Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Брагина Татьяна Викторовна

Привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot_vospit.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Реутов

 "Детский сад комбинированного вида №5 "Аленький цветочек"

Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников.

Из опыта работы старшего воспитателя

Брагиной Татьяны Викторовны

Реутов 2013 г.

"Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным"
К.Д. Ушинский

"Рыбам вода, птицам воздух, а человеку отчизна вселенный круг".
Русская пословица

     Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – всё это властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека. Одна из причин осознанной нами необходимости привить уважение и интерес к культуре, обычаям, традициям.

В нашем дошкольном образовательном учреждении ведётся работа по программе «Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой.

Целью программы – привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности.

«В душе и сердце ребёнка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию».

Поэтому главной целью нашей программы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно – нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Для достижения этой цели необходимо решение таких задач как:

- обеспечение необходимых кадровых, научно – методических, материально – технических условий для реализации программы: обучение педагогов, наличие методической литературы, пособий, художественной литературы для детей, организация экскурсий, приобретение костюмов для выступлений, создание развивающей среды в группах;

- формирование у детей чувства любви к культуре и традициям;

- воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предполагаемые темы связаны между собой.

На семинарах-практикумах была разработана система планирования занятий с детьми:

1 ступень – русский фольклор.

Это начало образования, то, с чем знакомят дитя с колыбели.

2 ступень – устное народное творчество.

На ней ребенок познает искусство, обычаи.

        3 ступень – этническое мировоззрение.

Воспитание любви и уважения к Родине, гордости за принадлежность к великому народу.

        4 ступень –  общечеловеческие ценности.

Познание общепринятых правил бытия, знакомство с искусством, музыкой.

        5 ступень – духовно-эмоциональная ориентация в обществе с помощью моральных норм.

На этой ступени ребенок определяет свое место в обществе, осознает себя как гражданина.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Именно поэтому первый этап по патриотическому воспитанию дошкольников в МАДОУ № 5 был посвящен разработке патриотического компонента и способов его включения в учебные программы.

Если педагог обладает знаниями традиций праздничной культуры, то он сумеет познакомить с ними детей, привить интерес к их возрождению. Мы считаем, что в дошкольном детстве (до 7 лет) целесообразнее знакомить детей с народными традициями.

Главной задачей д\с русской культурной традиции мы считаем, закладывание основ духовно — нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими, людьми. Что раскрытие личности в ребёнке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа.

Мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, адаптированные к дошкольному возрасту.

Задачи педагогов — раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка в доступной форме. Мы придаём большое значение увеличению словарного запаса детей, путём смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождение и исторического значения.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является игра.

         При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники и др). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации.

         Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было «Рождество».

         На рождественском празднике дети наряжаются в народные костюмы. Воспитатели с детьми изготавливают рождественские звёзды и начинается, интересное действо — игра — колядование, когда дети по группам ходят, друг другу в гости, поют колядки, угощают гостинцами, дарят подарки — самоделки.

         На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями; кто-то первый запевала, а у кого-то замечательные актёрские способности, и он главный герой в театрализованных играх. Ребёнок любого возраста и уровня развития находит необходимую ему возможность самовыражения.

         Особое внимание уделяется знакомству с русским фольклором. Народные праздники – одна из форм воспитания и развития ребёнка в образовательном учреждении. Принимая непосредственное участие в празднике или игровой программе, дети незаметно приобщаются к народному творчеству, народной культуре, расширяют свой кругозор, получают много полезной информации. Традиционным стало проведение в дошкольном учреждении таких фольклорных праздников, как»Осенины», «Капустница», «Колядки», «Масленица», посиделки с родителями и детьми. Соприкосновение  с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребёнка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. С большим желанием дети поют русские народные песни, частушки. Наибольший интерес вызывает совместное оформление тематических альбомов с потешками, небылицами.

         В методическом кабинете собраны предметы быта, утварь, старинные вещи,  которые используются для выставок как в группах, так и в музыкальном зале, для проведения интегрированных занятий. Разработаны перспективные тематические планы для всех возрастных групп и конспекты занятий по темам раздела, а также система мероприятий по ознакомлению детей с правами человека.

