Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Долгих Татьяна Викторовна

В процессе интегрированной экспериментальной деятельности расширятся представления детей о свойствах камней, их использовании человеком .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №57 «Радуга»

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

старшая  группа

подготовила Долгих Т. В.

2014г.

Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

Образовательные:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня;
  • Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.    

 Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня.
  • Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Интеграция образовательных областей:

  • Физическая культура: развитие общей и ручной моторики, зрительно-моторной координации;
  • Безопасность: расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира, природы;
  • Социализация: формирование целостной картины мира в части представлений о себе, обществе;
  • Труд: расширение кругозора в части представлений о труде взрослых;
  • Коммуникация: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
  • Художественное творчество: расширение кругозора в процессе рассматривания изделий из камня;
  • Продуктивная: формирование умения украшать картину янтарём.

Оборудование и материал: компьютер, подносы с камнями,  стаканы с водой, монеты, карточки модульные,  таблицы для фиксации  наблюдений и экспериментирования, лупа, слайд -  презентация «Применение камней», электронная гимнастика для глаз, заготовка для картины, янтарь для украшения картины, халаты.

  Организация детей: подгруппа.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, вам нравится узнавать новое, интересное? Когда вам хочется о чем-то узнать, что вы делаете? (Ответы детей). Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем сегодня изучать. Слушайте внимательно:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке  годится на тысячу лет.

Он может  быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень.

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Что такое камни? Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче…). А может камень быть опасен для вас? Когда?

Чтобы узнать о камнях много интересного  я предлагаю отправиться в страну ДОКОРУПО.

-Что это за страна такая?

-Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО.

Поскольку великая эта страна

На карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Но если всмотреться внимательным взглядом

Во всё, что с тобою находится рядом,

То не придётся дорогу искать

В страну, ДО КОторой Рукою Подать.

Да, ДОКОРУПО – страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.

Ну что же, давайте встанем и возьмёмся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в ДОКОРУПО попади» (3раза).

Мы находимся в лаборатории «Почемучка». Что делают  в лаборатории? Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (Дети называют правила поведения).

Мы превратимся в учёных, чтобы исследовать свойства камня и ответить на вопрос как использует человек свойства камня в своей жизни.

(Дети надевают халаты и занимают свои места).

- Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Кто такие учёные?

Давайте вспомним, какие помощники вам понадобятся для эксперимента? (Глаза, руки)  Сначала вам понадобятся глаза, а чтобы они со всем справились, выполним электронную физминутку для глаз.

Электронная физминутка

Педагог: Посмотрите, что у вас на столе. Это все то, что вам необходимо для сегодняшних исследований. Поможет в исследованиях нам таблица по изучению свойств камня.

Приступаем к исследованиям.

 Под руководством педагога дети исследуют камни. Совместная исследовательская деятельность.

 Воспитатель. Сейчас мы будем исследовать камни, каждый свой.

 Результаты исследований будем заносить в таблицу.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Рассмотрите камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры)? Отметьте  на таблице, какого цвета камень, из чего состоит (зарисовка цветным карандашом).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.   

Опыт № 2. Определение размера

Все камни одного размера? (В таблице отметить).

Вывод: камни разного размера.

Опыт № 3. Прозрачность

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень?  Он прозрачный или нет? (В таблице отметить).

Вывод: камни непрозрачные.

Воспитатель:  Для следующих опытов нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить.

 1 вариант: Пальчиковая гимнастика с прищепками

 Этот пальчик – самый большой, (прижимаем каждый пальчик по очереди)

 Самый веселый и самый смешной.

 Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный,

 Этот пальчик средний, ни первый ни последний.

 Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной.

 Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.

2 вариант: (Подготовка рук – самомассаж)

Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Опыт № 4. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. (В таблице отметить).

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 5. Твердость.

 Возьмите в одну руку камень, в другую -  пластилин. Сожмите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый.

– Попытайтесь нацарапать что-нибудь на камне ногтем. Что получается? Попробуйте поцарапать камень монетой или другим твердым предметом. (Индивидуально: какой камень у тебя?). Можно посмотреть через лупу. Если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”.

Вывод: камень твердый.

Опыт № 6. Прочность.

 Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. (В таблице отметить).

Вывод: камень прочный.

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут прозрачные стаканчики с водой и осторожно кладут по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (В таблице отметить).

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь ( часть детей отходят в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

- Пройдите за рабочие места, продолжим работу.  Ребята, на нашей схеме изучения свойств есть знак «вопрос». Как вы думаете, как люди используют в своей жизни свойства камней? (Ответы детей).

Давайте посмотрим,  где использует камни человек. (Просмотр слайдов).

- Как вариант использования камня я приготовила для вас необычную картину, которая украшена янтарём. Вам нравится картина? Тогда я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю  создать свою картину украшенную янтарём.

Дети проходят к столу. Коллективная работа по украшению заготовки янтарем.

Нам пора возвращаться.

Дети снимают халаты и покидают лабораторию.

Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу группу попади» (3раза).

Рефлексия. -  Ребята, чем мы занимались сегодня? (Ответы детей). Чем  вам понравилось заниматься больше: проводить исследования в лаборатории, играть, украшать картину, выполнять физминутки, смотреть слайды. Положите «цветок»  в кармашек с тем видом деятельности, которая вам понравилась больше.

-  Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные. Они отличаются   свойствами  и тем,  как человек использует их в своей жизни.

Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ТЕМА: «СВОЙСТВА СНЕГА И ЛЬДА»

Конспект экспериментальной деятельности в средней группе (зима)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Ознакомление со свойствами и качествами ткани в средней группе"

Цель: помочь детям с помощью разнообразных действий определить качества  ткани: тонкая и толстая; гладкая и не гладкая; ткань бывает белая, красная, в цветочек, клетчатая, в полоску и т. д.; свой...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению со свойствами и качествами бумаги в старшем дошкольном возрасте

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению со свойствами и качествами бумаги в старшем дошкольном возрасте I. Воспитательно-образовательные задачи.1. Образовательные задачи.- Продолжать уч...

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» подготовительная группа

Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней» старшая группа

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.Программное содержание:Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (бо...

«Конспект непосредственно образовательной деятельности ознакомление со свойствами тканей в старшей группе «Такие разные ткани» Образовательная область «Познавательное развитие» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровой деятельности, ИКТ)

Программное содержание: закрепить знания детей о происхождении тканей, показать зависимость видов тканей и видов одежды (что шьют из драпа, ситца, болоньи, льна, шёлка); показать свойства тканей ...