ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ "ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Серикова Галина Николаевна

Цель:

      Сформировать представления у детей о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, закрепить ранее полученные знания о растениях, диких животных.

      Воспитывать у детей любовь к родной природе, навыки разумного поведения и бережного отношения к ней, прививать этическую и эстетическую культуру. Пробудить интерес к окружающему миру. Учить отгадывать загадки по характерным описаниям животных, растений.

      Привлечь внимание детей к проблемам окружающей среды.

      Совершенствовать речь детей, расширять запас слов.

      Развивать разговорную речь, внимание, память.

      Материалы: картинка с изображением Айболита, карточки с изображением различных животных, лекарственных растений (подорожника, крапивы, ромашки и др.), картинки с изображением деревьев, комплекты картинок с изображением грибов и ягод.

      Воспитатель. Сегодня у нас интереснейшее занятие. Сегодня мы отправимся... К кому вы узнаете, отгадав загадку. Кто из сказочных героев лечил африканских зверей? (Айболит.)

      Как называется профессия человека, который лечит животных? (Ветеринар.) Хотите помочь доктору Айболиту лечить зверей? Наше занятие так и называется “На приёме у Айболита”

      III. Ход занятия.

      Воспитатель. Кто приходил к нему лечиться? Что случилось с больными? Кого лечил Айболит?

      Конкурс “Кого лечил Айболит в Африке?”

      (Выдаются карточки с изображением различных животных. Необходимо отобрать тех животных, которые живут в Африке.)

      Живут: шакал, слон, жираф, бегемот, обезьяна, страус, тигр, крокодил, зебра, черепаха, носорог, акула.

      Не живут: волк, медведь, корова, лиса, заяц, рысь, кабан, бобёр, енот, белка, морж, тюлень.

      Воспитатель. Где лечил доктор зверей? Чем лечил доктор Айболит?

      Ребята, говорят, что лес это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут таблетки и микстуры?

      Дети: Нет. В лесу растут лекарственные растения.

      Воспитатель. Какие вы знаете лекарственные растения?

      Послушайте стихотворение Лукши.

      Зелёная больница”.

        Бедный ёж попал под дождь,
        Простудился бедный ёж.
        Умный дятел поспешил.
        Трубкой выслушал ежа:
        У тебя я слышу хрипы...
        Выпей-ка отвара липы.
        Утка крякнула с порога:
        Простудилась я немного.
        Я минутку каждую кашляю и кашляю.
        Дятел книгу полистал, дятел книгу прочитал,
        Подчеркнул две строчки:
        Сосновые почки”.
        Не лекарство, просто чудо
        в миг пройдёт твоя простуда.

        Воспитатель. Какими отварами можно лечиться от простуды? (Ответы детей.)

        С микробами помогают бороться растения.Что нужно сделать, если порезали палец? (Смазать ранку йодом, заклеить пластырем или завязать бинтом.) А что делать, если вы порезались или укололись, гуляя в лесу или на лугу? Ответ вам даст стихотворение Лукши “Зелёная больница”.

        Зелёная больница”.

          Под землёю роя ход,
          Как-то лапу ранил крот.
          Дятла просит: “Помоги!
          Вдруг останусь без ноги”.
          Лапу вылечить не сложно,
          Вот совет от всей души:
          К свежей ране осторожно
          Подорожник приложи.

          Воспитатель. Какое растение убьёт микробы и залечит рану?

          Действительно, подорожник помогает лечить не только ранки зверей, но и людей. И ещё много растений вокруг нас помогают бороться с микробами. А сейчас попробуйте отгадать загадки об этих растениях.

          Загадки.

            1. Ах, не трогайте меня
            Обожгу и без огня. (Крапива.)

            Воспитатель. Чем полезна крапива?

            Дети: В ней содержаться витамины, для лечения волос.

              2. Белые платьица
              Жёлтые брошки
              Ни пятнышка нет
              На красивой одёжке. (Ромашка.)

              Воспитатель. Когда можно использовать ромашку?

              Дети: Можно использовать при простуде.

                3. Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог
                Он однажды людям добрым раны вылечить помог. (Подорожник.)

                Дети: Подорожник прикладывают к ранам.

                Воспитатель. А какие ещё вы знаете лекарственные травы?

                Дети: Мать-и-мачеха от кашля, брусника, шиповник, тысячелистник.

                Воспитатель. Ребята, как и когда нужно собирать лекарственные травы.

                Дети: В сухую погоду. Нельзя собирать растения в близи дорог. Лекарственные растения сушат и готовят из них отвары.

                Конкурс “Вылечи животное”.

                За правильный ответ на вопрос шишка.

                I. Медведь простудился и просит вас помочь, чем лечиться.

                    Летом рад я свежей
                    Ягоде медвежей.
                    А сушеная в запас
                    От простуды лечит нас. (Малина.)

                    Ярко-желтый цветок неказистый:
                    Сверху листьев холодная гладь,
                    Снизу ласковый слой бархатистый,
                    Словно тронет приветливо мать. (Мать-и-мачеха.)

