Педагогический опыт "Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Атажахова Татьяна Николаевна

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных ценностей и многим другим следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогических оснований феномена «экологическая культура» и ее воспитание у современных дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedopyt_atazhakhovoj_t.n._1.docx61.55 КБ

Предварительный просмотр:

Районное управление образованием администрации муниципального образования Мостовский район

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 1 «Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район

Тема: «Формирование  экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Автор опыта: Атажахова Татьяна Николаевна,

                                                           воспитатель, педагогический стаж  24года.

п. Мостовской

2012 г.

Содержание

  1. Литературный обзор состояния вопроса…………………………….

4

  1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..

4

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании…

5

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………………………………………………...

7

  1. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………………………………………………..

9

  1. Педагогический опыт…………………………………………………

10

  1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………..

10

  1. Актуальность педагогического опыта…………………………….

13

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте……………

15

  1. Результативность педагогического опыта………………………..

17

  1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта………………………………………………………………...

18

  1. Технологичность представляемого педагогического опыта…….

19

  1. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………….

21

  1. Выводы………………………………………………………….........

23

  1. Библиографический список…………………………………………

24

  1. Приложение………………………………………………………….

25

Информационная карта передового педагогического опыта

Ф. И. О. автора: Атажахова Татьяна Николаевна.

Место работы, должность, наименование ОУ и муниципального образования: МАДОУ ЦРР - детский сад № 1 «Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район, воспитатель.

Дата рождения автора ППО: 18.07.1970г.

Базовое образование автора ППО: Адыгейское педагогическое училище имениХ.Андрухаева, 1989г., учитель начальных классов.

Тема педагогического опыта: «Формирование  экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Педагогический стаж и квалификационная категория: 24 года

Звания, награды, премии, учёная степень автора ППО:

Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах:финалист  краевого профессионального конкурса «Воспитатель года Кубани-2012».

Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора (проблема, тема):

Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта:«Все хорошее в людях из детства» - районная газета «Родное предгорье» от 4 июня 2011г.; «Электронное портфолио», учебно-методические материалы («Проект», «Перспективное планирование по экологическому воспитанию», «Комплексное занятие «Путешествие капельки», «Конспект занятия «Лесная полянка») - в социальной сети работников образованияnsportal.ru  на своем персональном сайте.

Данный педагогический опыт внесён в муниципальный банк передового педагогического опыта решением: не внесен

Рабочий адрес, телефон  автора: поселок Мостовской, ул. Боженко, № 1.

Домашний адрес, телефон  автора: поселок Мостовской, ул. Мира, 2 кв.34

Мобильный телефон автора: 8-918-251-91-09

Адрес электронной почты:atajahowa2013@ yandex.ru


  1. Литературный обзор состояния вопроса.

  1. История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении.

Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры. Этот процесс должен основываться на психологических особенностях детей. Среди последних важным является повышенная эмоциональная чувствительность, несформированность познавательной и волевой сфер. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, он не различает границу между «человеческим» и «не человеческим», у него преобладает познавательный тип отношения (какой бывает объект на вкус, ощупь) сравнительно с эмоциональным, чувственным и практически-действенным. А это как нельзя лучше формируется через игровые ситуации, игровую деятельность.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни.

Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра - предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками. Внимание к природным объектам требует сосредоточенности, на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

        

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения (в детском саду №1 «Березка» поселка Мостовского) реализует экспериментальную программу по формированию экологической культуры дошкольников с 2009 года, что является логическим обобщением того многолетнего опыта, который накоплен.

        Систематизированы теоретический научный и методический материалы, незаменимые в практической деятельности педагогов. Создана творческая группа воспитателей «Эколог», которая разрабатывает стратегию деятельности педагогического коллектива и является связующим звеном в организации работы между районной организацией «Охрана природы» и нашим детским садом. Это сотрудничество позволяет строить нашу воспитательную технологию по экологии на строгой научной основе, и что самое главное -  на основе регионального компонента. Не секрет, что многие дошкольники, да и дети постарше, сегодня отлично знают кто такие мамонты, динозавры, знают где живут слоны и жирафы, но не могут отличить колосок пшеницы от ячменя, не знают того природного мира, который составляет их «малую родину».

