Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому и познавательному развитию Тема: «Бабочки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Романова Екатерина Леонидовна

 

Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Бабочки»

Цель: формирование целостной картины мира живой природы, расширить и закрепить знания детей о бабочках, умение видеть признаки различия, сходства и выражать их в речи.

Задачи:

  • Познакомить детей с разнообразием видов бабочек, с их особенностями, внешнем виде, образе жизни.
  • Развивать интерес к жизни насекомых.
  • Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к миру природы.
  • Познакомить детей с нетрадиционным методом рисования (монотипия).
  • Развивать коммуникативные навыки детей, воображение, внимание, мышлений.

Словарная работа: уточнить и закрепить значение имен:

Существительных: лечинка, гусеница, бабочка, монотипия.

Глаголов: прилетела, опылять, перелетать.

Прилагательных: красивая, необычная, яркая, пестрая, разноцветная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, музыка, художественно- творческая деятельность, музыка, физическая культура.

Материалы: иллюстрации с изображением бабочек, вырезанные из бумаги бабочки, гуашь, кисточки, банки с водой, салфетки. Мультимедийный фильм сделанный в программе «PowerPoint», музыкальные фрагменты.

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, оформленная выставка «Цветы на полянке».

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений про мир насекомых.
  • Разучивание стихов о бабочках.
  • Беседа о насекомых.
  • Заучивание загадок.
  • Рассматривание фотографий. Картинок с изображением различных насекомых.
  • Проведение дидактических игр,упражнений.

Ход совместной деятельности.

I Организационная часть.

Сегодня мы продолжим знакомиться с удивительным миром насекомых. Попробуйте отгадать загадку, и тогда вы узнаете о каких именно насекомых будет идти речь.

Загадка про бабочку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Ответы детей.

Воспитатель:

Правильно, это бабочка. Бабочки бывают разными и сейчас мы в этом убедимся.

Слайд№1

II. Основная часть.

Воспитатель:

Давайте с вами вспомним, как появляются бабочки.

(беседа с показом слайдов)

Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Весна. Май»

Превращение имеет 4 цикла:

- яйцо,

- личинка,

- куколка,

- бабочка.

Весной, как только пригреет солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Бабочки одни из них. Первой просыпается крапивница — яркая, пёстрая бабочка. Крылышки у нее ярко-оранжевые с черными и желтыми пятнышками (слайд№). А вы знаете почему крапивницу так называют? Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву. Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница (слайд№). Как вы думаете, почему ее так назвали? У этой бабочки крылышки желтого цвета, как лимон, поэтому ее так и назвали. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!

Бабочка, которая в середине лета порхает над капустными грядками, называется капустница (слайд№).

Физкультминутка.

«Бабочка» 
(Дети
 выполняют движения в соответствии с текстом).

Утром бабочка проснулась, 

Улыбнулась, потянулась. 

Раз - росой она умылась, 

Два - изящно покружилась, 

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела. 

Ты летай, как бабочка, 

Крылышками помаши, 

Бабочка-порхалочка, 

Ты ко мне спеши!

Воспитатель читает стихотворение :

«Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем –

Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья.

Дышать хочу?

Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Автор: А. А. Фет

- Ребята, а как вы думаете: бабочки полезные или вредные? Для чего они вообще нужны?

Ответы детей.

Воспитатель:

На самом деле бабочки могут быть и полезными и вредными. Когда бабочки перелетают с цветка на цветок, они на лапках переносят пыльцу и от этого растение лучше растет и дает больше урожая. Этим они приносят пользу. А вред приносят не сами бабочки, а их гусеницы, которые могут поедать листья, цветы и даже плоды растения.

Но люди всегда любовались и восхищались красотой бабочек.

Дидактическая игра: «Насекомые», «Ассоциации» (Цель: развивать ассоциативное мышление, воображение).

Звучит музыка: П.А.Чайковского «Зима».

Воспитатель:

Посмотрите на столы, какие бабочки к нам сегодня прилетели (вырезанные из белой бумаги бабочки). Они очень огорчены своим внешним видом.

Как вы думаете почему?

Ответы детей

Воспитатель:

Правильно, дети. Бабочки печальны, из-за того, что у них нет ярких, красивых нарядов. Давайте им поможем? Что для этого надо сделать?

Ответы детей.

