«Наш общий дом – иркутская земля» (конспект занятия в старшей группе)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Антонцева Елена Николаевна

  

Цель: Расширять и обогащать знания детей о настоящем   и прошлом родного города, как  культурном и промышленном центре. Уточнить знания о местоположении г.Иркутска, сообщить интересные факты  о Байкале, Ангаре. Воспитывать любовь к родному краю.

 

Словарь: герб, микрорайон, гидроэлектростанция, бульвар.

 

Оборудование: иллюстрации: города Иркутска, о.Байкал; герб Иркутской области, карта России,

 

Ход занятия:

Плывут и плывут

Прибайкальские шири,

Саянские горы

Синеют вдали.

Нас встретит столица

Таежной Сибири,

Любимый Иркутск –

Середина земли.

 

-О каком городе я прочитала стихотворение? Как вы думаете, почему Иркутск называется  серединой земли?

           Давайте рассмотрим карту нашей страны.

Россия, так называется наша Родина, протянулась на тысячи километров с запада на восток. Город Иркутск находиться  в середине нашей страны.

Наш город был построен на берегу реки Иркута, и поэтому получил свое название – Иркутск.

        На карте Сибири Иркутск появился в середине 17 столетия. Как большинство сибирских городов, он начался с острога, среди необъятной тайги. Первопроходцы полюбили этот студеный, суровый край за красоту  и чистоту рек и озер, за богатую тайгу, в которой водилось много зверей.

  Земля иркутская тоже хранит в себе несметные богатства: уголь, железо, нефть, газ, золото.

        Посмотрите на герб Иркутской области. (Бабр несет людям соболя).

Самый большой,  самый красивый, самый сильный зверь – бабр (потомок уссурийского тигра) был выбран для герба. Бабр – символ несметных богатств Сибири, а мех соболя ценился на вес золота.

Позже в Иркутск стали приезжать купцы, потому что город стал центром торговли. Через город ехали русские и китайские торговцы. Здесь проходили торговые пути в Японию и Америку.

- Как вы думаете, каким был наш город раньше? Из чего строили дома, здания?

Правильно. Город был весь построен из дерева. Деревянные дома, украшенные деревянными кружевами, культурные центры, торговые места были сделаны из дерева. Даже дороги были  деревянными. Тогда ездили на лошадях.

            Много испытаний пережили наши предки. Несколько раз город горел дотла, а потом вновь отстраивался всем миром.  Поднимали его сибиряки.

После пожаров иркутские купцы снова строили больницы, библиотеки, храмы, дома из камня и кирпича. Сейчас эти здания считаются памятниками архитектуры и оберегаются законом.

До сих пор можно увидеть дома, которые простояли 300 лет!

       Посмотрите иллюстрации деревянного зодчества.

Много исторических событий прошло на улицах Иркутска, много героев узнала наша иркутская земля. В их честь названы площади, парки, скверы и улицы.

 -Какие улицы вы знаете?

Правильно: сквер Кирова, бульвар Гагарина, бульвар маршала Конева, улица Омулевского, улица Декабрьских событий и т.д.

             Сейчас наш город – это современный и очень красивый город. (Показать иллюстрации современного города)

- Какие фабрики и заводы есть в Иркутской области? (металлургический  завод, авиазавод, завод по переработке нефти, швейные и обувные фабрики, и т.д.). В нашем городе очень много учебных заведений, музеев, театров.

Наши люди не только хорошо работают, но и красиво отдыхают. Иркутск – город гостеприимный. К нам приезжает много туристов. Иркутяне и гости города  отдыхают в парках, на бульварах,  на  Байкале, на берегах Ангары, на Иркутском море.

Взрослые и дети купаются в чистых реках.

 

Физминутка:

                                            К речке чистой мы спустились…

 

Говоря о городе, нельзя не вспомнить о своем уголке.

-В каком районе мы живем? Почему он так называется? (Юбилейный). Где он расположен? Что интересного в нем построено? (магазины, почта, детские сады, школы, областная больница).

               Давайте посмотрим старые фотографии и сравним, как похорошел, изменился наш город.

         Ребята, к нам часто приезжают иностранцы, они восхищаются красотой нашего сибирского края и  увозят с собой на память сувениры.

- Как вы думаете, что им больше всего здесь нравится? Какие сувениры они с собой увозят? В каком месте Иркутской области обязательно должен побывать турист?

Ну, конечно на берегах Священного озера Байкал.

       Байкал – самое глубокое, самое чистое озеро с огромными запасами  пресной воды. Оно очень уникально. До сих пор ученые не могут разгадать его загадки. В его водах обитают ценные породы рыбы, редкие животные, нигде больше не встречающиеся на земле.

Посмотрите иллюстрации: голомянки, осетра, сига, омуля, бычка- толстолобика и нерпы.

Давайте и мы с вами на  память о сегодняшней беседе оставим на память сувенир – изображение байкальского омуля.

(Под звучание песни «Славное море» дети «штрихуют петельками» чешую омуля)

 -Молодцы, ребята Мы сегодня с вами совершили путешествие в прошлое и настоящее нашего города. Много интересного вы сегодня узнали.

Любите, берегите и охраняйте свой родной город!

(Можно закончить занятие прослушиванием «Песни об Иркутске»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля». Эксперименты с воздухом .

Конспект занятия в старшей группе «Богатство нашей планеты Земля».  Эксперименты с воздухом .  Ход занятия Воспитатель: (покрутив глобус). Дети, что вы видите у меня в руках? ...

Конспект занятия в старшей группе "Богатыри земли русской"

формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских б...

" День Земли" Конспект занятия в старшей группе

Конспект занятия построен так, чтобы в очередной раз напомнить детям о важности и сохранении Земли! Воспитательзадаёт вопросы, и ребята отвечают. Дети рассказывают стихи и в конце занятия изготавливаю...

Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Земля- наш общий дом".

Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим «Земля – наш общий дом»

Ход занятия. Воспитатель: - День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. Флаг Земли представляет собой семь белых пересекающихся колец на синем фоне. Семь колец в центре флага образуют...

Конспект занятия в старшей группе Тема: «Земля – наш общий дом»

Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком....

Конспект занятия в старшей группе «Земля – наш общий дом»

Цели: расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизничел...