Проект по теме "История пуговицы."
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Тельчарова Анна Андреевна

Предлагаю проект для детей старшего дошкольного возраста по теме "История пуговицы". Данный материал будет полезен воспитателям старших  и подготовительных  групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_pugovitsy.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 

              Паспорт проекта

Название проекта: “История пуговицы”

Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.  

                                                                                                   Э.М. Ремарк

Составитель проекта: Тельчарова Анна Андреевна.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Цели проекта:

- формирование у детей естественно-научных представлений о предметах           окружающего мира;

 - расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности;

 - развитие мелкой моторики, связной речи, мышления и творческих способностей детей.

Задачи проекта:

- развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;

 мыслительной активности и творческих способностей;

- совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к - сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

- поддержание стремления старших дошкольников в обследовании предметов для выявления их особенностей;

- поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;

-развитие коммуникативных навыков;

-формирование представления о многообразии видов пуговиц;

-знакомство детей с различными способами пришивания пуговиц;

-совершенствование аналитического восприятия, стимулирование интереса к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Участники проекта: дети подготовительной группы № 5, родители детей, воспитатель: Тельчарова А. А.

Продолжительность проекта: долгосрочный, сентябрь 2012- сентябрь 2013г.г.

Предполагаемый результат:

- создание коллекций пуговиц;

- развитие знаний детей об окружающем мире;

- развитие познавательной активности;  

- развитие мелкой моторики рук, мышления, речи, творческих способностей, фантазии, коммуникативных навыков;

- сплочение детей, родителей и педагогов в общую деятельность посредством осуществления совместной поисковой и творческой деятельности; 

- создание  мини-музея, активизирующего предметно-развивающую среду в группе.

Реализация проекта включала в себя несколько этапов.

  Первый этап проекта предусматривал определение уровня сформированности представлений дошкольников о пуговицах.          Использовалась модель двух вопросов: "Что я знаю?" и "Что я хочу узнать?". Таким образом, были определены главные вопросы исследовательской деятельности: «Что означает слово "пуговица"?»; "Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?";

 "Какими были первые пуговицы?"; "Каких видов бывают пуговицы?"; "Из каких материалов делают пуговицы?"; "Какие есть способы пришивания пуговиц?"; "Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?"

 

   На втором этапе дети совместно с родителями должны были подготовить некоторые материалы по теме проекта.

 Кроме того, определялись этапы  исследовательской деятельности,  обсуждались варианты поиска информации, продукты деятельности,

 которые дети планировали получить  в конце проекта.

 Так, в результате реализации совместных проектов дошкольники  вместе с родителями подготовили образцы способов пришивания пуговиц, нарисовали для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы, подобрали материал о видах пуговиц, систематизировали образцы по типу материала, цвету, размеру, структуре и форме.

Третий этап строился на основе интеграции образовательных областей: "Познание", "Социализация", "Безопасность", "Здоровье", "Коммуникация", "Труд", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество".

 Образовательная деятельность осуществлялась педагогом в ходе режимных моментов и в процессе организации различных  видов детской деятельности.  Так, например, знакомство с пословицами и поговорками в основном происходило тогда, когда дети одевались, и им приходилось застегивать пуговицы. Если кто-то ошибался, то мог услышать: "Коли  первую пуговицу застегнешь неправильно, то все остальные пойдут наперекосяк".

В рамках трудовой деятельности, используя шнуровки, воспитанники учились пришивать пуговицы.

 Продолжением беседы  стала игра "Мы дизайнеры", во время которой дети старались правильно подобрать пуговицы к вещам из разных материалов (пальто, блузке, детскому платью и т. п.). Во время художественного

творчества они придумывали свои пуговицы. На занятиях  «Чтение художественной литературы»  дошкольники узнали, что царь Петр I приказал пришивать пуговицы к рукавам солдатских мундиров для того, чтобы те после еды не вытирали рукавами рот и нос. А в средние века стоимость некоторых пуговиц была выше стоимости шубы.

