Особенности проведения интегрированных занятий в специализированном Доме ребенка.
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

Белогорцева Татьяна Николаевна

Технологии обучения и воспитания детей в специализированных Домах ребенка занимают особое место в педагогической науке. Не секрет, что большинство воспитанников  имеют в той или иной степени задержки в нервно-психическом развитии. Главной задачей всего коллектива Дома ребенка является медицинская и педагогическая реабилитация малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности проведения интегрированных занятий в специализированном Доме ребенка.

Технологии обучения и воспитания детей в специализированных Домах ребенка занимают особое место в педагогической науке. Не секрет, что большинство воспитанников  имеют в той или иной степени задержки в нервно-психическом развитии. Главной задачей всего коллектива Дома ребенка является медицинская и педагогическая реабилитация малышей.

     Шагая в ногу со временем, опираясь на Федеральные Государственные Требования к дошкольному образованию, наш педагогический коллектив активно использует интегрированную форму проведения занятий.

    Успешное выполнение задач реабилитации и коррекции нарушений у детей с ЗПР возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. Эту задачу позволяет решить интеграция – т.к. способствует объединению педагогического коллектива, участию в  равных долях в воспитательно-коррекционном процессе.

   Детям с ЗПР необходима частая смена и чередование деятельности.  Смена действий дает возможность расширения объема внимания. На интегрированном занятии происходит соединение знаний из разных образовательных  областей на равноправной основе, дополняя друг друга и решая несколько задач развития.

    Структура интегрированных занятий отличается четкостью, компактностью, большой информативной емкостью материала. Она должна быть такой, чтобы в одну сюжетную линию вплетались различные игровые задания и упражнения, дидактичекие  и развивающие игры, упражнения на развитие мелкой моторики, координация речи с движением, элементы мнемотехники и моделирования, загадки, стихотворения, упражнения на развитие дыхания, подвижные игры, а также специализированные компоненты музыкального и физкультурного занятий.

     Интегрированные занятия длятся от 25 до 45 минут, продолжительность зависти от возраста и увлеченности детей. Главным условием успешной организации таких занятий является оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов деятельности. Занятия необходимо проводить по подгруппам, т. к. педагог должен быть внимателен к каждому ребенку. Обычно такое занятие проводят два педагога. В нашем Доме ребенка технологии интегрированного обучения активно используются воспитателем Крючковой О.Ф и педагогом-психологом Амподистовой П.И.

Конспект интегрированного занятия отличается от обычного: само занятие разбивается на три части. В первой, вводной части, перед детьми разыгрывается ситуация, требующая поиска решений. В основной части закрепляются имеющиеся знания и представления, а так же детям дается новая информация из разных образовательных областей, при помощи которых эти решения можно найти. Заключительная часть включает в себя творческую деятельность по закреплению и запоминанию учебного материала в любой форме. Это может быть любая продуктивная деятельность.

Практика проведения интегрированных занятий в  нашем специализированном Доме ребенка показывает, что дети избегают лишней эмоциональной и физической нагрузки, сохраняется психическое и социальное здоровье малышей, занятия помогают ребятам всесторонне развиваться, высвобождается время для любимых игр.

Конспект интегрированного занятия. « В гости к Солнышку».

Ведущие: педагог-психолог Амподистова П.И., воспитатель Крючкова О.Ф.

Цель: Формирование познавательной активности детей.

Задачи:

1.Создание благоприятного психологического климата .

2.Развитие эмоциональной экспрессивности.

3.Развитие сенсорных навыков.

4.Развитие познавательного интереса к окружающему миру, природным явлениям, закрепление в ходе занятия знаний детей о признаках осени ( овощи, листья, тучки, лужи).

5.Развитие предметно-действенного  мышления.

6.Стимулирование речевой активности детей, обогащение словарного запаса.

7. Формирование умения ориентироваться в пространстве.

8.Освоение  нового художественного приема. Знакомство детей с нетрадиционной техникой изображения « Коллаж» из сухих листьев.

Методы и приемы:

1.Организационно-мотивационные (постановка цели).

2.Использование наглядных средств и  предметов социального быта.

3.Вербальные (комментирование действий, художественное слово).

4.Сенсорное воздействие (включение всех анализаторных систем: зрительное и слуховое восприятие, вкусовые и тактильные ощущения).

5.Практические (самостоятельные и совместные действия).

6.Игровые  (активизация творческого воображения  посредством игровых приемов,  сюрпризных моментов).

7.Метод обратной связи.

Предварительная работа:

1.Знакомство с окружающим миром и природными явлениями в повседневной жизни ( понятие о времени года, дары осени - овощи , грибы. Осенние явления - дождь, тучи, желтые листья, прохладная погода и пр.)

2.Чтение художественной литературы (стихи и загадки о природе и животных осенью).

3.Экскурсия в осенний парк.

4.Познавательные  игры (« С какого дерева листок?», « Третий лишний», «Что в корзинке?» и др.).

