Экологический ринг.
материал по окружающему миру по теме

Марфенко Алла Владимировна

Соревнование команд по экологической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня вы не воспитатели и не слушатели семинара, курсов, а участники «экологического ринга», который будет проходить в этой аудитории.

Ринг – это то место, где будут проходить соревнования двух команд. Это команда «ромашка» и команда «ежата» (у каждого участника эмблема).

Для проведения «экологического ринга» необходимо выбрать жюри, в состав которого входят 3 человека.

1 часть:

В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты.

Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпустить в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда – то тоже были детьми. Досадно, но нельзя не признать: это мы их так воспитали. Надо срочно  что – то предпринимать, чтобы новые выпускники могли избежать многих ошибок, приводящих к экологическим бедствиям.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним разумеется.

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из – за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать, и какими знаниями должен обладать воспитатель, вы сейчас на нашем «экологическом ринге» покажете!

2 часть:

ВНИМАНИЕ «Мозговой штурм» – задаются вопросы командам.

ВОПРОСЫ:

  1. Что такое экология?
  2. Объясните понятие «экологическое воспитание».
  3. Какие методы и формы  обучения детей дошкольного возраста вы знаете?
  4. Назовите программы экологического образования.
  5. Какое воспитательно-образовательное значение имеет уголок природы в детском саду?
  6. Какие требования предъявляются к подбору и размещению объектов уголка природы?
  7. Какое значение имеет участок для ознакомления детей с природой?
  8. Какова роль дидактических и подвижных игр в ознакомлении детей с природой?
  9. Что такое опыт и каково его значение для детей дошкольного возраста?
  10. Какие виды бесед с детьми о природе вы знаете?
  11. Какие формы организации труда используют в детском саду?
  12. Каково значение занятий в экологическом воспитании детей?
  13. Как организуется и проводится экскурсия?
  14. Как следует ухаживать за комнатными растениями?
  15. Каких животных рекомендуется содержать в уголке природы?
  16. Что такое «экологическая тропа» и её значение?
  17. Календарь природы, как метод экологического воспитания, его значение?
  18. «Экологические пространства» в детском саду, виды, значение?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

Жюри подводит итоги первого раунда.

3 часть:

Дети «Почемучки» XXI века: Дома у многих имеется компьютер, в рюкзачке за спиной телепузик. Они слушают «Русское радио», смотрят детские телевизионные программы. А вот вопросы, которые их волнуют, за последние 20 – 30 лет изменились не так уж сильно как это может показаться.

Условно все «почемучкины» вопросы можно разделить по типам на 4 группы:

  1. Что это такое?
  2. Почему это так называется?
  3. А что было до? или Как это получилось?
  4. Где?

Основной круг интересов детей наглядно можно представить следующим образом:

                     

50 % - вопросы о природе (животном и растительном мире, погода)

30 % - бытовая тематика (свойства предметов, вещи и их назначение)

10 % - происхождение живого на Земле и динозавры.

10 % - связаны с индивидуальными интересами и склонностями ребёнка.

Дети – малыши всегда задают вопросы, а воспитатель в любой момент должен дать лаконичный, точный ответ.

Представьте, я буду ребёнком, а вы  - воспитатель. Я вам задаю вопросы, а вы  - ответ.

4 часть:

Итак, игра «О самых – самых».

  1. Кто из зверей самый быстрый бегун? (Гепард)
  2. Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил)
  3. Какое растение является чемпионом по скорости роста? (Бамбук, за 1 день вырастает на 40 см.)
  4. А какое растение является самым медленно растущим? (Альпийский лишайник, он вырастает на 1 мм. за 200 мин.)
  5. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина. Человеческий волос гораздо толще).
  6. Какой день в году самый тёмный? (22 декабря, день зимнего солнцестояния).
  7. Какая птица самая крупная в мире? (Страус, его рост около 2,5 метров и вес 150 кг.)
  8. Какая из птиц самая маленькая? (Колибри)
  9. Какая змея самая ядовитая? (Кобра. Её яд в 100 раз сильнее яда других змей).
  10. Какое насекомое самое опасное? (Малярийный комар. Виновник чуть ли не в половине человеческих смертей начиная с каменного века).
  11. Назовите самое крупное животное, обитающее на Земле в наши дни? (Голубой кит. Длина его тела достигает 30 метров, вес – более 160 кг.).
  12. Чего больше – перьев у птицы или звёзд на небе? (Перьев у птицы больше. Чем видимых невооружённым глазом звёзд. У лебедя их 25 тыс.).
  13. Какая рыба называется именем человека? (Карп).
  14. Кит и дельфин – это рыбы? (Млекопитающие).
  15. Кто самый известный молчун в мире животных? (Жираф, пока никто не слышал его голоса).
  16. Какой зверь спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь).