         Есть в нашем детском саду и русская печка, самовар с баранками, расшитые полотенца, расписные ложки, лапти и лопаточки.

Но самая большая радость для всех нас – это праздники.  С первого дня Бабьего лета начинались осенние хороводы и игры.  Так, на празднике  Рождества дети  узнают много нового о Рождестве, читают стихи, поют колядки. Обычно люди встречали детей радостно, как вестников счастья, удачи и богатства. Катаются на санках, прощаются с зимой, румяные щёки, «Не житьё, а просто Масленица!»  Дети любят придумывать загадки. Вот такие:

  • Кто за печкой живёт и нас в гости ждёт? (Домовёнок)
  • У бабушке в деревне на столе стоит, блестит и пыхтит? (Самовар)
  • Дорожка – красная, синяя, белая полоски – на полу лежит. Что это? (Половик)
  • Когда зима ей весело , а жарко будет, она грустит и в небо улетит. (Снегурочка)
  • Тёплая, большая, посреди избы стоит, в ней пекут пироги и варят щи. (Печка)

А вот народные игры  дети любят больше всего.

Патриотический компонент представляет собой содержание, за счет которого происходит знакомство дошкольников с историей России через краеведческий материал, обычаи и традиции российского быта. Патриотический компонент представлен блоками-элементами: «Мой город», «Народные праздники», «Народные ремесла», «Устное народное творчество». Представленные блоки проходят через все виды детской деятельности.

Организация патриотического воспитания предполагает проведение методических семинаров:

  • «Народные праздники, о которых расскажем детям»
  • «Традиции»
  •  «Организация работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»
  • «Специфика патриотического воспитания в разных возрастных группах»  

Важное место отводится работе с родителями. Ведь не секрет, что воспитателям иногда приходится сначала воспитывать пап и мам, а потом детей. Воспитатель - связующее звено между детским садом и семьей. Он стоит в центре всей работы с семьей. Для получения общего представления о гражданской позиции семьи, методическая работа строилась следующим образом:

  • Анкетирование
  • Советы родителям по патриотическому воспитанию
  • Консультации
  • Общее проведение праздников и досугов

       Русские календарные праздники – уникальная возможность для детей ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов. Праздники помогают дошкольникам без труда овладеть большим репертуаром народных песен, и благодаря этому из года в год улучшается качество их исполнения. А значит. Дети получают огромное удовольствие от встречи с прекрасным народным искусством.

Предлагаем рассказать  детям о народном празднике и провести досуг, в котором вместе с героями участвуют персонажи из сказок, тесно переплетаются народные игры и современные песни. Досуги разнообразны по содержанию и форме (игровые программы, спортивные соревнования, театрализованные представления, вечера загадок, хороводных игр), что позволяет дошкольникам получить незабываемые яркие впечатления.

        Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.

ПРОЕКТНАЯ КАРТА

«Народные праздники и традиции»

Разделы программы

Виды детской деятельности

1. Игровая деятельность.

1. Подвижные игры:

  • «Гуси»;
  • «Горелки»;
  • «Лиса и куры»;
  • «Лягушки в болоте»;
  • «Мороз – Красный нос».

2. Речь и речевое развитие.

1. Обогащение лексики.

2. Логоритмические игры.

3. Интонационная – эмоциональная выразительность с использованием народного материала.

3. Художественная литература.

1. Чтение русско - народных сказок:

  • Двенадцать месяцев;
  • «Волк и семеро козлят»;
  • «Теремок»;
  • «По щучьему велению»;
  • «Морозко»;

2. Заучивание:

  • «С утра до вечера». Пестушки, потешки;
  • «Еду, еду на лошадке» Игры, прибаутки.
  • «Двенадцать братьев». Песенки, заклички.
  • «Во лесу, во бору». Потешки, приговоры.

4. Изобразительная деятельность.

1. Декоративная лепка:

  • Дымковская расписная игрушка;
  • Филимоновская;
  • Гжельская;

2. Декоративное рисование:

  • «Хохломская»;
  • «Гжельская»;
  • «Румяные матрёшки»;
  • «Городецкая»;
  • «Жостовская» роспись.

