Мастер - класс на тему: «Обучение дошкольников ПДД (правилам дорожного движения) посредством дидактических игр на занятиях по английскому языку».
материал по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ирина Викторовна Сенченко

Использование дидактической игры на занятиях по английскому языку как формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

воспитателей старшего дошкольного возраста Белгородского района

МО № 3

11 апреля 2013 год

Мастер – класс на тему:

«Обучение дошкольников ПДД (правилам дорожного движения)

посредством дидактических игр на занятиях по английскому языку».

                                                                                                           Подготовил:

                                                                                               Сенченко Ирина Викторовна

                                                                                                 воспитатель МДОУ «Детский сад

                                                                                           комбинированного вида № 19

                                                                                                 п.Разумное Белгородского района      

                                                                                 Белгородской  области»

Цель мастер-класса: использование дидактической игры как формы работы с детьми по формированию знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства на занятиях по английскому языку.

Задачи:

  1. Уточнять знания детей о видах транспорта, о движении транспорта, о работе светофора.
  2. Продолжать развивать навыки иностранной речи.
  3. Развивать познавательный интерес к окружающему.

Образовательная область: познание

Интеграция: Познание, Коммуникация, Социализация, Безопасность

Наглядность и оборудование:

Картинки с изображением разного вида транспорта, цветной картон красного, желтого, зеленого цвета с отверстиями: 3-4; карточки с символами (вода, небо, земля); фишки.

Актуальность:

Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.

Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщим участии и самыми эффективными методами. При формировании у детей интереса к процессу обучения ПДД наряду с комплексными занятиями познавательного и развивающего характера, музыкальной, изобразительной, художественно – речевой деятельностью, я использую различные дидактические игры.

Ход мастер класса:

         Уважаемые коллеги! Я думаю, вы со мной согласитесь, что безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, но, к сожалению, они написаны “взрослым” языком, без всякого расчета на детей. Поэтому эта тема очень сложна для малышей своими терминами и понятиями. И главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

         Кроме того, дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения английского языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка.

          При формировании у детей интереса к процессу обучения ПДД наряду с комплексными занятиями познавательного и развивающего характера, музыкальной, изобразительной, художественно – речевой деятельностью, я использую различные дидактические игры на занятиях по английскому языку.

      Почему большое место в работе со своими воспитанниками я уделяю дидактической игре? Потому что она является одним из эффективных методов обучения и воспитания, который “позволяет повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность, вносят в неё занимательность”. (А. П. Усова) .

       Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, которое является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.

       Кроме того, игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в дошкольном возрасте она особенно продуктивна. Чем больше ребенок погружается в атмосферу игры, следуя четким правилам и импровизируя на ходу, тем успешнее происходит обучение. Игра в обучении английскому языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.

Игра освобождает детей от боязни говорить на иностранном языке, оставляет яркое впечатление о занятии.

    -Уважаемые коллеги, представленные далее игры, интерпретируются и используются на занятиях по английскому языку при изучении данной темы.

     

Практическая деятельность с педагогами(обыгрывается 2-3 игры в интерпретации).

ЕЗДИТ, ПЛАВАЕТ, ЛЕТАЕТ

Цель игры:

1. Закрепить знания о видах транспорта (наземный, водный, воздушный).

2. Активизировать в речи название транспорта на английском языке, глаголы действия.

Ход игры

         Карточки перемешиваются и выкладываются на стол. Дети по очереди берут карточку и говорят: «I have a bus - У меня автобус. (он ездит)» и т.д. Затем карточку ставят рядом со своим символом (вода, небо, земля).

УГАДАЙ  КАРТИНКУ

 На столе разложены картинки с изображением транспорта. На каждой  сверху лежит лист цветной бумаги с отверстиями: 3-4. Дети должны по изображенным частям в отверстиях отгадать транспорт и назвать его на английском языке. За правильный ответ воспитатель дает ребенку фишку. Побеждает тот, у кого больше окажется фишек.

Вопросы – ответы.

Подборка игр по теме мастер-класса.

Приложение

Дидактические игры

для изучения правил дорожного движения с детьми

НАША УЛИЦА

Цель игры:

1. Расширить знания детей о правилах поведения пешехода и водителя в условиях улицы.