Жюри подводит итог. Звучит спокойная музыка.

5 часть:

Воспитатель всё должен знать и уметь: это сказку рассказать и песню спеть. Воспитатель – это «метеоролог», который может предсказать погоду по приметам и, конечно, научить этому детей. Как? По каким приметам можно определить прогноз погоды? Вот это, вы, сейчас и сделаете.

КАК УГАДАТЬ ПОГОДУ?

  1. Лучи солнца темнеют – к сильной грозе.
  2. Пала роса с вечера – к ясному дню.
  3. Туман утром стелется по воде – к хорошей погоде.

Поднимается вверх с воды – к дождю.

  1. Бледное солнце с утра – быть дождю к вечеру.
  2. Кольцо вокруг луны – к пасмурной погоде.
  3. С утра парит – дождь дарит.
  4. Солнце село в воду – жди хорошую погоду.
  5. Мало звёзд видно – к пасмурной погоде.
  6. Цветы черёмухи цветут – похолоданье тут как тут.
  7. Жмутся овцы в кучу – жди дождевую тучу.
  8. Луна покраснела – жди ветра – пострела.
  9. Гром ранней весной – перед холодом.
  10. Утром сухая трава – к ночи ожидай дождя.
  11. Сирень и жасмин сильно пахнут – перед дождём.
  12. С утра одуванчик распускается – к дождю.
  13. Грач прилетел – через месяц снег сойдёт.

6 часть:

Воспитатель с раннего возраста развивает у детей логическое мышление: загадывает загадки, проводит игры, занятия, предлагает выполнить разнообразные задания. Вам то же будет предложено задание на классификацию, но наиболее сложное, чем детям.

Расставить картинки – представителей «животного мира» по группам:

РАСТИТЕЛЬНО – ЯДНЫЕ:                             НАСЕКОМОЯДНЫЕ:

Лось                                                                     Скворец

Северный олень                                                 Синица

Бабочки                                                               Крот

Мыши – полёвки                                                Мухоловка

Заяц                                                                      Ласточка

ХИЩНИКИ или плотоядные:                            ВСЕЯДНЫЕ:

Волк                                                                       Медведь

Стрекоза                                                                 Белка

Лиса                                                                        Ёж

Щука

Божья коровка

Жюри подводит итог. Музыкальная пауза (ребёнок исполняет песню)

7 часть:

В детском саду, в каждой группе, имеется уголок природы, который украшает группу, доставляет удовольствие детям, даёт возможность проводить интересное наблюдение и ухаживать за животными и растениями. Воспитатель должен знать все цветы, комнатные растения, узнавать их по описанию и внешнему виду. А вот  хорошо ли вы их знаете, мы сейчас узнаем.

ВНИМАНИЕ! Вопросы – загадки задают вам дети.

Игра «Отгадай загадку – какое это комнатное растение?»

Комнатные растения

В банке травка

В одном не права

В тени зеленеет

На солнце бледнеет

                                                                      (АСПИДИСТРА)

От листочков – след

От плодов нам – вред,

А все веточки свои

Куст соткал из кисеи.

                                                                      (СПАРЖА – АСПРАГУС)

В прозрачном тельце

Не скроешь сердце:

Видны все жилки

И их развилки.

                                                                      (БАЛЬЗАМИН)

Всю зиму, всё лето

Невестой одета:

Девичья краса –

Не на два часа.

                                                                      (БЕГОНИЯ ВСЕГДАЦВЕТУЩАЯ)

Лист растёт косой,

Не умыт росой;

У него на спинке

Белые пестринки;

А цветы – горстями,

Красными кистями.                                       (БЕГОНИЯ                      

                                                                                          ПОЛУКУСТАРНИКОВАЯ)

Куст – оконный

И балконный.