3. Рисование:

  • «Осенний листопад»;
  • «Зимний пейзаж»;
  • «Весенний букет».

4. Оформление выставок:

  • «Лучшая игрушка - самоделка»;
  • «Букет из полевых цветов»;
  • «Эхо прошедшей войны».

5. Сотрудничество с родителями:

  • «День семьи» коллективные работы.

5. Учебная деятельность.

1. Беседы.

2. Экскурсия в галерею, библиотеку.

3. Целевые прогулки в мини музей в МАДОУ № 5.

6. Социальное развитие.

1. Фото:

  • Праздники и традиции в детском саду;

7. Музыка.

1. Проведение праздников и вечеров:

  • «Осенние сестрички»;
  • Вечер хороводных игр «Лиса – лапотница»;
  • «Осенняя ярмарка»;
  • «Зимние Святки, Рождество»;
  • «Масленица».
  • «Веснянка».
  • «Жаворонки – встреча весны»

8. Здоровье и физическое развитие.

1. Беседы.

2. Народные подвижные игры.

3. Физкультурные досуги:

  • Осенние старты;
  • Зимняя олимпиада;

Мама, папа, я – спортивная семья, спортивный праздник с родителями.

9.  Взаимодействия с родителями.

1. Народные праздники совместно с родителями.

Знакомство детей с русско – народными словами с использованием иллюстраций и наглядных материалов.

  • Лагун – использовали для переноски воды или кваса на дальние расстояния, например в поле.
  • Гребни, бусы, коруна, кокошник –украшение на косу, головные уборы.
  • Берестянка – берестяной короб с крышкой для сбора ягод.
  • Набируха – лукошко для сбора ягод и грибов.
  • Ковш – суповая разливная ложка.
  • Печатная доска для пряников.
  • Русские деревянные ложки  и ставчик – деревянная точёная чашка, общая застольная миска.
  • Ларец для рукоделья.
  • Детская люлька.
  • Старинные игрушки – погремушки, куклы, деревянные солдатики, матрёшки, карусель.
  • Скобкарь – деревянная чаша с двумя ручками, из которой пьют мёд.
  • Кубышка – посуда с узким горлышком и раздутыми боками.
  • Ботало – вешали на шею корове в качестве колокольчика.
  • Дорожный погребец – сундук с вещами которые берут в дорогу.
  • Детский велосипед (100 лет назад).
  • Дуга с колокольчиком.
  • Сумочки – кошели, стеклянные бусы, серьги и пуговицы.
  • Санки для катания на Масленицу.
  • Вязаные сапоги.

Перспективный план  досугов

Месяц

Название досуга

Возрастные группы

Сентябрь

«Осенние сестрички»

Старшая

Подготовительная

«Покров»

Подготовительная

Октябрь

«Капустница»

Подготовительная

«Лиса – лапотница»

 

Средняя

Ноябрь

«Осенняя ярмарка»

Старшая

«Осенние посиделки»

Подготовительная

Декабрь

«Новый год»

Все возрастные группы

Январь

«Зимние Святки»»

Старшая

Подготовительная

Февраль

«Масленица»

Все возрастные группы

«Наши защитники»

Все возрастные группы

«Водолей»

Подготовительная

Март

«Мамин день»

Все возрастные группы

«Веснянка»

Подготовительная

«Птичий праздник»

Все возрастные группы

«Жаворонки – встреча весны»

Все возрастные группы

Май

«Моя Семья»

Все возрастные группы

«Эхо прошедшей войны»

Все возрастные группы

Июнь

«День защиты детей»

Все возрастные группы

ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1.

Подбор литературы, диагностических методик

Апрель

Старший воспитатель

2.

Самостоятельное изучение литературы по данной теме

Май-август

Воспитатели

3.

Диагностика педагогического мастерства педагогов

Сентябрь, май

Старший воспитатель

Воспитатели

4.

Диагностика знаний детей по теме

Сентябрь, май

Воспитатели

5.

Консультация для малоопытных воспитателей: «Знакомим дошкольников с традициями»

Октябрь

Старший воспитатель

6.

