образовательная деятельность "Путешествие с лесовичком по лесостепной зоне России"
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ерёмина Елена Геннадьевна

Образовательная деятельность разработана с использованием методики экологического развития дошкольников под редакцией Кондратьевой Н.Н. "Мы" и соответствует областям: познавательной области и развитию речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                              детский сад    «Звёздочка» г.Аркадака          

       Путешествие с лесовичком по лесостепной зоне России 

                              (подготовительная к школе группа)

                    Образовательная область  «Познание»

                                                                                          Подготовила и провела:

                                                                                           воспитатель Ерёмина Е.Г.

                                                                                           МБДОУ д/с «Звёздочка»

                                                                                           ( I квалиф. категория)

     

           

           

                 

       

           

Аркадак  2014

Программные задачи:

Область «Познавательное развитие»

- расширить знания детей о растениях лесостепной зоны России, показать       многообразие  растений в природе;

- продолжать формировать умения детей наблюдать и распознавать растения лесостепной зоны;

- воспитывать любовь к окружающим растениям, прививать бережное отношение к ним;

- расширять знания детей о растительном мире Красной книги Саратовской области;

Область «Коммуникация»

а) развитие общения:

- развивать речь как средство общения;

- содействовать формированию у детей навыков логического мышления, умения анализировать при отгадывании загадок;

- самостоятельно строить высказывания предложениями;

б) формирование словаря:

- совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

- обогащать словарь: купальница европейская, волчье лыко, дягель, зимолюбка зонтичная, прострел раскрытый, пролеска, гравилат, плаун булавовидный, грушанка круглолистная, марьянник, горец змеиный. Любка двулистная, горечавка перекрёстнолистная.

в) связная речь:

- развивать умение поддерживать беседу;

- совершенствовать диалогическую речь.

Предварительная работа:

Рассматривание и знакомство с растениями, произрастающими на участке детского сада; знакомство и рассматривание иллюстраций растений различных климатических зон России. Познавательная игра  «Климатические зоны России и их обитатели». Дидактическая игра «Доктор Айболит». Разучивание хороводной игры «Я плету, плету венок…). Просмотр слайдов «Природа родного края», беседы о разнообразии природного мира Саратовской области. Знакомство с Красной книгой .

Демонстрационный материал:

Растение пролеска в горшочке, карта климатических зон России, игрушка лесовичок, карточки растений леса, слайды лесостепной растительности, экран, шапочки луговых цветов, аудиозапись звуков леса, песенки «Мы едем, едем, едем…», венок из цветов, карточки с загадками о растениях леса, Красная книга растений Саратовской области, иллюстрации лекарственных растений.

(Стук в дверь. Воспитатель заносит театральную куклу – лесовичка с лукошком. Дети подбегают и становятся полукругом около игрушки.)

Лесовичок:      - Здравствуйте, ребята!

                              Я старичок – лесовичок

                               По лесам брожу,

                               Лес в порядке содержу,

                               Всю природу охраняю

                               И зверушкам помогаю.

                               Вам принёс подарок я,

                               Отгадайте же, друзья,

                               Что за чудо в свете есть:

                               Дышит, растёт, воду дождичка пьёт,

                               Солнышком любуется,

                               С пчёлками балуется,

                                А ходить не может?     ( растение)

- Правильно, растение. (Достаёт из корзинки и дарит детям растение)

Воспитатель:  - Учёные биологи утверждают, что растения – живые организмы. А как вы думаете?

(Ответы детей)

  Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, можем мы принять в подарок это растение? Какие растения растут в нашей комнате и что за растение это?  

(Ответы детей)

Воспитатель:  - Правильно, в нашей комнате растут комнатные растения, а это не комнатное, а лесное. Оно может у нас погибнуть. Его нужно срочно вернуть в царство растений.

Лесовичок:    - Какие вы сообразительные, ребята! Да только велико царство растений! Куда вы не посмотрите – повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах,в безводных пустынях и топких болотах. Бродил я по этому царству, а откуда подарок вам принёс – не помню – старый стал.

Воспитатель:  - Ребята, как вы думаете, сможем мы справиться с этой задачей?  ( - Да.)  А поможет нам в этом карта природных зон нашей страны.    

(Дети проходят и садятся за столы на свои места. На доске висит карта природных зон России.)

Воспитатель:  - Вот перед вами карта климатических зон нашей страны. Как называется страна, в которой мы живём?