        Коллективом нашего центра развития для юных мостовчан созданы все условия для практического ознакомления с природой родного края. На территории детского сада функционирует экологическая тропа. Каждый день ребята посещают ее станции знакомясь и исследуя мини- огороды, фито –клумбы, уголок голубых елей, луг разнотравья, муравейник, создан настоящий маленький пруд, где живут рыбки и черепаха, оформлена «Красная книга ДОУ». Ежемесячно выпускается стенгазета «Березовые вести». В ДОУ открыт и активно работает малый экологический театр «Звездочка» с участием дошкольников 4-6 лет.

         В каждой группе есть зеленый уголок и уголок Кубановедения. В разных видах деятельности, в целях ознакомления и привития бережного отношения к пернатым друзьям ведется определенная работа с детьми: тематические беседы, наблюдения, изготовление кормушек (совместно с родителями). Наши малыши – юные исследователи. Достойным показателем этого стало участие наших воспитанников в региональных и Российских конкурсах исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников в городах Сочи и Москва.

         С уверенностью можно сказать, что творческий потенциал коллектива детского сада «Березка» достаточен для того, чтобы растить юных исследователей, юных защитников природных богатств нашего района, а это значит растить гражданина, так как с любви к природе начинается любовь к Родине.

Единство в работе  специалистов, воспитателей положительно отразилось на уровне усвоения знаний  раздела «Ознакомление с окружающим миром» программы «Детство».

        Уровень усвоения знаний детьми  по  разделу «Ознакомления с окружающим» в 2010-2011 году составил  высокий -54%,средний-32%,низкий-4%; в 2011-2012 году – высокий-68%,средний-32%.

Эти результаты еще раз подтверждают положительную динамику развития детей по экологическому воспитанию, что является основанием для активизации работы в данном направлении.

  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

    Анкетирование – 1. Метод массового сбора информации с использованием анкет, включающий их составление, распространение, изучение. 2. Способ получения информации с помощью специального вопросника (анкеты), адресованного обследуемому лицу.

    Взаимодействие педагога и воспитанников – процесс взаимного влияния взрослого и детей друг на друга, в результате которого происходит их взаиморазвитие и саморазвитие. Модель педагогического взаимодействия определяет характер педагогической системы.

Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Демонстрационный дидактический материал – средство демонстрации при групповом обучении, выполненное в крупном формате и на плотной основе, сопровождающийся инструкцией или краткими методическими указаниями по их использовании. В педагогическом процессе.

Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ – специально организованная форма обучения. НОД может быть групповым, подгрупповым и индивидуальным. Для детей дошкольного возраста принципиально отличается от урока тем, что проводится на основе игры, а также других специфических для дошкольников видов деятельности.

Игра – термин иногда употребляется как синоним игровой деятельности, но в отличие от игровой деятельности, не рассматривает этапы развертывания (потребность, мотив, цель структуру, «конституирующие моменты игры» (Д.Б. Эльконин) и т.д.) и онтогенез данной деятельности, а характеризует разные виды детских игр, в основном, через их группировку или классификацию.

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка.

Инициатива – предприимчивость, способность к самостоятельным активным поступкам. Инициатива сотрудника – побуждение к началу какого-либо дела, способность и готовность к самостоятельным, активным действиям, к принятию решений, сознательное, творческое их выполнение.

Метод педагогический – метод воздействия взрослого на ребенка через совместную деятельность. Трактовка данного понятия как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки.

Методика – совокупность способов, приемов, средств целесообразного проведения какой-либо работы. Отрасль педагогической науки, выражающая подходы к обучению, воспитанию и развитию ребенка; тактика научного познания.

Методы обучения – способы совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие его от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических данных в конкретном исследовании; заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом, непосредственном восприятии и регистрации фактов, подвергающихся контролю и проверке.

План перспективный – вид плана, который составляется на длительный период (год, квартал, месяц) и учитывает взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает единство, систематичность и последовательность в работе воспитателей.

Программа «Детство» - комплексная программа развития ребенка-дошкольника и педагогическая технология, разработанные преподавателями кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством В.И. Логиновой под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайлова, Л.М. Гурович. Программа составлена в соответствии с тремя основными ступенями дошкольного детства – младшего, среднего и старшего возраста. Особый акцент делается на личностное развитие ребенка.

