Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Суханова Марина Васильевна

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

     ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд ).

                                   Тема: « Волшебница – вода»

     Цель:  углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

- формировать наблюдательность и любознательность в области познание;

- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.

Оборудование:Зонт с загадками,картинки- ответы на загадки,обручи, цифры,письмо с пословицей,одноразовые стаканчики , вода, молоко, ароматизаторы,ложки, трубочки, химические сосуды разной формы,замороженные фрукты, карточки с символами стихий,запись воды из крана, заготовки для символов, карандаши.

Планируемый результат:

                                    Содержание образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, что это за следы? Почему они белые? ( зима, замерзли )         «Старичок-дождевичок»  оставил свой зонт, зимой он ему не нужен. ( на капельках на зонте загадки и письмо от «дождевичка» )

 

1.      Загадки : снег, дождь, сосулька, облако, речка, град, туча, радуга.

Что это все? Вода  в природе.. ( картинки )

2. стихотворение ( читает воспитатель).

«Я и туча, и туман,                                Очень добродушная,

И ручей, и океан,                                   Я мягкая, послушная,

И летаю, и бегу,                                     Но когда я захочу,

И стеклянной быть могу.                       Даже камень источу» 

Вода есть везде и всегда

Но любит проказы вода,

То в снег превратится, то в лед

Растает и дождик прольет.

3.Речевая игра: « Какая вода бывает?» ( пушистая, скользкая, твердая, живая)

                           « Что делает?»  ( бежит, льется, журчит, замерзает )

Воспитатель: Вот какая удивительная вода.

Воспитатель: Для чего нужна вода? ( ответы детей )

     Воспитатель:  сейчас мы с вами поиграем.

4.      Игра « Капельки и тучка»   ( обручи – это тучки , в обручах лежат цифры )

                     Быстро капли разбегайтесь

                     В тучки все вы собирайтесь.

                     Раз ,два, три капелька беги.

5. Воспитатель: В письме от «дождевичка» пословица : « Делу- время , потехе -час»

- Как вы понимаете ее смысл?

- Наши гости  какие знают?

- А наши дети знают еще пословицы о труде.

·        Пословицы : «Кончил дело- гуляй смело.»

§  « Дело мастера боится».

§  « Труд кормит, а лень портит».

§  « Кто не работает, тот не ест».

§  « Тот труда не боится, кто умеет трудиться».

§  « Терпение и труд, все перетрут».

§  « Без труда не вынешь рыбку из пруда».

§  « Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен».

§  « Без труда нет добра».

§  « Глаза страшатся, а руки делают».

 

6. Воспитатель: Мы с вами поиграли, а теперь потрудимся. Приглашаю вас в нашу лабораторию. Предлагаю вам заняться исследованием воды.

Прежде, чем мы приступим к опытам вспомним правила поведения в лаборатории.       Техника безопасности: Ничего не пробуем, если это не разрешено!

 

     Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет. Значит вода- жидкость.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?  Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного  соли.

Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.

В воду добавили чай: из трав – травяной

                                     из ягод – ягодный. ( словообразование )

Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.

Вывод детей: вода не имеет запаха.

Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки? Стакан с молоком, опустите ложки. Видны ложки? Почему?

Вывод детей: в стакане с водой ложки  и трубочки видны – вода прозрачная.

 

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. ( различные сосуды, мерка, воронка ) Имеет ли вода формы?

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.

7. Физкультминутка  Проводится  игра малой подвижности «Вода, воздух, земля, огонь». На слово (или символ) «воздух» дети поднимают руки вверх, на слово «земля» руки  вниз,. на слово «вода»  руки вправо влево, на слово « огонь» руки вверх вниз.

Опыт №3 «Газообразная вода - пар»

Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.

Техника безопасности: кипяток- можно обвариться;

                                       Лед – обморожение.

Опыт проводит воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю  стеклом ( или зеркалом ) Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар.

 

Опыт №4 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Снежная Королева прислала нам подарок (замороженные ягоды во льду)  Можем ли мы их съесть? Почему? Что будет? Что мы сделаем? Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь мы можем съесть ягоды.( детям даются ложки они угощаются ягодами)

Вывод детей: лед – твердая вода.

