Исследовательская деятельность на занятиях по экологии
консультация (окружающий мир, старшая группа) по теме

Самородина Марина Викторовна

Как организовать  исследовательскую деятельность, этапы эксперимента, оборудование, простейшие опыты, направления  деятельности, литература по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность на занятиях по экологии для дошкольников.

Руководя познанием природы и приобретением учащимися  различных навыков и умений, педагог применяет разнообразные методы и приёмы. Многие предполагают непосредственное  взаимодействие с объектами природы.

К таким методам относятся: наблюдения, эксперимент, труд и игры.

Рассмотрим подробнее организацию исследовательской работы с учащимися начальной школы.

Вся исследовательская деятельность проходит в специально созданных условиях.

В ходе экспериментально - исследовательской деятельности создаются такие ситуации , которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и , анализируя, делает вывод , умозаключение, самостоятельно  овладевая  представлением о том  или ином физическом законе, явлении. Экспериментирование позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на личном опыте.

В обыденной жизни дети часто сами  экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком различные жидкости…Опасность такой самодеятельности заключается в том, что ребёнок ещё не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент , организуемый педагогом, безопасен для ребёнка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимого их учёта в собственной жизни. Такое сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимое при формировании экологической культуры, достигается при соблюдении определённых условий:

*Контакт  между участниками эксперимента, обеспечивающий обмен действиями, информацией;

* Понимание всеми участниками смысла действий , видение конечного результата;

*Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями  её участников;

*Возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер которых влияет на конечный результат.

Педагог, при создании условий для исследовательской деятельности,  должен наметить для себя определённые цели:

*Демонстрация педагогом образца (эталона ) взаимодействия  человека с природой, в котором реализуется экологический подход  ко всему живому, гуманное отношение;

* Демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих заинтересованное, эмоционально окрашенное , практическое взаимодействие с ними;

* Ненавязчивое обучение детей приёмам и операциям по  уходу за растениями, животными, построенное на основе понимания потребностей живого организма;

*Косвенное  обучение диалогу, вопросно- ответной речи, умению слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;

* Развитие наблюдательности, формирование понимания  причинно- следственных связей в природе.

Любой эксперимент или наблюдение проходит по определённой схеме:

- сообщение о предстоящей работе,

- выяснение знаний на данную тему (предшествующая беседа),

- рассматривание и выбор оборудования,

- непосредственно деятельность,

- завершение работы,

- уборка рабочего места,

- фиксация эксперимента:

          -  зарисовка, рассказ об увиденном, беседа…

Как создать и оборудовать лабораторию для проведения исследовательской работы?

 1 Прежде всего надо определить место для  опытов.

 2 Тара для опытов / безопасная/

 3 С чем проводить опыты / средства  опытов/ - дары природы, семена, перья,

раковины, камни, камни, коллекции хвойных растений, веток, осенних листьев, песка, полезных ископаемых, почв, глин, гербарии, определители  флоры и фауны.

 4 Оборудование / лупы, микроскопы, пластиковая тара 0.5 ; 1 , 1,5 литра , баночки , сачки…/

Направления исследовательской деятельности :

1 ИЗМЕРЕНИЕ.

- Что можно измерить?

- Средства измерения.

- Единицы измерения температуры.

- Единицы измерения времени.

2 ЗЕМЛЯ И ЕЁ МЕСТО В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ.

- Земля на  глобусе.

- Портрет Земли – карта.

- Отчего происходит смена дня и ночи?

- Смена времён года.

3 ВЕЩЕСТВО.

-Из чего всё сделано. Три состояния вещества.

- Жидкость. Свойства воды.

- Газ. Свойства воздуха.

-Твёрдое тело:  материалы / керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы/

- Взаимодействие и переход вещества из одного вида в другой/ нагрев, охлаждение, горение, круговорот воды в природе.

4 ДВИЖЕНИЕ.

- Почему предметы движутся?

- Тяготение. Свободное падение.

-Виды движения.

- Простые механизмы.

5 СВЕТ И ЦВЕТ.

- Отражение света. Зеркало.

- Изменение размеров изображения с помощью различных линз. Преломление света.

- Что такое радуга? Смешение цветов.

6 ЗВУК И СЛУХ.

- Источники звука и его распространение.

- Способы восприятия звуков человеком и животными.

7 МАГНЕТИЗМ.

- Магнит и его cв-ва.

-Магнитные cв-ва Земли. Компас.

8 В МИРЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА.

- Молния. Электрический ток. Виды электричества.

- Проводники и диэлектрики. Электрические приборы.

- Электромагнит. Современные технологии.

  1. ЧЕЛОВЕК И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ.

             

ЛИТЕРАТУРА:

 1. И.Э. Куликовская, Н.Н.Совгир « Детское экспериментирование»

     М., 2003г., Педагогическое общество России.

 2. С.Николаева «Ознакомление детей с природой»

     М., Просвещение, 2000г

 3. А.И.Иванова «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в

    ДОУ» , М., 2005г., Творческий центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно - исследовательского занятия по экологии в средней группе «Водяной в гостях у ребят!»

Познакомить детей со свойствами воды. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность. Вести в активный словарь детей слова: жидкость, лед, прозрачная, теплая, холодная....

Конспект опытно - исследовательского занятия по экологии в средней группе «Водяной в гостях у ребят!»

Конспект опытно - исследовательского занятия по экологии в средней группе «Водяной в гостях у ребят!»Программное содержание:Познакомить детей со свойствами воды. Развивать любознательность, мышление, ...

Конспект занятия по экологии с использованием исследовательской технологии «Воздух и вода в жизни человека»

Конспект занятия по экологиис использованием исследовательской технологии«Воздух и вода в жизни человека»                          ...

Конспект занятия по экологии «Море в опасности» с использованием технологии исследовательской деятельности.

Цель: Учить охранять окружающую  среду. Иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды. Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе....

Конспект опытно-исследовательского занятия по экологии для детей среднего дошкольного возраста «Водяной в гостях у ребят»

Конспект опытно-исследовательского занятия по экологии для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект интегрированного занятия по экологии с исследовательской деятельностью и аппликацией в средней группе. «Озеро в опасности»

Конспект  интегрированного занятия по экологии с исследовательской деятельностью  и аппликацией в средней группе. «Озеро в опасности»Цель: формирование начал экологической к...