Конспект занятия в старшей группе «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Неськина Раиса Ивановна

 

Конспект расширяет знания детей о зимующих и перелетных птицах, об их различиях; расширяет знания о повадках и питании зимующих птиц в холодное время года, воспитывает бережное отношение  к птицам, желание участвовать  в жизни птиц в зимнее время года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  в старшей группе «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»

Программные задачи:

Уметь распознавать зимующих и перелетных птиц ; расширять знания детей о жизни птиц зимой; об их повадках и питании; воспитывать бережное отношение к природе , птицам ,помогать выжить в зимнее время года ;дать элементарные сведения о том ,чем кормить птиц зимой.

Материалы и оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц; корма для птиц: пшено, зерно, сало, семена, хлебные крошки; тарелочки; грамзапись с голосами птиц

                                                   Ход занятия

Воспитатель читает отрывок из поэмы «Евгений Онегин»

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы.

Воспитатель: Ребята, как изменилась природа с приходом зимы.  (Земля покрылась снегом, деревья голые стоят, морозно, дуют холодные ветра). Ответы детей

Дети прослушивают грамзапись с голосами птиц.

Воспитатель: Ребята, чьи голоса вы услышали? (птиц)

Ответы детей

Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать? (зимующие)

Ответы детей

Воспитатель: А как называют птиц, которые  улетают в теплые края?  (перелетные)

Ответы детей

Воспитатель: А почему они улетают? (нет кормов, нет пищи)

Ответы детей

Проводится Д/и  «Что за птица?» Дети находят и называют перелетных и зимующих птиц.

Воспитатель: Ребята, а как живется птицам зимой? (им голодно, холодно)        

Ответы детей

Воспитатель загадывает загадки про зимующих птиц.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...

(Cорока)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок

- Получается прыжок.

(Воробей)

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистым, чистым –

Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.

(Клёст)

Воспитатель: Ребята,  все эти птицы остаются зимовать, никуда не улетают. Как вы думаете, меняется ли оперение у этих птиц? ( меняют оперение на более теплое и густое, длинное)

Ответы детей.

Воспитатель: Зима-  очень трудное время года для птиц, им холодно и голодно. Из -за холода птицы теряют много тепла, как же им согреться, как вы думаете? ( Им нужен корм,  необходимо много есть)

Ответы детей

 Воспитатель: Ребята, а вы не замечали, как ведут себя птицы в мороз? (не летают)

Ответы детей

Воспитатель:  В морозы птицы не летают, а сидят нахохлившись, похожи на пушистые  шарики  из-за теплого, зимнего оперения, а между  перьями у них находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. Ведь в полете птица мерзнет намного быстрее, потому что со всех сторон устремляется морозный воздух. Иногда можно наблюдать, как птичка стоит то на одной ножке, то на другой- она обогревает свои ножки в перышках. Так птички греются. В лютые морозы птицы прячутся в дуплах, елках, тесно прижимаются к друг другу, прячут клювик  под крылышки.

Воспитатель: Ребята, чем же заняты птицы с утра до вечера? (поиском  пищи)

Ответы детей

Воспитатель: Верно, ведь зимой птичкам нужно больше еды, чем летом.

Воспитатель читает детям стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

 

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Воспитатель: Ребята, о чем это стихотворение? (о нелегком зимнем  времени птиц , о заботливом отношении к птицам)

Ответы детей

Воспитатель: А чем мы можем помочь птичкам, чтобы им было легче перенести холода ? (Нужно подкармливать и заботиться о них)

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а чем можно их покормить? (Зерно, овёс, пшено, сало несоленое, семечки, хлебные крошки ,семена)

Ответы детей

Проводится Д/игра «Покормим птиц» (Дети раскладывают  корм, который  едят птицы)

Синичкам и дятлам- сало, семечки;

Снегирям- ягоды, зерно, семена клена;

Воробьям- овёс, пшено, семена, крошки хлеба;

Воспитатель: А  куда мы накладываем корм птичкам? (Загадка про кормушку)

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(кормушка)

Ответы детей

Проводится игра «Птички- невелички» (Дети имитируют действия птиц: воробьи- юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся;  снегири- спокойные , степенные; синички- любят раскачиваться)

Воспитатель: Ребята, если мы с вами позаботимся о птицах зимой, то летом птицы позаботятся о наших садах, лесах и парках.  Мы должны помочь пережить им зиму.

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья.

И поют, чирикая,

«Спасибо вам великое!»

В конце занятия воспитатель предлагает, приготовленные заранее родителями кормушки , развесить   на деревьях и покормить птиц!

Используемая литература

  1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок.  Для начальной школы/  Авт.- сост. В.Н. Иванкова.- М.; ООО «Аквариум- Принт, К.: «Дом печати- ВЯТКА», 2006 г.- 256 с.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада.-2-е изд., дораб.- М.; Просвещение, 1991.- 160 с.: ил.
  3. Зимние стихи. «Сборник стихотворений о зиме  русских поэтов».  Книга для детей о 3 до 15 лет.  Издательство:  « Мозаика- Синтез».- 2009г. –с. 22
  4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно- методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип./ авт.-сост. О.Ф. Горбатенко.- Волгоград: Учитель, 2008.- 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

НОД «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»

Воспитывать бережное отношение к природе , птицам ,помогать выжить в зимнее время года ;дать элементарные сведения о том ,чем кормить птиц зимой....

НОД «Трудно птицам зимовать, трудно пищу добывать»

Воспитывать бережное отношение к природе , птицам ,помогать выжить в зимнее время года ;дать элементарные сведения о том ,чем кормить птиц зимой....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное предст...