2. Закрепить представление детей о светофоре.

3. Учить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные), предназначенные для водителей и пешеходов.

Материал: макет улицы с домами, перекрестками, автомобили (игрушки), куклы-пешеходы, куклы-водители, Светофор (игрушка), дорожные знаки, деревья (макеты).
Игра проводится на макете.

Ход игры

Первый вариант (для пешеходов).

С помощью фигурок дети разыгрывают различные дорожные ситуации. Так, на управляемом перекрестке на зеленый сигнал светофора пешеходы (фигурки) переходят улицу, на желтый останавливаются, ждут, на красный продолжают стоять.

Затем пешеходы идут по тротуару или обочине дороги до пешеходного перехода, обозначенного информационно-указательным знаком «Пешеходный переход», и там переходят проезжую часть.

Второй вариант (для водителей).

Ведущий показывает дорожные знаки: «Светофорное регулирование», «Дети», «Пешеходный переход» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена» (запрещающие); «Движение прямо», «Движение направо» (предписывающие); «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный переход» (информационно-указательные). Дети объясняют, что обозначает каждый сигнал, разыгрывают дорожные ситуации.

За правильный ответ ребенок получает значок. По количеству значков засчитываются набранные очки.

СВЕТОФОР

Цель игры:

1. Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах.

2. Закрепить представление детей о свете.

Материал: цветные картонные кружки (желтые, зеленые, красные), макет светофора.
                                                     Ход игры

Ведущий раздает детям кружки желтого, зеленого, красного цвета. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.

Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК

 Цель игры:

1. Учить детей различать дорожные знаки.

2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

         Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

Ход игры

Первый вариант

Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых есть знак этой группы.

Второй вариант

Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.

Третий вариант

Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их, затем каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

УЛИЦА ГОРОДА

Цель игры:

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

Материал: макет улицы, деревья, автомобили, куклы-пешеходы, светофоры, дорожные знаки.

Ход игры

Ведущий рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои вопросы и ответы дети сопровождают показом на макете.

Вопросы к детям:

  • Какие дома на нашей улице?
  • Какое движение на нашей улице - одностороннее или двухстороннее?
  • Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить машины
  • Что такое перекресток? Где и как нужно его переходить?
  • Что обозначает пешеходный переход?
  • Как регулируется движение на улице?
  • Какие сигналы светофора вы знаете?
  • Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
  • Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают?
  • Как надо вести себя в автобусе?
  • Можно ли играть на улице?

Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает тот, кто справился с ролью водителя и пешехода.

ПОСТАВЬ ДОРОЖНЫЙ ЗНАК

Цель игры:

1. Учить детей различать следующие дорожные знаки: «Железнодорожный переезд», «Дети», «Пешеходный переход», «Дикие животные» (предупреждающие); «Въезд запрещен», «Проход закрыт», «Движение на велосипедах запрещено» (запрещающие); «Прямо», «Направо», «Налево», «Круговое движение», «Пешеходная дорожка (предписывающие); «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Автозаправочная станция», «Пункт технического обслуживания автомобилей» (информационно-указательные); «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Телефон», «Пункт питания», «Место отдыха», «Пост ГИБДД» (знаки сервиса).

2. Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.

Материал: дорожные знаки, игровое поле с изображением дорог, пешеходных переходов, железнодорожного переезда, административных и жилых домов, автостоянки, перекрестки.

Ход игры

Детям предлагается:

1. Рассмотреть игровое поле и то, что на нем изображено.

2. Расставить нужные дорожные знаки. Например, у школы - знак «Дети», у кафе - «Пункт питания», на перекрестке - «Пешеходный переход».

Выигрывает тот, кто за определенное время успеет расставить все знаки правильно и быстро.

ДОРОЖНОЕ ЛОТО

Цель игры:

Закрепить знание дорожных знаков. Упражнять детей в умении обобщать, классифицировать их на предупреждающие, запрещающие и знаки сервиса.