Воспитатель:

 Перед тем, как нам приступить к работе предлагаю еще раз посмотреть, какие бывают бабочки, какие у них красивые крылышки.

 Слайд№

Физкультминутка.

«Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся 

(сидят на корточках, встают), 

Больше спать не захотел. 

Шевельнулся, потянулся 

(повороты влево, вправо, потянуться), 

Взвился вверх и полетел 

(плавное движение рук в стороны). 

Солнце утром лишь проснется, 

Бабочка кружит и вьется 

(кружатся на месте)

(воспитатель показывает  детям последовательность работы).

1 способ: кистью с краской мы поставим на крыльях с одной стороны бабочки разноцветные кляксы. Затем аккуратно сложим крылышки и придавим ладошкой. Эта техника называется «Монотипия».

(Объяснение сопровождается показом)

2 способ: нанесём сначала на одно крыло краску, например, красно цвета. Затем, пока краска не высохла, вольём в неё краску жёлтого цвета, затем зелёного и т. д. Этот приём называется «Вливание». Краски должны влиться друг в друга и перемешаться. Для этого нужно брать немного больше, чем необходимо воды и краски на кисть. Не забываем, что после каждой краски нужно промывать кисточку.  Поочерёдно разукрашиваем все крылья, помня о правиле симметрии.

(Объяснение сопровождается показом)

3 способ: распишем крылья бабочки узорами, используя разнообразные элементы- геометрические фигуры, растительные (завитки, травка и т. д.). Рисуем кайму по контуру крыльев концом кисти, при этом кисточку держим тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Расписываем крылья, начиная с центра.

(Объяснение сопровождается показом)

Физкультминутка для глаз

Звучит музыка Э.Грига «Бабочка»

Бабочка.

Закройте глаза. Представьте, что вы на зелёном лугу, вокруг красивые, яркие цветы:

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Текущий инструктаж.

Воспитатель:

- Ребята, прежде, чем начнём рисовать, давайте вспомним о правилах работы с кистью и красками.

1. Кисточкой не размахиваем, чтобы не испачкать рядом сидящего.

2. Краски смешивать на палитре.

3. По окончании работы кисти следует хорошо обмыть, вытереть и поставить в стакан ворсом вверх для сохранения структуры ворса.

4. После работы палитру, баночку и кисти хорошо промываем и вытираем сухой салфеткой

Рисование.

Воспитатель:

-  Ребята, давайте рассмотрим из каких частей состоит бабочка?

Дети: - Крылья, туловище, голова.

1. На силуэте в центре бабочки рисуем туловище, состоящее из двух овалов (большого и малого).

2. Выбираем один из понравившихся способов росписи крыльев бабочки и приступаем к работе.

Играет лёгкая красивая музыка «Звуки леса».

Воспитатель помогает детям в процессе работы наводящими вопросами, советами, показом тем, кто в этом нуждается, приёмам изображения).

III. Итог совместной деятельности.

Воспитатель:

Посмотрите какие чудесные бабочки у вас получились. Возьмите их в руки, и они полетят на нашу чудесную поляну. Выберите своей бабочке цветок и посадите ее. Какая чудесная полянка у нас получилась!

Дети смотрят на своих бабочек и делятся своими впечатлениями.

Используемая литература:

Величко Юлия «Какие бывают виды бабочек», www.topauthor.ru – рубрика «Окружающий мир»

Ю.В.Линник «Этюды о бабочках», Человек и природа, 2009,№11

Интернет-сайты: maam.ru, ped-kopilka.ru, vokrugsveta.ru, semya-rastet.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Книжкина неделя»

Цель:  Приобщение детей к книжной культуре, повышение интереса к стремлению получать знания через книгу.      Образовательная задача:   Сформировать у детей понимани...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Путешествие в страну здоровья»

Цель:  Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника.   Образовательная задача:Формировать при...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Поликультурное воспитание. Тема: «Япония»

Цель и задачи: Ознакомление с культурой и традициями Японии, дать представление о народном творчестве, танцах, музыке, особенностях национального костюма, роспись веера веткой цветущей сакуры.Познаком...

Конспект интегрированной непрерывно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию (аппликация с элементами рисования) «Жители крайнего Севера»

Беседа о жизни людей на Крайнем Севере. Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства народов Севера.- знакомство детей с обра...