 

8. ТРИЗ игра « Хорошо- плохо» Лед: - обморожение, простуда;

                                                               + лечат, сохраняют продукты;

                                                        Пар: - можно обвариться;

                                                               + готовят, чистят. моют;

9. Итог:  

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня  занимались? (ответы детей) Говорили о воде, играли, проводили опыты.

 - Определите что это за звук? Ответы детей: это звук воды.( запись- звук воды из крана)

 

Послушайте стихотворение :  Родник иссяк, ручей ослаб

                                                      А мы из крана- кап, кап, кап.

                                                     Мелеют реки и моря.

                                                     Не тратьте воду- зря, зря, зря.

                                                      А то пройдет немного лет

                                                      И нет водицы- нет, нет, нет.

                                                     

Воспитатель:  Ребята, что будет, если вода исчезнет?

Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.

Воспитатель:  Вода нужна всем, и зверятам, и растениям, и людям.

А как мы можем беречь воду?

 

10.  Продуктивная деятельность: Рисуем знак-символ.

Воспитатель: Давайте подарим его гостям, чтобы они тоже знали, как нужно беречь воду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_eksperim_-_voda.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

    Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе

     ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд ).

                                   Тема: « Волшебница – вода»

     Цель:  углубление природоведческих знаний через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

- обучить детей различать состояния воды;

- расширить и углубить представление детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное);

- формировать наблюдательность и любознательность в области познание;

- развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно - следственные связи;

- воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе к водным ресурсам.

Оборудование:Зонт с загадками,картинки- ответы на загадки,обручи, цифры,письмо с пословицей,одноразовые стаканчики , вода, молоко, ароматизаторы,ложки, трубочки, химические сосуды разной формы,замороженные фрукты, карточки с символами стихий,запись воды из крана, заготовки для символов, карандаши.

Планируемый результат:

                                    Содержание образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, что это за следы? Почему они белые? ( зима, замерзли )         «Старичок-дождевичок»  оставил свой зонт, зимой он ему не нужен. ( на капельках на зонте загадки и письмо от «дождевичка» )

  1. Загадки : снег, дождь, сосулька, облако, речка, град, туча, радуга.

Что это все? Вода  в природе.. ( картинки )

2. стихотворение ( читает воспитатель).

«Я и туча, и туман,                                Очень добродушная,

И ручей, и океан,                                   Я мягкая, послушная,

И летаю, и бегу,                                     Но когда я захочу,

И стеклянной быть могу.                       Даже камень источу» 

Вода есть везде и всегда

Но любит проказы вода,

То в снег превратится, то в лед

Растает и дождик прольет.

3.Речевая игра: « Какая вода бывает?» ( пушистая, скользкая, твердая, живая)

                           « Что делает?»  ( бежит, льется, журчит, замерзает )

Воспитатель: Вот какая удивительная вода.

Воспитатель: Для чего нужна вода? ( ответы детей )

     Воспитатель:  сейчас мы с вами поиграем.

  1. Игра « Капельки и тучка»   ( обручи – это тучки , в обручах лежат цифры )

                     Быстро капли разбегайтесь

                     В тучки все вы собирайтесь.

                     Раз ,два, три капелька беги.

5. Воспитатель: В письме от «дождевичка» пословица : « Делу- время , потехе -час»

- Как вы понимаете ее смысл?

- Наши гости  какие знают?

- А наши дети знают еще пословицы о труде.

  • Пословицы : «Кончил дело- гуляй смело.»
  • « Дело мастера боится».
  • « Труд кормит, а лень портит».
  • « Кто не работает, тот не ест».
  • « Тот труда не боится, кто умеет трудиться».
  • « Терпение и труд, все перетрут».
  • « Без труда не вынешь рыбку из пруда».
  • « Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен».
  • « Без труда нет добра».
  • « Глаза страшатся, а руки делают».

6. Воспитатель: Мы с вами поиграли, а теперь потрудимся. Приглашаю вас в нашу лабораторию. Предлагаю вам заняться исследованием воды.