Ход игры

Играть могут от 2 до 4 человек. Каждому раздается большая карта. Играющие по очереди бросают кубик. Если выпавший цвет кубика и карты совпадают, то из мешочка такого же цвета берется одна круглая фишка. Если изображенный на ней знак есть на большой карте, то она ставится на место, если нет- то пропускается ход. Выигрывает тот, кто первым закроет все большие карты.

НАРИСУЙ ПО ШАБЛОНУ

Цель игры:

Закрепление знаний дорожных знаков, развитие логического мышления, внимания, мелкой моторики.

Ход игры

Нарисовать дорожный знак. Подбираются необходимые шаблоны, планируется порядок выполнения работы. Шаблоны обводятся простым карандашом, получившийся дорожный знак раскрашивается цветными карандашами.

ЗАПОМНИ ПРАВИЛА

Цель игры:

 Закрепить знание правил дорожного движения. Учить соотносить действие, событие с его изображением на картинке. Учить составлять предложения.

Ход игры

Первый вариант: Воспитатель читает правило на карточке, а дети находят соответствующее изображение на картинке и объясняют свой выбор.

Второй вариант: Дети смотрят на картинку и формулируют соответствующее правило дорожного движения.

КТО ПЕРВЫЙ УГАДАЕТ?

Цель игры:

         Закрепление знаний дорожных знаков, развитие логики, внимания.

Ход игры

Игра состоит из больших карт с изображением дорожных знаков и маленьких карточек двух цветов по 9 штук с изображением цифр от 1 до 9. Воспитатель закрывает изображение двух дорожных знаков маленькими карточками одинакового цвета. Играют  2 человека или  2 команды. Определяется очередность хода. Игрок вращает волчок. Выпавшая на секторе волчка цифра показывает, какую цветную карточку можно открыть. Кто первый угадает, какой дорожный знак спрятан под цветными карточками – тот выигрывает. Повторное выпадение сектора с цифрой или неправильный ответ обозначают пропуск хода.

РАМОЧКА

Цель игры:

 Развитие логического мышления, памяти, внимания. Закрепление знаний дорожных знаков.

Ход игры

         По заданию воспитателя ребенок должен собрать дорожный знак в рамочке, последовательно накладывая друг на друга прозрачные пластины до получения нужного изображения.

СИЛУЭТ

Цель игры:

 Закрепить знание составных частей грузового и легкового автомобиля. Развивать понимание отношений « целое и его части». Развивать творческое воображение.

Ход игры

С помощью геометрических фигур одного цвета – квадраты, круги, прямоугольники, треугольники ребенок составляет силуэт автомобиля.

Усложненный вариант: Можно предложить ребенку аккуратно обвести получившийся силуэт и дорисовать его деталями: окна, фары, бампер и т.д.

«ДА»  ИЛИ  «НЕТ»?

Цель игры:

 Закреплять  знание правил дорожного движения, развивать быстроту реакции – правильно и быстро отвечать на вопросы.

Ход игры

 Воспитатель достает карточки и зачитывает вопрос. Отвечать нужно быстро и только «да» или «нет». Думать можно не более 5 сек.

Усложненный вариант: Игру можно проводить в виде соревнования на время.

НУЖНО – НЕЛЬЗЯ

Цель игры:

         Закрепление знания правил поведения на улице. Развивать умение отвечать полным предложением.

Ход игры

         Соревнуются две команды. Одна называет правила поведения на улице начиная предложение со слова «нужно…», а вторая – со слова «нельзя…». Побеждает та команда, которая больше назовет правил.

В ЗНАКЕ ОШИБКА

Цель игры:

 Закрепление  знаний дорожных знаков. Развитие внимания и умения правильно использовать объяснительную и доказательную речь.

Ход игры

         Ребенку предлагается рассмотреть картинку и угадать, какой дорожный знак хотел нарисовать художник и объяснить в чем он ошибся.

К ФИНИШУ

Цель игры:

 Закрепить умение ориентироваться на плоскости. Упражнять детей в назывании и определении направлений «вперед», «назад», «влево», «вправо».

Ход игры

         По очереди дети берут из мешочка карточки и в соответствии с их указаниями переставляют свои машинки от старта к финишу. Первый на финише - победитель.

ПОСТАВЬ МАШИНУ НА СТОЯНКУ

Цель игры:

 Закрепить знание дорожных знаков. Развивать логическое мышление.

