения в названии цветов:

фруктовые: персиковый, абрикосовый, лимонный, апельсиновый, сливовый;

ягодные: вишнёвый, клубничный, ежевичный, рябиновый и др.

цветочные: сиреневый, васильковый, фиалковый, розовый и др.;

из неживой природы: песочный, небесный, солнечный, морской волны и др.;

цвета камня: бирюзовый, янтарный, жемчужный, рубиновый, мраморный.

Дети любят такие  названия цветов, легко их запоминают, правильно соотносят. Возрастающая у детей способность различать и называть цвета доставляет им удовольствие, радует их, обогащает память, речь, способствует удовлетворению потребности общаться со знакомыми красками окружающего мира.

И ещё одно предложение: наблюдая и рассматривая с детьми окружающую природу, не утрируйте тему цвета, преподносите её наряду с другими особенностями предметов и явлений. Другими словами, помните, что рядом с красивым цветом красивая форма предмета, явления, есть масса других особенностей, которые ребёнку полезно знать.

Большое значение для углубления эстетического восприятия в процессе наблюдений имеет и художественное слово, поэтическое произведение. В работе с детьми уместно пользоваться вообще, а в процессе наблюдений в природе в частности, такими поэтическими определениями из сказок, как яхонтовый, коралловый, хрустальный и др. Народные стихи, песенки, стихи о цвете также должны дополнять ваши рассказы на прогулках, экскурсиях. Используйте поэтические картины природы из произведений Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, Ф.И. Тютчева, А.К. Толстого, А.А. Фета и другие.

Углубляя чувственное познание детьми окружающего мира  через детальное обращение к цвету, его оттенкам, обязательно считайтесь со своеобразием детских интересов и эстетических переживаний. Давайте им возможность высказывать свои впечатления, проявлять свои эмоции по отношению к тем картинам, которые их вызывают.

Детям дошкольного возраста при восприятии явлений, красок природы большое удовольствие доставляет рассматривание отдельных предметов, явлений, нежели созерцание пейзажа. Они длительное время могут рассматривать лужу, реку, цветок, облака и так далее, находя в этом всё новые и новые подробности, краски, цвета. Поэтому подбирать содержание плановых наблюдений нужно так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и интересам детей. Следует вовремя переключать их внимание с неинтересного,  на интересное для них.

Умения детей различать, выделять цвета и оттенки формируются у детей раньше, чем способность соотносить их с названием, поэтому не нужно от детей этого требовать сразу.

Важно и нужно в процессе наблюдений использовать различные приёмы словарной работы: называние, толкование, повторение, закрепление хоровое и индивидуальное, вопросы, но не ждите, что дети тут же, безошибочно запомнят и назовут новое название цвета или оттенка. Это придёт в результате последовательной комплексной работы, в результате использования различных средств формирования представлений о цвете.

Структура наблюдений в природе может быть разнообразной и будет зависеть от  того, что вы рассматриваете, наблюдаете с детьми.

Если это рассматривание заката солнца, то здесь правильно будет сразу направить внимание детей на цвет этого живописного явления.

Если это ветка сирени, то внимание на цвет может быть обращено после рассматривания формы листьев, кисти цветка.

Таким образом, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что наблюдения в природе являются одним из самых богатых средств формирования у детей представлений о цвете. Успех этой работы зависит от знания цветов и оттенков самим педагогом, от знания им психологических и индивидуальных особенностей и интересов детей группы, и, наконец, от творческой организации педагогического процесса во время наблюдений с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...

статья "Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста"

Основной целью экологического образования является формирование экологической культуры личности....

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста.

Проблема развития познавательного интереса детей дошкольного возраста - сегодня одна из самых актуальных, является объектом исследования педагогов, психологов.Один из ведущих специалистов в области ум...

Мастер класс для воспитателей. «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Мастер класс для воспитателей.«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»....

Мероприятие "Юные метеорологи" для детей среднего дошкольного возраста. В рамках проекта "Метеостанция как средство формирования экологических представлений детей дошкольного возраста"

Широкие возможности для развития ребенка - дошкольника оказывает эксперементирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий....

"Наблюдения в природе как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста"

Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными представлениями в окружающем мире....