конспект НОД по экологии "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Милюхина Алена Сергеевна

Программное содержание. Дать представление о перелетных и зимующих птицах. Закрепить названия птиц и знания детей о птицах. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам. Оказывать посильную помощь в трудное для них время.

Материал: звукозапись пения птиц в лесу, картинки зимующих птиц, иллюстрации с изображением стай перелетных птиц, загадки и к ним иллюстрированные отгадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ptitsy.docx108.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в средней группе по экологическому воспитанию.

Тема: «Зимующие птицы»

Программное содержание. Дать представление о перелетных и зимующих птицах. Закрепить названия птиц и знания детей о птицах. Воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам. Оказывать посильную помощь в трудное для них время.

Материал: звукозапись пения птиц в лесу, картинки зимующих птиц, иллюстрации с изображением стай перелетных птиц, загадки и к ним иллюстрированные отгадки.

Ход занятия:

Предлагаю детям  прослушать голоса птиц в лесу. Спрашиваю, что они услышали, чьи это голоса?

Ответы детей: пение птиц, птичьи голоса.

В. - Да, это поют птицы, много птиц.

-  Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы).

-  Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие).

- Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете?

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:

  1. Я весь день ловлю жуков,
    Ем букашек, червяков.
    Зимовать не улетаю,
    Под карнизом обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я бывалый...
    (воробей)
  2. Трещала с самого утра:
    Пор-ра! Пор-ра!
    А что пора? такая всем морока,
    Когда трещит...
    (сорока)
  3. Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика.
     (синица)
  4. Окраской - сероватая,
    Повадкой - вороватая,
    Крикунья хрипловатая -
    Известная персона.
    Кто она?.. 
    (ворона)
  5. Кто в беретке ярко-красной,
    В чёрной курточке атласной?
    На меня он не глядит,
    Всё стучит, стучит, стучит. 
    (дятел)
  6. Кто там прыгает, шуршит,
    Клювом шишки потрошит?
    Голоском речистым, чистым
    “Клё! Клё! Клё!” поёт со свистом.
    (клёст)
  7. Чернокрылый,
    Красногрудый
    И зимой найдет приют:
    Не боится он простуды -
    С первым снегом тут как тут! 
    (снегирь)

Физминутка «Снегири» Н. Нищева

Вот на ветках, посмотри, (хлопают в ладоши)
В красных майках снегири. (хлопают руками по бокам)
Распушили перышки. (частое потряхивание руками внизу)
Греются на солнышке. (руки подняты вверх, движение кистями рук)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Улететь хотят. (боковые взмахи руками )
- Кыш! Кыш! Улетели! (дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями)

В: А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас?

Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы? 
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: Правильно, ребята.(Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок.
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать (выставляет карточку с моделью на планшет) 

http://100-bal.ru/pars_docs/refs/54/53373/53373_html_m58620dd4.png
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим:
http://100-bal.ru/pars_docs/refs/54/53373/53373_html_2dfe5fd6.png
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим:
http://100-bal.ru/pars_docs/refs/54/53373/53373_html_m6b1d4bc4.png
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим:
http://100-bal.ru/pars_docs/refs/54/53373/53373_html_m5550ff7c.png
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить?
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов

Восп-ль. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовет птиц»

Восп-ль. Молодцы ребята. О чем же мы говорили? О каких птицах? Почему их так называют? Какую помощь оказывает человек зимующим птицам? Как? Зачем? Почему?

Узнали о том, что есть перелетные птицы, и есть зимующие птицы. И что без нас им очень трудно приходится. Мы должны заботиться о них, подкармливать. Зато весной они отложат яйца в гнезда, выведут птенцов, и будут всех нас радовать веселым щебетанием и пением.

 Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы,
И чтоб они жили по – прежнему с нами
Мы будем кормить их, конечно же, сами.
Воспитатель: Помните, ребята! Птицы наши друзья! Берегите их. Особенно зимой, когда им особенно тяжело. (звучит фонограмма «Песни птиц»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности . " ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ".

Если постоянно подкармливать зимующих птиц и тем самым помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из-под снега, то можно сохранить их численность...

Конспект занятия :"Самовар-жар птица"

Знакомство с предметами быта в старину, историей возникновения самовара.Чаепитие из самовара....

Конспект на тему «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы» 4-ая неделя октября 2 занятие.

Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

Конспект на тему " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы" 4-ая неделя октября 1 занятие.

Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

Конспект на тему " Перелетные птицы. Водоплавающие птицы" 4-ая неделя октября 2 занятие.

Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

Конспект на тему «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы» 4-ая неделя октября 1 занятие.

Конспект подгрупповых логопедических занятий в подготовительной  к школе группе детского сада для детей с ОНР Н.В.Нищева...

Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы. Домашние птицы»

ПЕРЕЛЕТНЫЕ   ПТИЦЫ.   ДОМАШНИЕ   ПТИЦЫ.Цель: Познакомить   детей   с  перелетными  птицами,   уточнить   названия...