                    II. Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы применяются при лечении ран?

                        Тонкий стебель у дорожки.
                        На конце его сережки.
                        На земле лежат листки.
                        Маленькие лопушки.
                        Нам он как хороший друг,
                        Лечит ранки ног и рук. (Подорожник.)

                        Лист горбочком, с желобочком,
                        Шипы имеет, а ранить не умеет.
                        Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ.)

                        У волка болит живот.
                        Горькая травка и животу поправка.
                        И сама душиста и метет все чисто. (Полынь.)

                        IV. С какой травой нужно пить чай, чтобы не болеть?

                            Что за травка угощает
                            На лугах в лесной глуши,
                            Человека добрым чаем,
                            Пчел нектаром от души. (Иван-чай.)

                            Травка та растет на склонах
                            И на холмах зеленых.
                            Запах крепок и душист.
                            А её зеленый лист
                            Нам идет на чай.
                            Что за травка, угадай? (Душица.)

                            Воспитатель. И вообще лес это источник здоровья. Деревья в лесу очищают воздух от пыли и копоти, насыщая его кислородом. Послушайте стихотворение о пользе, которую приносит лес.

                              Лесом можем мы гордиться,
                              Лес зелёная больница.
                              Воздух там сплошной озон.
                              Все болезни лечит он.
                              Лес. как сказочное царство:
                              Там кругом растут лекарства.
                              В каждой травке,
                              В каждой ветке
                              И лекарство, и таблетки.

                              Воспитатель. Вот какую пользу приносит лес. Лес это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем ягод и грибов! Лесные цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы лес долго жил и радовал нас своими дарами, мы должны бережно относиться к нему.

                              Физкультминутка. А сейчас с вами мы попробуем оживить картину природы. Изобразим с вами различные явления природы с помощью движений.

                              "Восходит солнышко" делаем круг руками.
                              "
                              Падают капельки дождя" постучать ладошкой или пальчиками об пол.
                              "
                              Шум ветерка" вместе дуем сильно, а потом тихо на висящих бабочек.
                              "
                              Под порывами ветра качаются сосны" покачивание руками над головой.
                              "
                              Распустился цветок" раскрыть ладошки, вдыхаем аромат.
                              "
                              Пролетает птица" помахать руками.
                              "
                              Дышим свежим воздухом" глубоко вдохнуть.

                              Какая красивая у нас с вами получилась картина природы!!!

                              Воспитатель. Ну, как вам, дети, понравилось в лесу на приёме у доктора Айболита?

                              Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?

                              Дети:

                              Лес это наше богатство.
                              Лес это зеленый наряд нашей земли.
                              Там. где лес, всегда свежий воздух.
                              Лес это дом для птиц и зверей.
                              Лес это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы людям.

                              Воспитатель. А как нужно вести себя в лесу?

                              Дети:

                                  Птиц и зверей не пугать, не обижать, громко не кричать.

                                  Деревья не ломать.

                                  Не оставлять мусор в лесу или закопать в яму.

                                  Не разорять гнезда и муравейники.

                                  Не рвать большие букеты цветов и не вырывать грибы, ягоды с корнем.

                                  Не разжигать костры, беречь лес от огня.

                                  Воспитатель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно себя вести в лесу, и никогда не причиняйте вред природе.

                                  (Дети читают стихи.)

                                      Мы любим лес в любое время года,
                                      Мы слышим речек медленную речь...
                                      Все это называется природа.
                                      Давайте же её всегда беречь!

                                      Много трав растет полезных
                                      На земле страны родной.
                                      Могут справиться с болезнью
                                      Мята, ландыш, зверобой.

                                      Охраняется Красной книгой
                                      Столько редких животных и птиц,
                                      Чтобы выжил простор многоликий
                                      Ради света грядущих зарниц.

                                      Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
                                      Чтобы души не стали пусты.
                                      Охраняются птицы, охраняются звери,
                                      Охраняются даже цветы.

                                      Шишки, орехи, желуди, корешки растений.
                                      Без природы в мире людям даже дня прожить нельзя.

                                      Так давайте к ней мы будем относиться, как друзья!

                                      IV. Итог.

                                      Воспитатель. Что помогает бороться с болезнями и микробами в лесу, если нет ни таблеток, ни пилюль, ни бинта? С какими растениями-врачами мы сегодня познакомились?

                                      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                                      Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

                                      Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

                                      Конспект занятия в старшей группе «Лесная аптека на службе человека»

                                      Программные задачи:- Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;- Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь; развивать познавател...

                                      Конспект занятия по экологии, на прогулке: Зеленая аптека (занятие в старшей группе детского сада)

                                      Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений....

                                      Конспект открытого занятия по сюжетно-ролевой игре "Автобус-аптека-доктор"

                                      Занятие разработано для детей с нарушением интеллекта. Третий год обучения....

                                      Конспект игры-занятия «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».

                                      Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление...

                                      Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Зеленая аптека»

                                      Цель: уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений; восп...

                                      Статья "Яшел аптека/Зеленая аптека"

                                      Статья о лекарственных растениях...