Ход игры

Необходимо поставить автомобиль на место стоянки, обозначенное соответствующим знаком. Перед вами 8 дорог. На каждой из них имеется дорожный знак, каким-либо образом запрещающий или исключающий движение на легковом автомобиле. Только одна дорога  ведет к месту стоянки. Найди ее.

ЛАБИРИНТ

Цель игры:

 Закрепление знаний сигналов светофора. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Ход игры

Помогите мышонку найти дорогу домой, не нарушая правил дорожного движения. Идти можно только на зеленый сигнал светофора.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ЗНАКИ?

Цель игры:

         Закрепить знание дорожных знаков и их назначение. Развивать связную речь.

Ход игры

         Воспитатель читает название знака на большой карте. Дети находят соответствующее изображение на маленькой карточке, показывают ее и рассказывают, как называется и для чего необходим дорожный знак.

Усложненный вариант: Игру можно проводить в форме лото.

РАССТАВЬ ЗНАКИ

Цель игры:

 Закрепить знание дорожных знаков, развивать у детей связную речь.

Ход игры

На игровом поле дорожные знаки нужно расставить по своим местам (на белые кружочки) с помощью определенных подсказок и объяснить, почему именно там они необходимы.

ПЕРЕКРЕСТОК

Цель игры:

 Закрепить знание правил дорожного движения. Воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, дисциплинированности.

Ход игры

         Перед началом игры дети делятся на пешеходов и автотранспорт. Всем раздаются атрибуты куклы, коляски – пешеходам, рули и нагрудники транспорту. Ведущий- регулировщик управляет движением с помощью светофора и жезла. При нарушении правил раздается свисток, и нарушителя штрафуют.

УГАДАЙ, КАКОЙ ЗНАК

Цель игры:

         Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знание правил дорожного движения. Учить составлять описательный рассказ.

Ход игры

Первый вариант. Ведущий называет знак. Дети находят, показывают его и рассказывают, что он обозначает.

Второй (усложненный) вариант: Играющим раздаются знаки – карточки. Дети рассматривают каждый свой, никому не показывая. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, описывая его внешний вид, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.

РАСКРАСЬ И РАССКАЖИ

Цель игры:

 Закреплять знание дорожных знаков, их деление на группы. Совершенствовать графические навыки.

Ход игры

 Дети выбирают заготовки с изображением дорожного знака, раскрашивают его и составляют о нем рассказ: как называется, как выглядит, для чего предназначен.

ЖИВЫЕ КАРТИНКИ

Цель игры:

1. Закрепить знание правил дорожного движения.

2. Упражнять в составлении предложений с использованием глаголов движения и предлогов «по», «в», «через», «из».

3. Развивать мелкую моторику.

Ход игры

Детям показывается карточка с определенным действием. Кто правильно придумывает предложение, получает эту карточку и демонстрирует всем действия на ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему:"Обучение дошкольников правилам дорожного движения,посредством дидактической игры"

Условия становление опыта,входящая диагностика и результат,диапозон опыта,содержание работы....

Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения посредством продуктивной деятельности.

Существующие правила дорожного движения написаны "взрослым" языком и зачастую непонятным для детей. Поэтому задача  воспитателя - донести до ребенка эти правила доступным для него языком и лучше ...

Доклад на тему: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством интеграции творческой и игровой деятельности».

В условиях развития современного общества проблема предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма приобретает доминирующее значение. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важн...

Мастер-класс по теме: "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач))".

Предложить игры ТРИЗ для обучения детей правилам дорожного движения, с целью формирования  у детей навыков осознанного безопасного поведения на дорогах....

Мастер-класс для родителей «Обучение дошкольников английскому языку»

Мастер-класс для родителей «Обучение дошкольников английскому языку»...

Проект "Обучение детей младшей группы правилам дорожного движения, посредством технологии игрового обучения"

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте использовалась инновационная технология игрового обучения, а также применя...

Семинар-практикум "Обучение дошкольников правилам дорожного движения посредством использования технологии ТРИЗ"

С развитием техники в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой является ребёнок, так как у детей дошкольного возраста отсутств...