Организация речевого уголка в разновозрастной группе компенсирующей направленности.
консультация (подготовительная группа)

"Рекомендации по организация речевого уголка в разновозрастной группе компенсирующей направленности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Организация речевого уголка в разновозрастной  группе компенсирующей направленности

 МДОУ детский сад  № 11 комбинированного вида

 г.Валуйки Белгородской области

Подготовила воспитатель:  Карагодина Н.Б.

         Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР.
В его оборудование входят: большое зеркало, лампа дополнительного освещения, хозяйка логопедического уголка – « Лягушка-говорушка», стол, стул, стеллажи, расположенные на разном уровне, игровой, дидактический и наглядный материал,   стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
наполняемость уголка;
разнообразие материалов;                                                                                                                                                 мобильность;
возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
доступность;
системность;
эстетика оформления;
ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
фонематического слуха;
дыхания;
воздушной струи;
артикуляционной моторики;
правильного звукопроизношения;
словаря;
фразовой речи;
мелкой моторики пальцев рук;
звукового анализа и синтеза слогов и слов.
         Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,  физиологическими и психолого-педагогическими особенностями   формирования речи детей с ОНР.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателями совместно, что делает их взаимодействие не формальным , а очень тесным и плодотворным.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, может носить многофункциональный характер, использоваться в разных целях.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов,  составляющих психологическую базу речи.
Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также  удовлетворять потребности актуального, ближайшего,  развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.

            Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки.
Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.

Дидактический материал  речевого уголка  
в разновозрастной  группе компенсирующей направленности

Задачи

Дидактические пособия

Дидактические игры

1.  Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

«Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; «Разноцветная поляна»; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке

«Буря в стакане»;

«Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота», «Обжорки» и др.

2. Формирование слухового внимания, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: металлофон, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для различения  звуков и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова

«Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»;

 «Фонематика»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»;

 «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»;

 «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»;

 «Испорченный телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко); схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи)

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук «Говори правильно» (Т.С.Резниченко, О.Д.Ларина); логопедические альбомы для автоматизации различных звуков (авторы О. И. Лазаренко, Л. А. Комарова); чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала в ассортименте

Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»;

 «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»;

 «Звуки, я вас различаю (Р, Л)»

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; «Карусель» (учим буквы); карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Учимся читать»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука», «Чтение по слогам», «Родная природа»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; «Белоснежка» — читаем с подсказками; книжки-малышки и др.

«Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»;

«Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»;

 «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»;

 «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.;

 серия «Умные игры», ребусы

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Дидактические материалы по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме)

«Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»;   «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица»,                                            

 «Два козлика» и др.)

8. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам); «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв)

Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и  др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной активности в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная, оздоровительн...

Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...

Рекомендации по организации речевого уголка в логопедической группе ДОУ

Игровой и дидактический материал речевого уголка...

Новые подходы к организации коррекционно- развивающей работы с детьми по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (Сообщение на ПДС в ДОУ по ZOOM)

Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приёмов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В своей р...

Наполняемость логопедического уголка в группе компенсирующей направленности.

В основу наполняемости логопедического уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций учителя-логопеда...