Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Беседа с Каркушей о птицах"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Зарубина Юлия Сергеевна

Данный конспект предназначен для провежения занятия по ознакомлению с окружающтим миром и развитию речи во второй младшей группе. Занятие содержит сюрпризный момент, игровую ситуацию, художественное слово (загадки о птицах), а также, разумеется, содержательную беседу по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opublikovat.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

«Беседа с Каркушей о птицах»,

II младшая группа

Программное содержание:

1. Учить образовывать единственное и множественное число существительных.

2. Способствовать обогащению и уточнению представлений о природе, закрепить характерные признаки весны.

3. Продолжать расширять и активизировать словарный запас прилагательных у детей.

4. Закрепить названия птиц (кукушка, ласточка) об их жизни в весенний период.

5. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.

6. Развивать речь детей, добиваться полных ответов.

7. Воспитывать чувство любви к родной природе.

8. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

9. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей следующие слова: кукушка, ласточка, перелётные, журчат, яркое, ясная, сосульки.

Структура занятия и методические приёмы по структуре:

1. Начало занятия: продолжительность 1,5 - 2 мин.

Методы:

- указания

- вопросы

2. Основная часть: продолжительность 10 - 12 мин

Методы и приёмы:

- сюрпризный момент;

- вопросы к детям;

- художественное слово;

- имитация;

- игровой приём;

- повторение.

3. Конец занятия: продолжительность 2 - 3 мин.

Методы и приёмы:

- анализ;

- педагогическая оценка;

- поощрение

Предшествующая работа воспитателя: Наблюдали за птицами, за погодой  во время прогулок, загадывала загадки, рассматривали дидактический материал, книжные иллюстрации.

Материал к занятию: Маска Каркуши, коробочка, иллюстрации признаков весны, аудиозапись «Звуки и голоса природы", наклеенные на картон изображения ласточки и кукушки, конфеты.

Последовательный ход занятия:

– Здравствуйте, ребята! Сели красиво, спинки держим прямо, ноги ставим вместе, ручки на коленки, глазки на меня. Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

- Да, верно. А сейчас, ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла...

- Правильно, весна. А какая погода весной?

Дети: теплая, ясная.

- Настя, повтори: «Весной погода тёплая и ясная». А что делают весной ручьи?

Дети: Текут, журчат.

- Глеб, повтори: «Весной ручьи текут, журчат». А солнце весной какое?

Дети: яркое, тёплое.

- Данил, скажи, что «весной солнце яркое и тёплое». Сосульки весной что делают?

Дети:  Капают.

- Повторим все вместе: «Сосульки весной капают». Травка весной какая вырастает?

Дети: Зелёная, красивая.

- Повторяем за мной: «Весной вырастает зелёная травка»

А снег весной что делает?

Дети: Тает. Рафаэль, повтори: «Весной снег тает». Молодцы, ребята. А что ещё можно сказать про весну?

Дети: Стало теплее, птицы прилетели.

- Да, всё верно вы сказали. Ой, ребята, кто-то стучится в дверь. Я пойду посмотрю – кто там. (За дверью надеваю маску Каркуши)

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Дети: Да.

- А кто я?

Дети: Каркуша.

- Да, меня зовут Каркушей. Летела мимо вашего детского сада и  случайно услышала, как вы здесь о весне, о птицах беседуете. И подумала, какие же эти ребятки наблюдательные. Все вокруг видят, все вокруг подмечают, что весной на улице происходит. А вот умеют ли они весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну крыльями, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали. (Звучит музыкальная запись "Звуки и голоса природы": шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц).

- Ребята, что же вы услышали?

Дети: шелест листочков, журчание ручейков, пение птичек.

- Ребята, а у меня для вас есть еще один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда внимательно слушайте.

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка)

-Верно, это ласточка (показываю изображение ласточки). Давайте дружно повторим: «ЛАСТОЧКА». Кто знает, где живёт ласточка?

Настя: Ласточка живёт в городе.

- А она там живёт? Нет, не одна. Она живёт с многочисленными подружками. Поэтому мы скажем – не ласточка, а ЛАСТОЧКИ  или много ЛАСТОЧЕК. ( Дети повторяют)

- Какого цвета голова у ласточки?

Дети: Голова у ласточки чёрного цвета.

- Хорошо, посмотрите, на её тело. Какое цвета грудка?

Дети: Белого цвета.

- А тело какое?

Дети: У ласточки длинное тело.

- А какие у неё крылья?

Дети: Большие, широкие, сильные.