Лист пушистый

И душистый,

Он оборчатый

И каёмчатый;

А цветы на окне –

Словно шапка в огне.

                                                                      (ПЕЛАРГОНИЯ)

У садовницы,

Первой модницы

Платье то ли полиняло,

То ль окраску поменяло:

Было всё лиловое,

Стало васильковое.

                                                                      (ГОРТЕНЗИЯ)

Есть зелёные уроды

Из колючей, злой породы.

                                                                      (КАКТУСЫ)

Листья -  ременные,

Цветки - серебряные,

Корни – мочкама,

С толстыми почками;

А стебель особый:

Найди-ка попробуй.

                                                                      (КРИНУМ)

Стоит камень – утёс,

Сбоку кустик прирос:

На камне он спит,

И камнем он сыт.

                                                                      (КАМНЕЛОМКА)

Он зелёный, а не лук,

Носит плеть, а не пастух;

Он цепко виснет, а не крюк;

На стену влез, а не пастух.

                                                                      (ПЛЮЩ ОБЫКНОВЕННЫЙ)

Вышла балерина:

Блузка – как рябина,

Юбочка лиловая,

Лента васильковая,

Ножки – как точёные,

Туфли золочёные.

                                                                      (ФУКСИЯ)

Сговорились ромашки

Надеть яркие рубашки:

Есть и красная, и вишнёвая,

Есть и синяя, и лиловая.

                                                                      (ЦИПЕНАРИЯ)

Есть цветочек – первоцвет,

Он не любит жёлтый цвет:

Он зимой и летом

Только с красным цветом.

                                                                      (ПРИМУЛА – ПЕРВОЦВЕТ)

На окошке маскарад –

Все меняют свой наряд:

Стебель рядится листом,

А листочек стал шипом.

                                                                      (ИГЛИЦА)

На окошке у травы

Ноги выше головы,

А у бледного цветочка

Три лиловых лепесточка.

                                                                      (ТРАДЕСКАНЦИЯ)

Жюри подводит итог. Звучит музыка.

8 часть:

Дети постоянно соприкасаются с природой, их привлекает всё! А воспитатель через игры продолжает расширять их кругозор.

Игра «Третий лишний»:

Цель: Найди правильный ответ.

Чьи это слова: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней»?

                                                                      ( Пушкин, Лермонтов, Толстой )

Кто из этих животных не живёт в тайге?

                                                                      ( Волк, жираф, лиса )

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу?

                                                                      ( Утка – мандаринка, сокол, воробей )

Какой из грибов ядовитый?

                                                                      ( Белый гриб, дождевик грушевидный,            

                                                                        белый навозник )

Все ли эти растения являются лекарственными?

                                                                      ( Крапива, колокольчик, синий василёк)

Кого называют «королём грызунов»?

                                                                      ( Суслик, бобр, хомяк )

Кого называют «глазастым охотником»?

                                                                      ( Варан, стрекоза, лягушка )

Кого на свете больше всех?

                                                                      ( Насекомые, растения, животные )

Какого жука называют опасным преступником?

                                                                      ( Майский жук, колорадский жук, жук –

                                                                        олень )

Какая из бабочек появляется ранней весной первой?

                                                                      ( Крапивница, переливница, адмирал )

Все ли эти насекомые полезные?

                                                                      ( Божья коровка, пчела, долгоносик )

Какие из этих животных вымерли?

                                                                      ( Птица моа, птица дронт, зебра Квагга )

Все ли эти змеи ядовитые?

                                                                      ( Гадюка, уж, кобра )

Какое животное живёт в пустыне?

                                                                      ( Верблюд, тигр, волк )

Жюри подводит итог. Звучит музыка.

9 часть:

Первые поэтические произведения: потешки, поговорки, стихи и пословицы, которые слышит ребёнок, играют большую роль в формировании отношения к окружающему миру, обогащают чувства ребёнка, его речь. Воспитатель в любую, нужную минуту может их использовать в работе с детьми.

Игра «Кто больше» назовёт пословиц, поговорок.

Команды поочерёдно их называют.

Жюри подводит итог.

10 часть:

Выполняя это задание все переволновались, участилось сердцебиение, а у кого – то поднялось давление. А помогут вам лекарственные растения.

