Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по формированию целостной картины мира "Наша Родина".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Пигорева Ольга Алексеевна

Конспект представлен по направлению познавательное и речевое развитие. Детям даётся представление о большой и малой родине, о государственных символах России, о природе родного края. Воспитывается  уважение к героическому прошлому своего народа. Совершенствуется умение выразительно читать стихотворения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект НОД  в старшей группе по формированию целостной картины мира.

Тема:  « Наша Родина ».

Цель: дать представление детям о большой и малой родине.

 Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания о стране и городе, в котором живём, о государственных символах России и города Курска;
  • познакомить детей с подвигом русских солдат в  ВОВ на курской земле;
  • расширять представления детей о природе родного края;
  • познакомить детей с достопримечательностями  родного города;

Развивающие:

  • развивать память, внимание, фразовую речь, активизировать словарь;
  • развивать эмоции и артистизм.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свой город, за свою страну;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
  • формировать культуру общения.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о России, о городе Курске; слушание гимна России; рассматривание границ России  на глобусе; чтение пословиц и поговорок о родной стране.

Методы и приёмы: показ, рассматривание, объяснения, вопросы, беседа, художественное слово, просмотр презентации.

Материал  и оборудование: глобус, флаг, герб России и Курска, слайды  по теме, компьютер, экран, мультимедиа-проектор.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети заходят в зал, где глобус, карта Курской области, флаг и герб  России и Курска, экран для просмотра презентации.

Воспитатель — Ребята, скажите  на какой  планете мы живём?

Дети — На планете Земля.  (слайд 1)

Воспитатель — В какой стране мы живём? Где находится наша страна? Покажите на глобусе.

(Ответы детей.)

Воспитатель:- Правильно, мы живём в России. Наша большая  Родина — Россия. Кто мы с вами?

Дети :- Россияне.

Воспитатель:- Ребята, какие вы ещё знаете страны?

(Ответы детей.) У каждой страны есть главный город - столица. А как называется столица нашей Родины.

Дети:- Москва. (слайд 2)

Воспитатель:- Велика наша Родина! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. (слайд 3)

 Сейчас ребята прочитают стихотворение С. Васильева.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия!

     

Россия....как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

 

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

 

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь!

Воспитатель:-  Как вы думаете, что такое Родина?

( Ответы детей.)

Воспитатель:- Родина - значит родная, как мать и отец. Родина-место, где мы родились, страна в которой мы живём. Родина у каждого человека  одна. У каждого из нас есть и своя малая родина-тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители, где находится наш родной дом. Ребята, как называется город, в котором мы живём?

Дети:- Город  Курск. (слайд 5)

Воспитатель:- Правильно, мы с вами живём в Курске, значит мы кто?

Дети:- Мы куряне.

Воспитатель:- Для нас город Курск - наша малая Родина. Послушайте стихотворение «Малая Родина».

  Малая Родина-

Островок земли.

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.

Ласковая малая

Родина моя!

Воспитатель: Какие вы знаете пословицы о  Родине?

Дети: «Человек без Родины, что соловей без песни?»

«На чужой стороне и весна не красна».

«Где родился там и сгодился».

«Одна у человека мать – одна и Родина».

Воспитатель:- У каждой страны и у каждой области есть свой флаг и свой герб. Мы с вами говорили о флаге и о гербе России и Курской области. Давайте вспомним, как выглядит современный российский флаг.

Дети:- Он состоит из трёх полосок : белой, синей, красной. ( слайд 6)

Воспитатель:- Верно! Это отвечает народным представлениям о мире. В древности море называли синим, свет - белым, а слово «красный» употребляли в значении «красивый».

А кто помнит, как выглядит флаг Курской области?
Дети:- Флаг Курской области состоит из четырёх полосок: красной, чёрной, серебряной и золотой. (слайд 7)

Воспитатель:- Правильно, запомните наш флаг. У каждой страны есть ещё один символ-это герб. Кто расскажет, как выглядит герб нашей страны?

Дети:- Это двуглавый орёл-золотой на красном фоне. Орёл-это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг. В лапах орла символы власти - скипетр и держава.

Воспитатель:- Правильно, скипетр в современном понимании - знак государственности. Держава - украшенный шар, знак законности и права. На груди орла расположен красный щит, на нём серебряный всадник, поражающий копьём дракона. Всадник-знак неустрашимости, торжества добра над злом, истины над ложью. Ребята, а как выглядит герб курской области?

Дети:- На гербе изображены три куропатки  и  дубовые листья - как символы могущества, прочности, борьбы и победы.

Воспитатель:- Молодцы, ребята. Я уверенна, что вы запомните флаг и герб нашего родного курского края. Наша курская  земля славится соловьями. Мы сейчас отправимся с вами в лес.

Физкультминутка « В лесу»:

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут - покажем:

Крылья сложили назад.

Воспитатель:- Сейчас я предлагаю вам послушать соловьиное пение. (слайд 8)

Дети читают стихотворение «Родная сторонушка».

Выйду я на зорьке

Слушать соловья.

Рощицы, пригорки,
Вдалеке - поля.

 

Над родной сторонушкой
Солнце поднимается
И поёт соловушка,
Свищет, заливается.

 

Трели соловьиные
Понимаю я:

Славит он родимые
Рощи и поля.