- Как вы думаете, чем питается ласточка?

Дети: Насекомыми.

- А кто такие насекомые?

Дети: Жучки, мухи мошки

- Правильно ребята, молодцы. А теперь мы встанем и немножко отдохнём:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

- Молодцы, открыли глазки и сели. У меня в шкатулке есть ещё одна птичка:

        

Не ворона, не синица

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку

Раздалось вокруг "ку-ку" (кукушка).

- О ком эта загадка?

Дети: О кукушке.

- Да, эта птичка зовётся кукушкой (показываю изображение кукушки). Давайте повторим: «КУКУШКА».  Одна – кукушка, а несколько -…

Дети: КУКУШКИ.

- Правильно, все вместе проговорим: «КУКУШКИ». Давайте посмотрим, какое тело у этой птички?

Дети:  У кукушки тело вытянутое.

- А хвост какой, Тамерлан?

Тамерлан: Закруглённый

- Глеб, скажи пожалуйста, какие лапки у кукушки?

Глеб: Маленькие, короткие.

- Настя, как ты думаешь, где живёт кукушка?

Настя: Кукушка живёт в лесу.

- Верно, а как поёт кукушка?

Дети: Ку-ку-ку

- Правильно, а теперь все вместе споём песенку кукушки: «Ку-ку-ку». Молодцы, а чем питается кукушка?

Дети: Кукушка кушает червячков, жучков.

- Верно, кукушка питается червяками и жуками, а ласточка жучками, мошками. Какие вы молодцы! Все загадки отгадали правильно, про птичек мне рассказали. Ребята, а каких ещё птиц вы знаете?

Дети: Синица, грач, скворец, воробей.

- Молодцы. Кстати, хорошо, что вспомнили воробья. Давайте представим себя маленькими воробушками. Все представили? Замечательно, итак, попрыгаем  на двух ногах, махая руками:

Скок поскок (прыгаем на двух ногах)

Скок поскок.

Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей

Чив, Чив, чив

Киньте крошек воробью

Я вам песенку спою

Чик-чирик!

Вдруг собачка прибежала,

Воробушек распугала (разбежались в разные стороны взмахивая руками)

- Да, весело мне с вами. Но зимой мне очень скучно, не с кем поиграть. Я даже поссорилась с некоторыми подружками-птичками, потому что до сих пор не пойму: почему они каждый год улетают на юг, покидая свой родной край? Я ведь никуда не улетаю! Как вы думаете, ребята?

Юра: Наступает зима

Рената: Выпадает снег

Булат: Становится холодно

Илья: Жучки, червячки прячутся

Глеб: Птичкам нечего кушать

- Спасибо вам, ребята, теперь я поняла, почему мои подружки-птицы улетают в теплые края, а я остаюсь, ведь я кушаю все, что мне попадется. Именно поэтому их называют перелётными птицами. Ребята, давайте дружно повторим: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ». Знаете, а я ведь к вам не с пустыми лапками заглянула. У меня есть гостинцы. Сейчас я за ними схожу. Надеюсь, вам они понравятся. (За дверью снимаю маску Каркуши)

- Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? Кто сегодня заглянул к нам в гости?

Дети: Каркуша

- О чём вы с ней говорили?

Дети: О птицах.

- О каких птицах вы говорили?

Дети: О ласточке, кукушке.

- А ещё о чём вы говорили?

Дети: О весне.

- А что ещё делали на занятии?

Дети: Играли в воробьёв.

- Молодцы, ребята. Вам понравилось занятие?  Мне понравилось, как вы сидели на занятии, правильно отвечали на мои вопросы и на вопросы Каркуши. Она тоже осталась вами очень довольна, сказала, что никогда не видела таких умненьких и наблюдательных деток,  и, как и обещала, оставила нам гостинцы. Спасибо за занятие, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития на тему: «Овощи».

Конспект занятия учителя - дефектолога по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики детей средней группы с задержкой психического развития....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Зимующие птицы. Сорока"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  и развитию речи  на тему: "Зимующие птицы. Сорока"...

Конспект занятия по Ознакомлению с окружающим миром на тему «Знакомство с декоративны ми птицами» (На примере попугая)

Занятие побуждает детей заводить домашних питомцев и ухаживать за ними, что способствует их нравственному развитию....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей 5-6 лет с задержкой психического развития "Фрукты"

Конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (для детей 5-6 лет с ЗПР)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Перелетные и зимующие птицы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пришла весна-прилетели птицы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пришла весна-прилетели птицы»...