Методические рекомендации "Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Васильева Светлана Ивановна

методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

«Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Экспериментальная экология в развитии детей старшего дошкольного возраста играет важную роль. Постигая знания о природе через практическую деятельность дети достигают больших успехов в понимании сложных закономерностей, лежащих в основе природных явлений.

Детям старшего дошкольного возраста присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, является важным методом изучения экологии. Через экспериментирование ребенок самостоятельно может вывести причинно - следственные связи рассматриваемого явления.

Эксперименты бывают:

- индивидуальные или групповые;

- однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.);

По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:

- констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление),

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

Со старшими дошкольниками можно решать экспериментальные задачи. Решение задач осуществляется в двух вариантах:

а) дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

б) дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

В рамках экологического воспитания рекомендую проводить следующую экспериментальную деятельность, расширяющую представления о факторах природной среды и её значимости в жизни человека:

  1. Солнце (как влияет освещенность на рост растений и т.д.);
  2. Воздух (чем мы дышим, понятие - атмосфера, свойства – теплый, холодный и т.д.);
  3. Вода (вода – источник жизни, свойства: тонет - не тонет, испарение, лёд и т.д.);
  4. земля (почва, песок, глина – свойства);
  5. растения (условия для роста растений – свет, тепло, почва, влага);
  6. животные, птицы, рыбы, насекомые (дать представление о понятии «живое», сравнение с неживыми предметами, живое – дышит, питается, размножается и т.д.).

Для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности, необходимо организовать  мини-лабораторию оборудованную материалами, необходимыми для проведения опытов: специальная посуда, природный материал, лупы, термометры и прочее.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы можно делать в словесной форме, или графически, т.е. в рисунках и схемах.

Литература:

1.Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 29-30. - http://doshkolniki.org/ekologicheskoe-vospitanie/79-reshenie-eksperimentalnyx-zadach-so-starshimi-doshkolnikami.html.

2.Зенина Т., Туркина А. Неживая природа: конспекты занятий для подготовительной к школе группы // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. С. 27–35. Вода - источник жизни. С. 30-32 - http://doshkolniki.org/ .

3.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду - http://dob.1september.ru/2001/08/3.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Человек — часть природы: он не может жить вне ее  , не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только  научившись жить в полном согласии с природой, мы с...

Методическая разработка «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ПАРТНЕРСКОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

В «Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России» (22.09.98 г.) признано «…считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным зве...

Методические разработки по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста на базе освоения нордической ходьбы

​Основные задачи использования нордической ходьбы для дошкольников:Укрепление здоровья, коррекция недостатков телосложения, повышение функциональных возможностей организма.Развитие двигательных качест...

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СТАТЬЯ: "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"...