Конспект "Хлеб всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Чухманова Наталья Сергеевна

Расширять представление о труде хлеборобов.

Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

              Закреплять знания  пословиц, поговорок и сказок о труде и хлебе.

              Активизировать и расширить словарный запас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида «Семицветик»

                                               Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по нравственно-трудовому воспитанию детей 6-7   лет

«Хлеб всему голова»

(интегрированное)

Автор: Чухманова Наталья Сергеевна, воспитатель.

п.Андра  

                                                                                                                                                             2014

Цели: Расширять представление о труде хлеборобов.

Обучающие задачи:

              Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

              Закреплять знания  пословиц, поговорок и сказок о труде и хлебе.

              Активизировать и расширить словарный запас.

Развивающие задачи:                                                                                                                                    Совершенствовать  грамматический строй речи и выстраивание ассоциативного ряда.

               Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение.

               Развивать умения работать в коллективе.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к хлебу, закрепить знание детей о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания в России. 

 Формировать умение работать в коллективе; воспитать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» - (Окружающий мир) – Расширять и углублять представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание  и механизацию труда людей.

«Социализация» - совершенствовать способы игрового сотрудничества.

«Музыка» - создание положительного эмоционального настроя.

«Здоровье» - закреплять умение делать пальчиковую гимнастику.

«Художественная литература» - развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: пахота, сев, сеялка, борона, комбайн, элеватор, жатва, хлеборобы.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации хлебобулочных изделий и сельскохозяйственной техники.
  • Колоски пшеницы и ржи, зерно пшеницы, ржи и овса.
  • Карточки с изображением хлебобулочных изделий.
  • Презентация «Хлеб всему голова».
  • Музыка.

Предварительная работа: Чтение сказок и рассказов, загадывание загадок; проведение речевых игр на выстраивание ассоциативного ряда, дидактические игры по развитию грамматического строя; рассматривание иллюстраций и картин с изображением процесса выращивания, уборки и хранения зерновых культур. Экскурсии в пекарню, знакомство с работой продавцов хлебных магазинов. Рассматривание колосков культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Рассматривание пшеничного, ржаного и овсяного зерна. Заучивание пословиц, поговорок, чистоговорок, считалок о хлебе.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна - в муку и тесто,

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

- О хлебе!

     Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол мы отправимся в увлекательное путешествие.

      Я хочу пригласить вас в хлебобулочный магазин, который назван в честь сказочного хлебобулочного героя. Догадались, как он называется?  (Ответы детей).

- Верно, мы отправимся туда с веселой песней.

(Дети под музыку идут в магазин «Колобок») Их встречает продавец, очень печальный

2. Словесная игра.

Продавец: Ребята, у нас случилась беда. Названия хлебобулочных изделий перепутались. Помогите правильно подписать продукты.

(Дети по первому звуку называют  названия хлебобулочных изделий)

Каравай, хлеб, сушки, ватрушки, батон.

Продавец: спасибо ребята без вас мне бы было сложно справиться.

Воспитатель:

 - Как вы думаете из всех этих хлебобулочных изделий, какое самое главное?

- Хлеб!

- Верно, а какие пословицы, это подтверждают?

(Дети называют пословицы)

«Хлеб – всему голова! »

«Калач приестся, а хлеб никогда»

«Хлеб да вода – богатырская еда»

«Пот на спине – так и хлеб на столе»

«Худой обед, если хлеба нет! » и т д

 

Воспитатель:

-Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют.

Сил для хлеба не жалеют!

3. Беседа о процессе выращивания хлеба.

Воспитатель:

 - Каждый день в саду

меню меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют только один продукт - хлеб!

- Ребята, легко ли вырастить хлеб? (Ответы детей).

- Где выращивают хлеб?

- На поле!

- Давайте и мы туда отправимся.

(Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в яме, делают повороты влево - вправо, объезжая горку) .

Едем в поле

На кочку наехали,

В яму заехали,

Горку с права мы  объехали , горку слева мы объехали

И на поле приехали!

(Дети переходят к экрану)

Воспитатель:

- Ребята как вы думаете, как готовят поле?

-Что трактор делает с землей?

- Пашет, боронит землю.(слайд 1)

- Как называется профессия человека, который работает на тракторе?

- Тракторист!  

- Какая техника поможет засеять поле? (Слайд 2).

(ответы детей)

- Как называется профессия человека, который работает на сеялке?

- Сеяльщик!

К трактору прикрепляют… сеялки, 

и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.

- Когда поле готово к засеванию зерном, нужно выбрать, чем будем засеивать рожью или пшеницей?

- Чем отличаются эти колосья? (Слайд 3).

(Ответы детей)

- Колос пшеницы толще, чем колос ржи.