Программа «Мы» - парциальная программа экологического образования, разработанная Н.Н. Кондратьево, Т.А. Шиленок, Т.А. Марковой, Т.А. Виноградовой. Программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы» комплексной программы «Детство».

Прогулка – один из режимных моментов жизнедеятельности детей в ДОУ; средство физического и умственного воспитания.

Проект – замысел, план. Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития ()жизненный цикл, который можно разделить на три фазы: фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза.

Экологизация обучения – формирование на всех этапах обучения экоцентрического типа экологического сознания.

Экологическая культура – экологическое сознание и экологическое поведение, включающее способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Экологическое воспитание – целенаправленный, организованный процесс, направленный на познание окружающего мира, установление взаимосвязи между живой и неживой природой и выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой.

Экология – 1. Наука об общих закономерностях взаимодействия организмов и их сообществ с окружающей средой, природой и обществом. 2. Специальная сфера деятельности общества, направленная на охрану окружающей среды и целесообразное использование природных ресурсов.

  1. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

  1. Название группы: «Капитошка»
  2. Возраст детей: от  4 до 5 лет
  3. Количество воспитанников: 26 человек
  4. Коммуникативность детей группы: Общение детей между собой носит добровольный, доброжелательный характер. Воспитанники самостоятельны.
  5. Психолого-педагогический портрет ребенка 4-5 лет:

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности.

К 5 годам у малыша постепенно увеличивается словарный запас до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Именно в этом возрасте малышу необходимо много читать: он это очень любит и легко запоминает прочитанное. Малыши в 4 года очень любят отгадывать загадки, поэтому пополните вашу библиотечку книжкой с загадками.

С 4 лет ребенок уже уверенно держит в руках карандаш, рисует животных и другие предметы, окружающие его. Полезно 4-летнему ребенку и раскрашивать познавательные рисунки (например, про животных). Дошколятам необходимо готовить руку к письму, развивать координацию движений

  1. Оборудование группы (психолого-педагогические материалы). Общий вид группы – игровой, яркий, предметный. Игрушки всех видов, разных размеров из разных материалов, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества. Предметы-заместители: комплекты атрибутов по всем творческим играм данного возраста. Разнообразно соответствующее возрасту и росту детей собственно игровое оборудование (игровая мебель, модули и т.п.). В группе есть уголок релаксации, в котором находится магнитофон и аудиотека, включающая в себя классическую музыку, аудиосказки в прочтении профессиональными актерами. В группе используют «Телефон доверия», по которому ребенок может позвонить в любое время близким и поделиться своими впечатлениями.
  2. Работа с родителями (особенности взаимодействия с семьей). Присутствует активное личное взаимодействие педагогов и родителей. Проводятся родительские собрания, лектории. Готовятся рекомендации, памятки, информационные листы по развитию и воспитанию ребенка  дошкольного возраста.

  1. Педагогический опыт.

  1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Методы обучения характеризуются тем, что каждый из них обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. В данном педагогическом опыте используются разнообразные методы и приемы:

  • Словесные: беседы, рассказы, использование художественного слова, экологических загадок, сказок.
  • Наглядные: показ демонстрационного материала, наблюдения, опыты, эксперименты.
  • Практические: ориентированы на активную позицию ребенка  и формирование оперативной стратегии деятельности.
  • Игровые: все игры, в зависимости от того по чьей инициативе они возникают, объединяются в группы:
  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка (или группы детей, самостоятельные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные игры экспериментирования).
  2. Игры, возникающие по инициативе взрослого (дидактические, подвижные, досуговые).