- Какие природные зоны России вы знаете? Назовите и покажите их на карте.

- Какие растения в них растут?

- Ребята, а что же это за растение и из какой оно климатической зоны?

(Дети угадывают растение, которое им знакомо как подснежник, называют его и устанавливают, что оно растёт в нашей лесостепной зоне.)

- Правильно, а хотите отправиться в путешествие в нашу лесостепную зону?

- А на чём мы с вами отправимся туда?   (На автобусе)

(Дети проходят и садятся на скамейку друг за другом. Звучит музыка «Мы едем, едем, едем…». Дети держатся друг за друга и раскачиваются из стороны в сторону под музыку, имитируя поездку в автобусе. Когда музыка кончается. Дети перекидывают ноги вперед скамьи и оказываются лицом перед телевизором и магнитной доской.)

Воспитатель:  - Вот, ребята, мы очутились с вами в лесостепной зоне.

(Показ слайдов лесостепной зоны по телевизору).

- Расскажите, что вы видите здесь? (Ответы детей)

- Давайте оставим здесь наше растение, а сами выйдем на лужок и полюбуемся луговыми цветами.

(Дети оставляют растение на столе около телевизора со слайдами, остаётся там и лесовичок.  Дети выходят на «полянку», где растут луговые цветы(шапочки с изображением цветка).

Дети: - Сколько здесь много цветов!

- Вот ромашка!

- Вот колокольчик!

- Вот одуванчик!

- Вот гвоздичка!

(Дети называют луговые цветы и одевают шапочку себе на голову. Девочка – ведущая одевает себе венок на голову .)

Воспитатель:  - Ребята, а давайте поиграем с луговыми цветами в нашу любимую игру, а лесовичок полюбуется на нас.  (Дети становятся в круг).

- Мы плетём, плетём венок,

  Заплетаем полевой,

  Ай – люли, ай – люли, заплетаем полевой.

  (Выходит в круг цветочница, к ней подбегает ромашка).

  Цветочница: - Белая рубашка, жёлтенький платок…

                              Как зовут?

   Ромашка: - Ромашка, полевой цветок.

   Цветочница: - Вам нужна ромашка?

   Дети: - Да, пусть бежит скорей сюда. (Ромашка вбегает в круг).

- Мы плетём, плетём венок,

  Заплетаем полевой,

   Ай – люли, ай – люли, заплетаем полевой.  (Выбегает в круг гвоздика).

Цветочница: - Цветик невеличка, алый, огневой.

                          Как зовут?

Гвоздика: - Гвоздичка, цветик полевой.

Цветочница: - Вам нужна гвоздика?

Дети: - Да, пусть бежит скорей сюда.

- Мы плетём, плетём венок,

  Заплетаем полевой,

  Ай – люли, ай – люли, заплетаем полевой.  (Подбегает колокольчик),

Цветочница: - Не в глуши ль еловой видела тебя?

                           Кто же ты?

Колокольчик: -  Лиловый колокольчик я.

Цветочница: - Колокольчик нужен?

Дети: - Да, пусть бежит скорей сюда.

- Мы плетём, плетём венок,

  Заплетаем полевой,

  Ай – люли, ай – люли, заплетаем полевой.  (Подбегает одуванчик),

Цветочница: - Жёлтый сарафанчик, прямо как желток!

                           Кто ты?

Одуванчик: - Одуванчик, полевой цветок.

Цветочница: - Одуванчик нужен?

Дети: - Да, пусть бежит скорей сюда.

- Мы сплели, сплели венок

  Из цветочков полевых,

  Ай – люли, ай – люли, из цветочков полевых.

  А кому в венке ходить?

  Ай – люли, ай – люли.

  А кому его носить?

(Цветочница снимает с головы венок и одевает его на голову тому, кого выберет).

Цветочница: - Будет Ваня в нём ходить, значит Ване и водить.

Дети: - Ай – люли, ай – люли, будет ванечка водить.

Воспитатель: - Понравилось вам играть в эту игру?

- А можем мы взять с собой все эти цветы? Почему? (Ответы детей),

- А теперь мы отправляемся дальше. (Дети проходят друг за другом на свободный участок группы и становятся в круг. Звучат звуки леса).

Воспитатель: - Вы послушайте, ребята,

                            Что за музыка слышна:

                             Шелест кроны, шум ручья,

                             Лёгкий шорох старых листьев –

                              Всё звучит в тени лесистой.