Зорька ленту узкую
Бросит над рекой,
Славит землю русскую
Голос золотой.

Воспитатель:- Ребята, а сейчас мы с вами полюбуемся красотой нашего родного города Курска. Отгадайте загадку:

ЗДЕСЬ ЖОНГЛЁРЫ ВЫСТУПАЮТ,

КНИЖКИ КОШЕЧКИ ЧИТАЮТ.

КЛОУН ВСЕХ НАС РАССМЕШИТ.

ПО АРЕНЕ ТИГР БЕЖИТ. (цирк)

 (слайд 9)

Воспитатель:- Правильно, это цирк. Вам нравится ходить в цирк? (Ответы детей.)

Воспитатель:- Кто там выступает?

Дети:-  Там выступают акробаты, фокусники, клоуны, жонглёры, дрессированные животные.

ИГРА « ЦИРК» (слайд 10)

ВЫСТУПАЮТ: СИЛАЧ С ГИРЯМИ, КЛОУН И ЗМЕЯ, ВОЗДУШНЫЕ АКРОБАТЫ, АКРОБАТЫ НА БАТУТЕ. (ДЕТИ ИЗОБРАЖАЮТ С ПОМОЩЬЮ ДВИЖЕНИЙ И МИМИКИ)

Воспитатель: - Интересные представления можно увидеть не только в цирке. В нашем городе есть и театры. Самый красивый из них драматический. (слайд 11) Ребята,  расскажите,  что вам больше всего понравилось в театре. ( Ответы детей.)

Воспитатель:- В нашем городе много музеев и один из них Краеведческий. (слайд 12)  В музее бывают разные выставки. Ребята, кто посещал выставки в Краеведческом музее, что вам понравилось больше всего. ( Ответы детей.)

Воспитатель: - Какой красивый наш город! (слайд 13)

 Послушайте замечательное стихотворение

КУРСК

Старинный город, наш зелёный Курск!
Ты на плечах несёшь тысячелетье,
Давно, давно живёшь на белом свете,
Качается лесов твоих пурпур.

Да, осенью и Сейм течёт спокойно
И отдыхают влажные сады.

А сколько видели? Какие злые войны
Какое помнят зарево войны.

Воспитатель:-  Много горя повидала наша курская земля. Во время Великой Отечественной войны на нашей земле была знаменитая битва, которая повернула ход военных действий. Как называлась эта битва? ( Ответы детей.)

Дети:- Курская битва.

Воспитатель:- В исторической битве на Курской дуге, которая длилась почти два месяца, участвовало с обеих сторон свыше четырёх миллионов человек. Это было страшное танковое сражение, в котором наши русские солдаты доказали, что они сильней и разгромили гитлеровские войска. А победили русские солдаты, потому что  они очень любили свою родную землю и не хотели её отдавать врагу. (слайд 14)

 Ребята, послушайте замечательное стихотворение «Память»

Он был солдатом Курской битвы,
Какой уж мирный год идёт,
А всё порой острее бритвы
По сердцу память полоснёт.

Как будто он с друзьями снова
Идёт в атаку на врага.

Проснётся: словно на экране
Сияет, как медаль, луна,
И медленно его сознанье
Освобождается от сна...

Теперь, как экспонаты,- знаки,
На фронтовой той полосе

Стоят орудия и танки
На пьедесталах у шоссе-

Чтоб помнили мы все, живые,
Что мир в долгу у тех солдат,
Сердца которых по России
Огнями вечными горят.(слайд 15)

Воспитатель:- Молодцы, ребята! Мы сегодня много говорили о нашей Родине, большой - России, и о малой Родине - о городе Курске.(слайд 16)

Воспитатель: - Ребята, что мы с вами  можем сделать, чтобы наш город стал ещё красивее и лучше?

Дети:- Сажать деревья, цветы, не мусорить, не ломать постройки, учиться и гордиться своей Родиной. (слайд 17)

Воспитатель:- Для нас с вами  наш родной город Курск самый замечательный и красивый, потому что это наша Родина.(слайд 18)

Список литературы:

1.Курский край: история и современность. (учебное пособие),1993 г.

2.Шорыгина Т.А. Наша Родина-Россия. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2011.

3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.( Подготовительная группа.)-М.:» Издательство Скрипторий 2003»,2007.

4.Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать...(Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию)-М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2006.

  1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников.- М.: ЦГЛ. 2005.

6. Из истории культуры Курского края.(Часть первая) Курск-1995г.

7.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.-М.,2005.

8. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие.-Изд.2-е перераб., доп.- М.:ТЦ Сфера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира. " Хочешь есть калачи, не сиди на печи."

Закрепляются знания детей о хлебе как одном из величайших богатств земли. Расширяются представления о роли труда в жизни человека....

Проектная деятельность в старшей группе по формированию целостной картины мира. Проект "Мир удивительных птиц"

     В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно знаний о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц, недостаточно вла...

Конспект непрерывной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по формированию целостной картины мира по теме: "МОЯ СЕМЬЯ"

Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг-друга и заботятся друг о друге....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ТНР. Формирование Целостной Картины Мира Тема: «Обувь, головные уборы»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе ТНР. Формирование Целостной Картины Мира  Тема: «Обувь, головные уборы»...