Игры народные.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывает эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Исследования Комаровой И.А. показали, что оптимальной формой включения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются игровые обучающие ситуации. Они делятся на три типа:

  1. Использование игрушек, которые изображают различные объекты природы. Игрушка способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом. Присутствие игрушек уместно всякий раз, когда разговор на занятии строится на базе получения в процессе наблюдения конкретных знаний. Они эффективны, когда с животными невозможно непосредственное общение. Дети с удовольствием держат в руках игрушечную рыбку, птичку, зайчика, так как возможность взять в руки таких животных исключена. Или наоборот, они мало обращают внимания наигрушечного котенка, если на занятии присутствует живой котенок, которого можно погладить, взять за лапку.
  2. Второй тип обучающих ситуаций связан с использованием кукол, изображающих персонажей литературных произведений, хорошо знакомых детям, чтобы вызвать интерес и привлечь внимание детей к дидактической цели занятия. И.А. Комаровой было сделано предложение, что куклы-персонажи некоторых сказок на основе их литературной биографии могут быть с успехом использованы на природоведческих занятиях.
  3. Третий тип игровых обучающих ситуаций – это различные варианты игры в путешествие («Поездка в лес»), экскурсия по территории детского сада и экологические проекты, которые включают в себя практическую деятельность, наблюдения, опыты, эксперименты, а так же театрализованные игры с участием детей. В каждом конкретном случае дети посещают новые  места, знакомятся с явлениями и объектами.

Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические (настольно-печатные, словесные).

Правила для таких игр являются фактором развивающего воздействия на ребенка. Правила побуждают быть активным: быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам, сосредотачивать свое внимание на игровой задаче. В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдения, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков: сравнивать, анализировать, классифицировать.

Особое место занимают дидактические игры. Цель игр – умственное развитие. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

Предметные игры -  это игры с народной игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами).

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся домино, лото, разрезные картинки, складные кубики.

Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь.

Дидактические игры экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и природы,  деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.

Словесно-дидактические игры могут украсить досуг, прогулку в дождь. Эти игры развивают мышление, гибкость и динамичность представлений.

Интересны игры в загадки. В них дети упражняются выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Игры с правилами составляют подвижные игры. В их основе лежат разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Игра-драматизация строится на основе литературного произведения. Сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После прогулки по территории детского сада можно изображать растительность (высокое дерево, широкий лист, маленький цветочек), передать полет бабочек, жуков.

  1. Актуальность педагогического опыта.

В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь сиюминутную выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, заниженностью нравственных ценностей и многим другим следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогических оснований феномена «экологическая культура» и ее воспитание у современных дошкольников.

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по новому, решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического воспитания экологической культуры личности. Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология -  это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек – не главное действующее лицо, а особая, разумная, но все же, только часть природы. Необходимо помочь осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми.

Контакт с естественной окружающей средой начинается с дошкольного возраста. Именно тогда закладывается начало экологической культуры личности, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представление о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознание и культура.

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях, как проблему воспитания и как проблему развития экологического сознания у взрослых воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено усугублением экологических проблем планеты. Кризисное состояние биосферы – это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения. Следствием является нерациональное природоиспользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы, если в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки, если мысли и чувства взрослых будут искренне устремлены на сохранение природы, а поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в семье и в дошкольном учреждении.

Отличительные особенности опыта – успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, игры, исследование, оценивание); успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет); успешная коммуникативная деятельность (контакт, информация, отношения).

Цель опыта – изучить особенности игровой деятельности, как наиболее эффективного метода экологической культуры.

Основные задачи: раскрыть суть игры, как метода воспитания; выявить особенности экологической игры; изучить классификацию экологических игр; рассмотреть методику организации некоторых экологических игр.

Ожидаемые результаты.

Используя экологическое направление в воспитании дошкольников, ожидается:

  1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
  2. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях
  3. Осознание себя, как части природы.
  4. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
  5. Бережного отношения к своему здоровью.

Форма подведения итогов:

  1. Итоговые комплексные занятия;
  2. Разработка, внедрение  экологических проектов.

  1. Научность в представляемом педагогическом опыте.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами, тихий пруд с зелеными берегами – эти картины согревают сердце. А если бы ничего этого не было, и мы никогда бы не видели разноцветных лугов, не смотрелись в лесные озера-зеркала, не слышали пение птиц, потому что детство было отгорожено от живой природы безразличным отношением к ней взрослых. Сейчас наши дети лучше знают природу и животных других стран: Америки, Африки, Австралии. Поэтому, смотря на детей наших и слушая их рассказы  о природе и животных других стран, возникло желание охранять нашу природу, воспитывать у детей желание больше узнать о ней. И начинать нужно с самых маленьких, именно в дошкольном возрасте, усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыши воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое.