 Полученные знания закреплялись в ходе игровой деятельности. Игры "Найди пару", "Какая лишняя?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают пуговицы, какими бывают пуговицы по структуре и принадлежности к одежде.

В ходе самостоятельной деятельности дошкольники рассматривали пуговицы на одежде и пришли к выводу, что эти детали очень различаются и пришиты по-разному. Воспитанники с удовольствием выкладывали узоры из пуговиц. Получилась так называемая пуговичная мозаика.

 Таким образом, на данном этапе дошкольники узнали интересные факты из истории пуговицы, пословицы и поговорки об этой детали одежды, получили представление о способах пришивания пуговиц и их значение.

 На четвертом этапе на основе полученной в ходе исследования информации в группе был создан мини-музей и собраны коллекции пуговиц. В группе появились образцы пуговиц, сгруппированные по видам: "Детские пуговицы", "Металлические и форменные пуговицы", "Пуговицы для верхней одежды", "Пуговицы-украшения".

В мини-музее есть пуговица, которую трогательно назвали "прабабушкой" пуговиц, т. к. именно такими пользовались во времена прабабушек. Особую гордость коллекции представляют форменные пуговицы 50-60-х годов XX в. В собрании также есть пуговицы, украшающие морскую форму, форму военных и почтальонов.

Создание мини-музея позволило не только представить разнообразие видов пуговиц, определить их принадлежность, но и узнать, из каких материалов их делают. Полученные знания закреплялись педагогом с помощью разнообразных игр. В приложении представлен перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта "История пуговицы".

На этапе продуктивной деятельности ребята вместе с воспитателями изготовили аппликации, панно и другие поделки. Оказалось, что из пуговиц можно сделать массу красивых вещей. Девочки с удовольствием демонстрировали интересные украшения: браслеты, бусы из пуговиц, ободки для волос.

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Приложение

Примерный перечень дидактических игр и упражнений по теме проекта "История пуговицы"

 

"Пришить пуговицу разными способами"        

Развитие воображения, аналитико-синтетического мышления, пространственного восприятия, речи; формирование чувства вкуса

"Найди пару" (по материалу, из которого изготовлена пуговица, по структуре, принадлежности к одежде)        

Упражнение в обследовании и различении пуговиц с помощью зрения и осязания, закрепление знаний о пуговицах, их назначении, разнообразии их форм, размеров, строения, материалов. Формирование способов сотрудничества со сверстниками

"Какая лишняя"        

Развитие внимательности, обучение различению пуговиц по внешним

признакам (форме, размеру, строению, материалу).

Обогащение опыта сотрудничества; развитие умения работать сообща

"Выложи узор"        

Развитие у детей микроориентирования, логического мышления, внимания,

эстетического восприятия.

Поощрение исследовательской активности.

Формирование внимательного отношения к совместной деятельности

"Подбери к одежде"        

Формирование чувства вкуса.

Развитие воображения, чувства цвета, формы.

Формирование умения подбирать пуговицы к разным видам сезонной одежды. Формирование культуры общения со сверстниками в игре

"Придумай и нарисуй свою пуговицу"        

Развитие внимания, воображения, эстетического восприятия, творческого мышления.

Развитие умения самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. Совершенствование умения выделять главное: цвет, форму, размер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Занятие "История Пуговицы"

Занятие направлено на ознакомление детей с историей изобретения пуговиц. ...

Тематический проектпо ПДД в подготовительной группе «Безопасная дорога.»

Педагогический проект в подготовительной группе детского сада «Безопасная дорога»                   (Дошк...

Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...

Дидактические игры с пуговицами. Мозаика из пуговиц.

Развивать  мелкую  моторику рук у детей дошкольного возраста можно в игровой форме, используя разнообразный нетрадиционный материал. Цель этих игр  развивать воображение, внимание, сенс...

Проектпо экологии с детьми с нарушениями зрения.

Проектная деятельность с воспитанниками ДОУ....