"Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Евсеева Светлана Владимировна

Статья предназначена для воспитателей. Из личного опыта  предлагаются рекомендации  по экспериментированию в работе с дошкольниками. В  статье говорится насколько необходимо проведение экспериментов с дошкольниками, так как деятельность способствует развитию самостоятельности, становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Выполнил: Воспитатель ГБДОУ Д/С № 60 Евсеева Светлана Владимировна.

        

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

                                                                                             Ральф У. Эмерсон.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Совместная форма работы развивает становление личностных качеств: творческую активность, любознательность, доброжелательность. При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы.

        На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. В группах  не хватает специального  оборудования. Отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности  является следствием медленного внедрения детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.  За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Для того, чтобы провести эксперимент, взрослый готовит все необходимое для занятия, и ребенок, увидев, обязательно подойдет и спросит: «Что мы будем делать?» Если ребенок не проявляет никакого интереса, педагогу необходимо создать ситуацию (предложить ребенку привлекательную позицию: попросить о помощи ребенка, как бы воспитатель - не понимающий, а ребенок объясняющий). Дети почувствуют  себя настоящими исследователями, если читать им познавательную литературу, разучивать стихи о природных явлениях. Можно изготовить альбом  «Я – исследователь», эмблемы  «Капелька», или «Я - исследователь».

        Планирование по экспериментированию  зависит от возраста. Работу в старшей группе можно разбить по блокам:

        1блок занятий с водой: «Юные исследователи»

 Какое правило должны помнить при работе с водой?                    

 Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду, не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг он нам помог

И никто здесь не промок.

        2 блок занятий с воздухом: « Воздух- невидимка. Можем ли мы увидеть воздух?»

  • удивительный воздушный шарик: есть ли воздух в пакете?
  • опускаем камни и пемзу в воду, появляются пузыри– это воздух;
  • соломинку опускаем в воду и дуем;
  • бутылку приставляем к губам и дуем.

        3 блок занятий с песком: «Песок и глина - наши помощники»

        Песок сыпучий, а глина нет. Песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

Релаксация.

Можно предложить детям поиграть  с песком: « Возьмите горсть песка и сильно сожмите его в кулачке, сделайте вдох; удерживайте песок в руке и задерживайте дыхание. Затем медленно высыпайте песок в стаканчик и делайте медленный выдох. Стряхните песок с пальцев, расслабляя кисти рук».

        Чтоб расширить рамки можно организовать работу с родителями: провести консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», изготовить папку-передвижку «Опыты на кухне рядом с мамой»

Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно должен участвовать в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

 Можно сделать вывод, что экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».  

Список литературы:

           1. Ашикова С.Г., Ашиков В.И. Программа и руководство по воспитанию дошкольников. М .2000.

2. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников //Ребенок в детском саду. 2003

3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей . М., 2002.

4. Рыжова Н.А.Программа «Наш дом- природа»

5. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности //Дошкольное воспитание, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование головоломок для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Для успешного освоения школьной программы дошкольнику важно иметь не только конкретные знания, но и развитые волевые качества, которые являются основой характера ребёнка, и их воспитанию должно быть у...

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством изготовления атрибутов к театральной деятельности.

Театральная деятельность одна из возможностей приобщить ребенка к ценностям культуры, развить в нем эстетические качества и художественный вкус. Широкие возможности в развитии театральной деятельности...

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста. Рекоментации  для родителей....

Консультация для родителей "Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"

quot;Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста"...

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Развитие самостоятельности у детей  дошкольного возраста....

Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста

В статье представлены  разносторонние  взгляды педагогов, психологов  на понятие "самостоятельность" детей дошкольного возраста, критерии и условия  её формирования и раз...