5.Беседы с детьми.

 Материалы: плоскостные декорации (куста, деревьев), декорация (грядки), «тучки» (целлофановая имитация), осенние листья (натуральные),декорации луж, картинки с овощами, натуральные овощи ( свекла, морковь, капуста), овощерезка, набор детской посуды, мольберт, клей-карандаш, ватман, декорация солнышка, музыкальное сопровождение( осенняя тематика).                                        

Ход занятия:

 Дети входят в зал. (Рис. 1)

Педагог-психолог  в костюме осени встречает детей.

Осень: (звучит музыкальное сопровождение)

- Ребятки, как я рада вас видеть!

1.Ритуал приветствия (здороваются руками, щеками, носами).

- А вы узнали меня? Ответы детей.

- Я Осень золотая - разноцветная такая!

-Ребятки, у меня приключилась беда. Я очень хотела порадовать вас еще теплыми денечками, но солнышко куда-то пропало и на небе остались одни тучки ( переключение внимания детей на тучки).

- Что же нам делать? Ответы детей.

- Да, надо найти солнышко. Пойдемте его искать. Но на небе тучи, может пойти дождь,  и мы промокнем!

-  Надо разогнать тучи. Давайте подуем на тучки, разгоним их, и дождик не пойдет, не помешает нам в пути (показ).

2.Разминка

Дыхательное упражнение « Разгоняем тучки».

3.Основная часть

Осень:

- Тучки разогнали, теперь можно идти искать солнышко. А пойдем мы, ребятки вот по этой дорожке (направляет детей к дорожке, усыпанной сухими листьями).

               Нет тепла на улице,

               Света стало мало

               И куда-то солнышко видимо пропало.

               По дорожке с листьями

               Надо нам пройти-

               Солнышко осеннее

               Надо нам найти!

               По дорожке мы пойдем,

               Быстро солнышко найдем!

-Посмотрите ребятки, как я, Осень,  украсила дорожку осенними листьями!

 Желтыми, красными! ( рассматривают).

-А послушайте как шуршат они под ногами! Шур-шур! ( Дети по показу и просьбе педагога выполняют действия с листочками: шуршат ногами по ним, прислушиваются к шороху листьев, выполняют упражнение по звукоимитации « Шорох листьев»).

Переключение внимания детей на кустик:

- А вот , ребятки, кустик, с него еще не все листочки опали. Ой! Да

 он весь дрожит! Ветра нет! А куст дрожит ?!

-Слышите, ребятки, кто-то плачет?!

 Появляется Зайчик  ( Рис. 2) : (выпрыгивает из-за ширмы, говорит грустным голосом )

                   Тучки очень хмурые

                    По небу летят

                    Наступила трудная

                    Пора для зайчат

                    Нет на небе солнышка,

                    Нет его тепла,

                    Осень наступила-

                    Капризная пора.

                    В огороде грядки

                    Вовсе опустели

                   Я и мои зайчики

                   Три дня уже не ели.(плачет)

Осень:

- Не плачь, Зайчик, не печалься. Лучше скажи ребятам ,что росло у тебя в огороде, на грядках.

Зайчик:

                       Росли на грядках овощи-

                       Вкусный урожай

                       Я покажу картинки-

                        Ты ,Осень отгадай!

Осень:

-Хорошо, но пусть ребята мне помогут угадать овощи, которые росли на твоей грядке. (Заяц показывает  по очереди картинки, загадывает загадки: морковь, свекла, капуста - дети отгадывают и  называют овощи , вставляют в кармашек на грядке).

        Осень:   Несу в своей корзинке

                        Я урожай богатый,

                        Давайте Зайку угостим,

                         Скорей сюда, ребята!

Садятся за стол, рассматривают свежие овощи, по просьбе педагога достают нужный овощ. ( Рис. 3)

Игра: « Что в корзинке?».

   Заяц:    Сделаем ,ребятки,

                 Мы из овощей салат

                 Я  капусте и морковке,

                  И свекле так рад!

Осень: Зайчик, а чем мы будем резать овощи?

Зайчик: Я зайка домовитый, хозяйственный. Есть у меня чудесный приборчик. Называется он овощерезка. С ним очень просто обращаться. Я вас научу. Кладем овощи в овощерезку и нажимаем. Ну, смелее.

Дети участвуют в приготовлении и дегустации салата.

Зайчик: Угощайтесь, не стесняйтесь,

                Очень вкусный салат,

                          Витаминами богат!      

- Зайчик, мы тебе помогли, накормили. Помоги и ты нам. Подскажи, куда солнышко спряталось. Мы его ищем. Пойдем зайчик с нами Солнышко искать!  

              Заяц:  Я бы рад вам подсказать,

                           Но не знаю где искать,

                           Но живет в лесном домишке

                            Мой приятель - бурый Мишка.

                            Мы пойдем к нему в берлогу,

                            Спросим к солнышку дорогу!