Экологическое воспитание – это единство сознания и поведения гармоничного с природой, - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.

На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения. Ответственное отношение к природе – сложная характеристика личности, что означает понимание законов природы. Она проявляется в понимании соблюдения нравственных и экологических принципов природоиспользования по изучению и охране среды, в пропаганде идей правильного природоиспользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей среде.

Главные принципы жизни человека в гармонии с природой:

  • «Не навреди»;
  • «Познавая, не разрушай»;
  • «Не бери у природы больше, чем необходимо»;
  • «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса: Что ты хочешь сделать? Зачем тебе это нужно? Кто (что) при этом приобретет, а кто (что) потеряет?»
  • «Подумай о последствиях»

Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в различных видах деятельности. К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующее: традиционные учебные занятия, экологические игры, сказки, экологическая тропа, опыты, практикумы, то есть те, которые отвечают потребностям раннего младшего возраста, а так же позволяют изменить потребительское отношение дошкольников к природе.

Игра – это ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что в игре присуща воображаемая ситуация. Игра увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных действиях, она возникает в реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями, если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность.

Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду.

Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, отражаться на наглядно-зрительные игровые образы (по мнению доктора педагогических наук Рыжовой).

Данная тема важна по целому ряду причин. Игра – ведущая деятельность дошкольника. Она обогащает и развивает личность, она должна быть использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней будут особенно эффективны. Игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни,  особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

  1. Результативность педагогического опыта.

В итоге проделанной работы есть положительные результаты: формирование начала экологической культуры у детей, экологизация различных видов деятельности ребенка и развивающей среды, экологическое просвещение родителей.

Сформированы предпосылки осознанного правильного отношения к объектам и явлениям природы.

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды игровой деятельности.

У воспитанников сформирован целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработаны навыки грамотного безопасного поведения в природе и быту.

  1. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Дошкольное детство. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые на всю жизнь остаются в памяти человека. Поэтому дошкольное детство можно считать началом формирования экологического мышления личности.

Формирование элементарных знаний, здорового образа жизни, мышления поведения – цели экологического развития дошкольников. Для решения этих целей воспитатели в нашем детском саду используют программу по экологическому воспитанию «Юный эколог» С. Н. Николаевой, в основе которого лежит личностно – ориентированная модель воспитания. Пользуемся материалами из газет «Экологическая правда», которые выписываем в детском саду. Эти издания оказывают большую помощь ДОУ в работе, они очень интересны, полезны. Читая различные советы, статьи, возвращаемся в доброе прошлое, глубже начинаем ощущать нужность экологического воспитания детей с раннего возраста.

На основе методических рекомендаций и преемственности в решении задач программы «Детство» и программы «Мы» экологического образования Кондратьевой Н.Н. 2011г. разработаны: перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (См. Приложение 1 - Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста); экологический проект «Маленькие огородники» (См. Приложение 2 –Проект для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие огородники»); наглядные пособия «Времена года» (См. Приложение 3–Авторское пособие «Времена года»); игры экологического содержания, рассчитанные на детей 4 - 5 лет (См. Приложение 4 – Экологические игры); учебно-методические дидактические пособия: «Цепочка», «Что лишнее?», «Волшебные экранчики», «Выбери нужное»(См. Приложение 5 – Учебно-методические пособия).

Игры подобранны с учетом психологических особенностей дошкольников 4-5 лет. Система игр предполагает их использование, как в ходе проведения специфических мероприятий, так и на занятиях по развитию речи, математическому развитию, музыкальному, а также на прогулках (См. Приложение 11 – Игры для прогулок в разное время года).

  1. Технологичность представляемого педагогического опыта.

    Педагоги других  дошкольных  учреждений могут использовать в своей работе, как весь опыт работы, так и отдельные элементы.

    Элементы опыта моей работы применяют в практической деятельности педагоги  нашего детского сада.

Игры разработаны так, чтобы любой воспитатель мог бы ими воспользоваться, адаптируя каждую игру для своих детей, но при этом сохраняя смысл.