Прежде, чем мы приступим к опытам вспомним правила поведения в лаборатории.       Техника безопасности: Ничего не пробуем, если это не разрешено!

     Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха.

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и налейте ее в другой стакан. Почему вода льется? Вода жидкая или твердая?

Вывод детей: вода жидкая – течет. Значит вода- жидкость.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус?  Положите в один стакан сахарный песок, в другой – немного  соли.

Вывод детей: вода изменилась на вкус: в одном стакане – сладкая, в другом – солёная.

В воду добавили чай: из трав – травяной

                                     из ягод – ягодный. ( словообразование )

Воспитатель: Сравниваем запах в стакане с обычной водой и водой с добавлением ароматизаторов.

Вывод детей: вода не имеет запаха.

Воспитатель: Опустите ложечки в стаканы с водой. Что увидели в стаканах? Опустите трубочки в стаканы с водой. Почему видны трубочки? Стакан с молоком, опустите ложки. Видны ложки? Почему?

Вывод детей: в стакане с водой ложки  и трубочки видны – вода прозрачная.

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Цель: Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет формы.

Воспитатель: Налейте воду в сосуды разной формы. ( различные сосуды, мерка, воронка ) Имеет ли вода формы?

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда в котором находится.

7. Физкультминутка  Проводится  игра малой подвижности «Вода, воздух, земля, огонь». На слово (или символ) «воздух» дети поднимают руки вверх, на слово «земля» руки  вниз,. на слово «вода»  руки вправо влево, на слово « огонь» руки вверх вниз.

Опыт №3 «Газообразная вода - пар»

Цель: Подвести детей к пониманию трех состояний воды.

Техника безопасности: кипяток- можно обвариться;

                                       Лед – обморожение.

Опыт проводит воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю  стеклом ( или зеркалом ) Дети наблюдают. Показываю стекло. Что вы видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар.

Опыт №4 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Снежная Королева прислала нам подарок (замороженные ягоды во льду)  Можем ли мы их съесть? Почему? Что будет? Что мы сделаем? Что происходит со льдом? Почему лед тает? А теперь мы можем съесть ягоды.( детям даются ложки они угощаются ягодами)

Вывод детей: лед – твердая вода.

8. ТРИЗ игра « Хорошо- плохо» Лед: - обморожение, простуда;

                                                               + лечат, сохраняют продукты;

                                                        Пар: - можно обвариться;

                                                               + готовят, чистят. моют;

9. Итог:  

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня  занимались? (ответы детей) Говорили о воде, играли, проводили опыты.

 - Определите что это за звук? Ответы детей: это звук воды.( запись- звук воды из крана)

Послушайте стихотворение :  Родник иссяк, ручей ослаб

                                                      А мы из крана- кап, кап, кап.

                                                     Мелеют реки и моря.

                                                     Не тратьте воду- зря, зря, зря.

                                                      А то пройдет немного лет

                                                      И нет водицы- нет, нет, нет.

                                                     

Воспитатель:  Ребята, что будет, если вода исчезнет?

Ответы детей: Погибнут растения, животные, люди. Без воды нет жизни на земле.

Воспитатель:  Вода нужна всем, и зверятам, и растениям, и людям.

А как мы можем беречь воду?

10.  Продуктивная деятельность: Рисуем знак-символ.

Воспитатель: Давайте подарим его гостям, чтобы они тоже знали, как нужно беречь воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по формированию целостной картины мира (познание)

Презентация  с помощью которой можно доступно объяснить детям о строение солнечной системы....

Методическая разработка.Конспект занятия. Формирование целостной картины мира.Расширение кругозора.

Конспект занятия по экологическому воспитанию  Дикие животные"Волк"...

Конспект занятия. Формирование целостной картины мира. "Зимние виды спорта. История возникновения Зимней Олимпиады"

Цель занятия Формирование представлений о зимних видах спорта (лыжи, коньки). Воспитание чувства гордости за достижения российских спортсменов на Олимпийских играх и других спортивных соревнованиях....

Конспект занятия. Формирование целостной картины мира. Тема: «Перелетные и зимующие птицы» средняя группа

Цель: формировать у детей представления о передётных и зимующих птицах...