Осень:

                                                                                                                                                        А пойдем мы вот по этой дорожке (педагог направляет детей, к разложенным лужам на ковре).   Ой , да тут лужи, но ничего…

                                              Мы по лужам не пойдем,

                                              Мы их просто обойдем!

4.Динамическая пауза « Лужи» ( ходьба змейкой, обходя лужи):

                              Большие ноги шли по дороге

                             ( при ходьбе поднимаем колени и топаем),

                             А маленькие ножки бежали по дорожке

                         (передвигаемся быстро на носочках маленькими шажками). ( Рис. 4.)  

Пришли к медведю Осень говорит:

                              Через лужи быстро шли

                               В гости к Мишке мы пришли!

Заяц:                    

                               Он нам должен подсказать,

                                Где нам солнышко искать!

Зайчик обращается к медведю (игрушка, выглядывает из домика).

- Миша! Ты знаешь, где Солнышко прячется? (прислушивается  к игрушке, имитируя ответ).

Игра на ориентировку: «За каким деревом Солнышко?».

- Ребята, Мишка мне сказал, что за зеленым деревом он Солнышко видал (предлагает найти дерево с зелеными листочками и поискать там Солнышко).

- Давайте поищем за деревом с зелеными листьями. Наверное, там Солнышко спряталось. ( ищут, но не находят).

Заяц:

Бурый Мишка, косолапый.

Обманул сейчас ребяток.

Где нам солнышко искать?

Подскажи - ка нам опять! (Зайчик обращается к медведю – игрушке).

Игра повторяется. Мишка предлагает поискать за деревом с красными листьями, желтыми листьями. За деревом с желтыми листочками находят грустное Солнышко.  (Рис. 5, 6)

Осень: Вот оно – Солнышко. Ой, оно грустное такое.  Глазки не блестят, ротик не улыбается. Что случилось, солнышко?

Солнышко (голос в аудиозаписи под волшебную музыку): 

Ах, ребята, как же мне не грустить.

Слезки желтые не лить.

Холода осенние настали –

Лучики у Солнышка пропали.

Солнышку улыбку вы верните

Лучики для Солнышка найдите!!!

Заяц: Надо Солнцу помогать

Будем лучики искать.

Осень : Солнышко, ну конечно же мы тебе поможем! Мы с ребятами найдем тебе лучики. Из чего же нам сделать лучики? Ой, посмотрите, какие желтые осенние листья. Как они похожи на лучики. Давайте из этих желтых листочком сделаем нашему Солнышку лучики!!!

Творческое задание «Коллаж из осенних листьев» (достаем мольберт, крепим Солнышко на ватман, деткам предлагается приклеить сухие листья вокруг солнца.)

Выполняют работу, любуются лучами. Педагог  меняет грустный ротик на веселый:

- Будет солнышко опять,

  Деткам весело сиять! Будут теплыми наши осенние дни!

-Помогли солнышку, вот какие молодцы! Любуемся веселым солнышком. (Мольберт ставим около тучек).

5.Итог (рефлексия):

-Ребятки, какое же важное дело мы с вами сегодня сделали? ( Нашли солнышко, нарисовали ему новые лучики).

- А у кого в гостях мы были? (У Зайчика, у Мишки).

-Зайчик нас угощал? Чем угощал? Овощи собирают когда?

-Что мы делали у Мишки? Играли? Какая игра? За каким деревом спряталось солнышко? А почему желтые листья?

6.Ритуал прощания:

-Молодцы ребятки, столько добрых дел сегодня сделали. А теперь нам пора прощаться. А на прощание давайте потанцуем вместе с гостями (раздаются всем яркие листья). Танец с листьями.

Осень:

-А что бы вы не забывали осень золотую, я приготовила вам подарки (дает подарки). Берите в группу сами угощайтесь и друзей угощайте.

Дети уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребенка в Специализированном доме ребенка

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка 1 г. 9мес – 2г. Социальное развитиеПродолжать устанавливать более прочные  эмоциональные контакты с  близкими вз...

Анализ деятельности специализированного дома ребенка

Структура деятельности дома ребенка, контингент, кадровое обеспечение, анализ деятельности специалистов....

«Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения с использованием интерактивной среды сенсорной комнаты у детей 2 – 3 года жизни в условиях специализированного дома ребенка»

Обобщение опыта работы в темной сенсорной комнате с детьми раннего возраста, воспитывающихся в доме ребёнка.   Темная сенсорная комната - это уникальная среда для работы психолога, воспитателя, логопе...

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «Ежата». "Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с детьми младенческого и ра

КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор: Степанова Елена Николаевна воспитатель гр.№6 «Ежата»."Речевая игра как средство развития коммуникативного общения родителей с де...

Театрализованное представление – универсальное средство эмоционального взаимодействия педагога и ребенка с ОВЗ в условиях специализированного дома ребенка

Театрализованное представлении сказки "Курочка ряба" силами детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Дома ребенка...