Воспитатель: - Где мы с вами очутились? (Ответы детей).

- Послушайте, это звуки леса, его музыка. Какое возникло у вас настроение?

- А вы хотели бы почувствовать хоть на минуту деревом?

- Мои корни глубоко вошли в землю.

  Мой ствол, мои ветки тянутся к солнцу –

  Это деревья в лесу.

  Логти согнули, кисти встряхнули –

  Ветер сбивает росу.

  Плавно руками помашем –

  Это к нам птицы летят.

  Как они сядут, покажем –

  Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, лесовичок вас зовёт. Он хочет, чтобы вы отгадали его загадки. О каких растениях леса здесь говорится?

(Дети проходят и садятся на скамейку перед магнитной доской. Воспитатель берёт карточки и загадывает детям загадки. По мере отгадывания вывешивает на магнитную доску карточки деревьев и кустарников ).

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.     (Берёза).

Каждый год на нём с охотой

Вырастают вертолёты.

Жаль, что каждый вертолёт

На всего один полёт.          (Клён)

Кудри в речку опустила

И о чём – то загрустила.

А о чём она грустит,

Никому не говорит.              (Ива)

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок.  (Дуб)

Воспитатель: - Ребята, а какие ещё вы знаете деревья и кустарники, которые растут в наших лесах?     (Ответы детей)

- Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в лесу?

- А вот лесовичок хочет поиграть с вами в игру и проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу. Вот перед вами карточки. Двайте разделимся на две группы. Одна группа выберет карточки, как нужно себя вести в лесу, а другая группа – чего нельзя делать в лесу.

(Группы детей подходят каждая к своему столу с разложенными на них карточками , выбирают нужные по заданию картинки. Затем объясняют свой выбор и прикрепляют карточки на магнитную доску).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая интересная книга есть у лесовичка.

(Показ Красной книги Саратовской области).

- Кто знает, что это за книга?

-  А вы знаете, почему эта книга называется «Красной», а не «Синей» или «Зелёной»?

-Правильно, она как светофор предупреждает , что может случиться беда.

- А вы знаете, что находится в Красной книге?
- А для чего их туда занесли?

- Ребята, это Красная книга растений Саратовской области. Посмотрите, какие растения в неё занесены.

(Воспитатель перелистывает страницы Красной книги и знакомит детей с растениями и их названиями).

- Посмотрите, наше растение тоже занесено в Красную книгу. Только по -научному его называют пролеска. Значит мы его тоже должны оберегать.

(Воспитатель берёт корзиночку лесовичка и достаёт из неё сухие листья мяты, плоды шиповника).

- Ребята, посмотрите, какие ещё растения принёс нам лесовичок. Понюхайте, как они пахнут. Эти растения не простые, они помогают людям лечиться от многих заболеваний. Как называют такие растения?   (Лекарственные).

- А какие вы знаете лекарственные растения?

Лесовичок: - Молодцы, ребята! Справились вы со всеми загадками природы. Но пора нам с вами расставаться. До свидания!

(Дети благодарят лесовичка, садятся в автобус и под музыку «Мы едем, едем, едем…» возвращаются в сад. Встают со своих мест и подходят к воспитателю).

Воспитатель: - Ребята, где мы с вами побывали?

- Что интересного вы там увидели, что вам там понравилось?

- Что нового вы узнали ?

 

                     

                                     

                                                                                                     

                                                                                                         

                                                                                                     

                                                                                                     

                                 

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: "Тундра-климатическая зона России."

Я хочу поместить в помощь воспитателям детских садов конспект по познавательно-речевому развитию на тему :"Тундра-климатическая зона России." В нём в занимательной интересной форме раскрыты особенност...

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В.М. Букатов) Тема: «Природные зоны России».

Программное содержание: создание условий для формирования целостного представления о природных зонах России; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, ...

ЗНАКОМСТВО С ЛАНДШАФТНЫМИ ЗОНАМИ РОССИИ

Знакомство с природными (ландшафтными)  зонами России и климатическими особенностями для животных и растений....

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

Образовательная деятельность в подготовительной группе (с применением социоигровой технологии В.М. Букатов) Тема: «Природные зоны России».

Программное содержание: создание условий для формирования целостного представления о природных зонах России; обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об эко...

Лесостепная зона нашей местности (пос. Чистоозерный Ростовской области)

Цель: в  доступной форме, познакомить детей с местной флорой и фауной....