Семинар-практикум:

«знакомим детей с народно-прикладным искусством»

Ноябрь

Старший воспитатель

7.

Педсовет: «Русские культурные традиции и нравственно – патриотическое воспитание дошкольника»

Май

Старший воспитатель Воспитатели

8.

Просмотр занятий в старших группах: «Растим патриотов России»

Февраль

Воспитатели

9.

Тематический контроль: Русские культурные традиции и нравственно – патриотическое воспитание дошкольника:

- уровень профессионального мастерства педагогов;

- работа с родителями.

Апрель

Заведующая

Старший воспитатель

10.

Консультация для воспитателей: «Народные подвижные игры на прогулке»

Апрель

Старший воспитатель Воспитатели

11.

Посещение музея «Боевой славы» в школе

Май

Воспитатели

Старший воспитатель

12.

Работа с родителями:

- Консультации

- Анкетирование

- Советы родителям

Ноябрь

В течение года

В течение года

Воспитатели

Старший воспитатель

ЛИТЕРАТУРА

  1. Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников» М.- 2004  изд. ЦГЛ

  1. Г.Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России», М. – 2003

изд.АРКТИ

  1. М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Народные праздники в детском саду» М.: Мозайка-Синтез, 2005

  1. «Русские праздники. Праздники и обряды народного земледельческого календаря». Иллюстрированная энциклопедия – СПб., 2001

  1. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Программа. СПб.: Детство-Пресс, 2002.

  1. Шорыгина Т.А. «Родные сказки» Нравственно – патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.

  1. Картушина М.Ю. «Народные праздники в детском саду» - М.: ТЦ Сфера, 2007.

  1. Айдашева Г.А. «Русские обряды» Весна – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000»

  1. С.И. Мерзлякова «Фольклор – музыка – театр» М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

2003

  1. «Энциклопедия детского фольклора» Белый город. М, 2008.

  1. Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. «Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников» - М.: «Издательство Скрипторий 2003»

  1. М.Б. Зацепина, Т.В.Антонова «Праздники и развлечения в детском саду» - М.: Мозайка – Синтез, 2008

  1.  «Народные традиции в семейной педагогике» Дошкольная педагогика №2, 2004. стр 7
  2.  «Духовно – нравственное воспитание» Дошкольное воспитание № 4, 2006

  1. Н.А. Арапова-Пискарева «Мой родной дом» - программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников», М -2005

  1. В.Н. Вишневская «Свет Руси» - программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет, М – 2004

  1. Л.А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина», М – 2004

  1. М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», М – 2004

  1. Л.А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества», М – 2005

  1. М.Ю. Картушина «День Победы», М – 2005

  1. Г.Н. Данилина «Дошкольнику – об истории и культуре России», М – 2005

  1. Г.А. Ковалева «Воспитывая маленького гражданина» М – 2005

  1. И. Рыбалова «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания» - Дошкольное воспитание 2003  №6, стр.45

  1. Н. Комратова «О гражданском воспитании дошкольников» - Д/в 2005  №10, стр.10

  1. М. Кирилина «Патриотическое воспитание» - Д/в 2005  №1, 5, 8

  1. «Обруч» - 2003г  №6

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА «Система методической работы с кадрами»

План.Введение      1.Теоретические основы методической работы в дошкольном учреждении.            1.1 Цели и задачи...

Система методической работы с кадрами по внедрению ФГОС ДО

В современном обществе происходят как социальные, так и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации, поэтому приходится искать новые, более эффект...

Статья «Система методической работы с кадрами по повышению компетентности педагогов в период введения и реализации ФГОС ДО»

Методическая  работа  в дошкольном образовательном учреждении с кадрами по повышению компетентности педагогов   в период   введения и реализации ФГОС ДО...

Семейные традиции как основа патриотического воспитания дошкольников.

Семейные традиции как основа патриотического воспитания дошкольников....

Консультация для родителей "СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ- ОСНОВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Одной из основных задач, стоящими перед дошкольными образовательными учреждениями является воспитание нравственно – патриотических чувств у детей. Главным условием, которой является тесная взаим...