- Зерна пшеницы круглые, а ржи удлиненные.

- Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи? (Ответы).

- Из пшеницы – пшеничная мука, белая.

- А изо ржи – ржаная мука, темная.

- Ребята, как узнать, что урожай созрел?

- Колоски желтые, золотые, усатые (слайд 4)

Воспитатель:  

4.Игра

- давайте с вами поиграем в  игру «Назови колосок».

Колосок пшеницы - пшеничный колосок.
Колосок ржи -
 ржаной колосок.
Колосок ячменя
 - ячменный колосок.
Колосок овса -
 овсяной колосок.

Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны  (Слайд 5).

- Как называется профессия человека, который работает на комбайне?

- Комбайнер!

- Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?

- Хлеборобы!

А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер?  На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна, где зерно сушат.  (слайд 6)

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

- Становитесь, друг за другом, поехали:

Едем на мельницу

На кочку наехали,

В яму заехали,

Горку с лева мы объехали, горку с права мы объехали

И на мельницу приехали. (Слайд 7).

- Кто работает на мельнице? На мукомольном комбинате?

- Мельник!

- Что мельник будет делать с зерном? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Ребята, а давайте и мы с вами ненадолго тоже станем мельниками и попробуем из пшеничного зерна смолоть муку.

 5. Эксперимент с миниатюрной мельницей, помол зерна.

Воспитатель:

 - Посмотрите, сколько муки мы намололи, молодцы.

Куда дальше повезем муку? (Ответы детей)

Едем в пекарню

На кочку наехали,

В яму заехали,

Горку объехали

И на пекарню мы приехали. (Слайд 8).

- Что делают с мукой в пекарне? (Ответы детей).

- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?

- Пекарь! В пекарне замешивают тесто или месят тесто.

6. Пальчиковая игра:

Воспитатель: давайте и с вами выполним движения, как месится тесто.

Мнут и катают

В печи запекают,

А потом за столом

Нарезают ножом!

-Из пекарни хлеб попадает в магазины, где мы его покупаем.( Слайд 9)

 Вот такое путешествие совершает хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

7.Игра на внимательность.

 - Давайте поиграем с вами в замечательную игру. Вы должны быть очень внимательными. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите  название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если он не из муки - стойте тихо. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

пирожки, батоны, плюшки

и плетёнки и ватрушки

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

8. Повторение  пословиц и поговорок

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами знаем много пословиц и поговорок о хлебе, давайте их повторим.

« Без хлеба- нет обеда»

«Хлеб- батюшка, вода матушка»

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»

«Хлеб надо всегда доедать»

«Худ обед, когда хлеба нет.

Воспитатель:

- и ещё ребята очень много разных пословиц и поговорок есть о хлебе и о людях, которые его выращивают.

Где работа - там и густо, а в ленивом доме пусто.
Человека лень не кормит, а здоровье только портит.
Хочешь есть калачи, так не ленись на печи.

Воспитатель: ребята, а какие мы с вами знаем сказки и рассказы о хлебе

«Мальчик с пальчик»

«Мужик и медведь»

«Петушок и два мышонка»

«Легкий хлеб»

Воспитатель:

- Давайте с вами еще немного поиграем

9. Игра на выстраивание ассоциативного ряда.

Воспитатель:

- Давайте с вами подумаем и назовём много слов,  которые ассоциируются со словом хлеб ( поле,  пекарня, магазин, мельница и т.д.).

-Дети, у меня для вас сюрприз, то, что спрятано под салфеткой вы узнаете, отгадав загадку.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, - баранки, калачи!
Глянь, - баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи!
(Снимаю салфетку) Ребята, а вы любите хлеб?

Воспитатель: - а сейчас давайте назовём слова, каким бывает хлеб? (Вкусный,  мягкий,  белый, свежий, горячий, ароматный, аппетитный)

Воспитатель:

Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный.

- Вот он – хлебушко душистый.

Вот он – теплый, золотистый.

В нем  — здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

10. Итог и рефлексия.

Воспитатель:

Мы сегодня ребята побывали в длительном путешествии.

Понравилось вам сегодняшнее путешествие? Что вам больше всего запомнилось?

- Как мы с вами должны относить к хлебу? Молодцы!

А сейчас я приглашаю вас на чаепитие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей «Здоровье всему голова»

Консультации для родителей «Здоровье всему голова» - как повысить имунитет детей ...

Хлеб всему голова

Дети сами работают с тестом....

"Хлеб- всему голова"

Интегрированное занятие....

проект "Хлеб-всему голова"

прект "Хлеб-всему голова проходил в подготовительной группе МАДОУ д\с д.Дубовицы....

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...