В группе  проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для роста и развития, наблюдения труда в природе. Дети вместе с воспитателем поливают цветы, заботятся о них, каждое утро разговаривают с цветами:- Как ты, цветок, спал? За нами не скучал? Мы тебя любим, заботимся о тебе.

В детском саду организована «Экологическая тропа», по которой проводятся экскурсии с детьми, ведется наблюдение, рассматривание, проводится анализ, собирается материал: камешки, веточки, шишки.

На прогулке дети знакомятся с изменениями в природе по сезонам, проводятся игры с природным материалом (песок, глина, вода, листья, плоды). Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, глины, воды, снега и др. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Что где растет?», «Угадай и назови», «Загадки о животных».

Важным аспектом в системе экологического образования является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс. Только опираясь на семью, совместными усилиями мы можем решить главную задачу: воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

  • Проведение родительских собраний экологической направленности;
  • Участие родителей в совместной игровой деятельности, общении с природой;
  • Выезды с детьми на природу;
  • Участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
  • Совместное озеленение территории детского сада;
  • Тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных родителями совместно с детьми (См. Приложение 6 – Фотографии поделок).

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования детей, его реального осуществления в семье проводилось анкетирование родителей (См. Приложение 7 – Анкетирование родителей), беседы. Результаты анкетирования были вынесены на родительское собрание для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Разработано перспективное планирование, содержащее экологические занятия (См. Приложение 8 –Занятия:«Путешествие капельки», «Лесная полянка», «Свойства воды»), а также разработан комплекс утренней гимнастики. (См. Приложение 9– Комплекс сюжетной утренней гимнастики «Путешествие на лесную полянку»), подобраны игры экологического содержания для использования на занятиях и вне их.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует познавательную деятельность дошкольников. Особое место занимает игра, которая формирует опыт принятия решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит изменение в психике, подготавливающее переход к новой стадии развития.

Суть игр для развития эстетического восприятия природы состоит в том, что дети при непосредственном контакте с природными объектами (наблюдение, прикосновение к растению, животному, поглаживание листьев, ствола) должны рассказать что-либо интересное об объекте природы.

При проведении игр надо учитывать следующее: у детей должен быть сформирован широкий круг знаний об окружающем мире. Игры дадут наилучший воспитательный результат, если будут проводиться с небольшой подгруппой детей. Такая организация позволяет наладить тесный эмоциональный контакт с детьми, дает возможность высказаться всем детям, с другой стороны препятствует утомляемости, не задерживает ход игры.

Важно подчеркнуть, что в играх, направленных на развитие эстетического восприятия природы у детей раннего возраста, нужно обогащать и расширять сферу чувств и переживаний, придумывать им осмысленность.

Поэтому вместе с детьми сделали наглядные пособия «Четыре времени года», где прослеживаются изменения в каждом времени года. К каждому времени года написали стихи, загадки. В конце времени года вспоминали стихи, загадки, рисунки, поделки, все связанное с этим временем года. Читали экологические сказки из цикла «Родничковые сказки» - по проблемам охраны природы с вопросами для беседы.

Для осуществления проекта неживой природы были привлечены не только дети, но и родители. Были собраны разной формы камешки, интересной формы палочки, соломинки, все это можно украсить и нарядно оформить. Детей это очень заинтересовало. Было сделано озеро, в котором плавали рыбки, лягушки, кораблики. Дети рисовали, лепили, обыгрывали различные ситуации.

В связи с этим был разработан цикл бесед и консультаций для родителей по теме «Формирование начал экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (См. Приложение 10 – Планирование проведения бесед:«Беседы о русском лесе», «Беседы о воде в природе»)

  1. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.

Экологические игры позволяют идти на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, способствуют умственному воспитанию.

Использование в играх естественных природных объектов создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств.

Осознание себя, как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и другим живым организмам, содействует физическому развитию.

Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которые входит: побуждение интереса к природе, растениям, животным, к самому себе, освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных, приобщение ребенка к труду по созданию представлений о природе, как о величайшей ценности, понимании ее неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за все живое. Необходимо вовремя научить ребенка любить уголок родной земли и всю природу, как один большой дом.