В природе много растений, но мы не всегда знаем их лечебные свойства, применение. А вот как их узнать и от чего их применять помогут наши дети.

ВНИМАНИЕ! «Узнайте, какое это растение и от чего его используют в медицине?»

Белые горошки

На зелёной ножке.

                                                                      (ЛАНДЫШ)

Ягоды этого растения помогают тем, у кого больное сердце.

Мягок, а не пух

Зелен, а не трава.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

                                                                      (МОХ – СФАГНУМ)

Используют вместо ваты, быстро заживляет раны.

Каждый лист разбит на дольки.

Подсчитай-ка

                             Долек сколько ?

Восемь,

               Десять,

                             Двадцать,

                                               Тридцать…

Тут легко со счёта сбиться.

У кого желанье есть

Дольки снова перечесть?

                                                 (ТЫСЯЧЕЛИСТНИК  ОБЫКНОВЕННЫЙ)

От туберкулёза лёгких, болезни сердца.

На просеке,

                      В поле,

                           На тёплой полянке

Всё лето цветёт – золотится __________

Но если кто с нею не очень знаком,

Ромашку он спутает с этим цветком.

           

                                                    ( НИВЯНКА )

От заболеваний мочевого пузыря, заболеваний желудка.

Почему я от дороги

Далеко не отхожу?

Если ты поранишь ноги,

Я им помощь окажу.

Приложу ладошку к ране –

Боль утихнет и опять

Будут ноги по дороге

В ногу с солнышком шагать.

                                                                      ( ПОДОРОЖНИК)

Есть дерево:

Крик унимает,

Свет обновляет,

Больных исцеляет.

                                                                      (БЕРЁЗА)

Лист горбочком,

С желобочком,

Шипы имеет,

А ранить не умеет.

Зато лечит нас

В любой день и час.

                                                                      (АЛОЭ)

Горькая травка

И животу поправка,

И сама душиста,

И метёт чисто.

                                                                      (ПОЛЫНЬ ГОРЬКАЯ)

Листочки – парные,

Цветки - янтарные,

Плоды – коварные:

И лечат,

И калечат.

                                                                      (ЗВЕРОБОЙ)

Выросли на полочке

Кисточки – метёлочки.

Кисточки – зелёные –

Лекари хвалёные.

                                                                      (ПЕНИЦИЛЛИУМ)

Итак, заканчивается наш «экологический ринг». Пока жюри подводит итоги, мы сделаем вывод:

 «Ваше мнение»

  1. Какие самые актуальные проблемы по экологии на сегодняшний день в Амурской области?

  1. Какие цели и задачи должны решать вы, педагоги, в экологическом воспитании детей и их родителей?

ВЫВОД:  Освоение детьми основ экологической культуры во многом      

                  зависит от воспитателя детского сада:

  • От его экологической и методической грамотности;
  • Понимания важности экологического воспитания в формировании личности воспитанников;
  • От умений создавать условия для подобной работы;
  • Увлечь детей и увлекаться этими проблемами самому.

Жюри подвело итог «экологического ринга». Предоставляем слово членам жюри…

После окончания любого соревнования победителей всегда награждают.

(награждение победителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический ринг "Тайны природы".

Ринг проводится с педагогами, как заключительная часть педагогического совета по экологтческому воспитанию....

Непосредственная образовательная деятельность Познавательно исследовательская деятельность "Экологический брейн-ринг" Старшая группа

Цели НОД: систематизировать знания детей о животных.Задачи:Развивающие:Развивать речевое логическое мышление.Развивать связную монологическую и диалогическую речь.Образовательные:уточнить назван...

Сценарий экологической игры "Брейн - ринг"

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста...

Педагогический ринг "Экологическое воспитание в ДОУ"

Педагорический ринг "Экологическое воспитание в ДОУ"Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического воспитания детей дошкольного возраста....

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе в форме игры "Брейн - ринг"

"Наш дом - природа" конспект НОД по экологическому воспитанию в форме игры "Брейн - ринг"....

Экологический брейн - ринг «Знатоки природы» для детей старшей группы.

Данное мероприятие способствует формированию экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе....

экологический ринг

Педагогический ринг по экологии...