Без этого ребенок никогда не станет человеком. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры,общими подходами в формировании личности через сферу жизнедеятельности. «Природа» - является средством осуществления следующего: экологическое направление, воспитание разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы усвоения определенного круга знаний и овладение практическими умениями.

Моя работа основана на принципе: «Меньше учите, больше делитесь».

Я не только сообщаю детям сухие факты о природе («это дерево называется сосна»), но и рассказываю им о том, что чувствую стоя рядом с этой сосной. Признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Я всегда говорю детям о том, что поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

…Я уверена, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только тогда, когда мы разделяем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общения. Мы становимся способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

Сначала наблюдайте, говорите потом.

Иногда событие, происходящее в природе, может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ребенок лучше поймет то, что вне его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Мы не расстраиваемся, если не знаем названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности собой представляют природные объекты. Как нашу внутреннюю сущность не отражает наше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Дети лучше поймут, что такое дуб, если научатся видеть, как он меняется в течение дня при изменении освещенности, наблюдая за деревом с различных точек, почувствовав на ощупь его кору и листья, вдохнув их запах, посидев спокойно в его тени и попробовав увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем.

Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа ребенка зазвучит в унисон с природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «воспитанник-воспитатель», а станут отношениями товарищей по приключению.

• Сосредоточьте внимание ребенка!

 С самого начала задается верный тон вашему путешествию в природу. Занимается внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому необходимо показать им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывать в них наблюдательность. Дети должны почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!

 Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если педагогу удается поддерживать атмосферу радости. Необходимо помнить, что энтузиазм воспитателя заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что педагог имеет как воспитатель.

  1. Выводы.

Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и природе.

Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Наиболее популярными стали эколого-природоведческие игры, подвижные с элементами имитации, сюжетно-ролевые и ролевые игры. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установлено, что она прямо зависит от ориентации  на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к Отечеству.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Гуманное отношение к природе возникает в процессе того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Раскрыть перед ребенком красоту природы и научить увидеть ее дело сложное. Для этого мы – педагоги должны сами уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому нашему движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам, хорошо отмечают положительные и отрицательные действия взрослых.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Все хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала

И росли, как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

  1. Библиографический список.

  1. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд., стереотип./авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.
  2. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: ГНОМ и Д, 2003. – 100с.
  3. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филлипенко. –Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.: ил.
  4. Воспитание Любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры / Ю.А. Вакуленко. – Волгоград:Учитель, 2008. – 157 с.
  5. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 128с.
  6. Прогулки в природу: Учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. Образоват. Учреждений / В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 112 с.:ил.
  7. Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой. Дошкольное воспитание. / Л.Аветисян.   - 1986. - №1.- С.10-12.
  8. Психология.    /Выготский Л.С. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
  9.  Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144 с.
    Экологическая педагогика и психология. / Дерябо С.Д., Ясвин В.А.. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
  10. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. - СПб.: Акцидент, 1999. - 224 с.
  11.  Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.
  12.  Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей ""Мы": Азбука экологии". - СПб., 1996.
  13. http://vospitatel.resobr.ru

  1. Приложение.

  1. Приложение 1 - Перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного  возраста.
  2. Приложение 2 - Проект для детей раннего возраста «Маленькие огородники».
  3. Приложение 3 – Авторское пособие «Времена года».
  4. Приложение 4 – Экологические игры.
  5. Приложение 5 – Учебно-методические пособия.
  6. Приложение 6 – Фотографии поделок.
  7. Приложение 7 – Анкетирование родителей.
  8. Приложение 8 – Занятия: «Путешествие капельки», «Свойства воды», «Путешествие муравья, разноцветные точки».
  9. Приложение 9 – Комплекс сюжетной утренней гимнастики «Путешествие на лесную полянку».
  10. Приложение 10 – Планирование проведения бесед: «Беседы о русском лесе», «Беседы о воде в природе».
  11. Приложение 11 – Игры для прогулок в разное время года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Концептуальное изложение педагогического опыта "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать. Современное воспитание и образование также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и умею...

Презентация по самообразованию: " Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность".

Цель исследования: влияние игровых обучающих ситуаций на процесс экологического воспитания дошкольников....

«Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем в современной педагогике. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение ребенка – залог выживания человечес...

Консультация для родителей" Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность"

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее....