перспективный план "Мир природы"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) по теме

Конева Антонина Викторовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_po_miru_prirody_.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование

по ознакомлению детей с миром природы

«Ребенок открывает мир природы»

на 2013-2014 уч. год.

 средняя группа  №3

Яковлева А. В.

МБДОУ д\с «Ласточка»


Месяц

Тема; Цель занятия

опыты

Игры

Целевые прогулки

Беседы

Чтение

Досуги, развлечения

Работа с родителями

Сентябрь

1.«составление описательных рассказов об овощах и фруктах »

Задачи: обучать навыкам составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, излагая мысли в определенной последовательности. Уточнять и закреплять представления об овощах и фруктах.

2.«Беседа о насекомых»

Задачи: закреплять представления о насекомых, развивать умения сравнивать , выделять общие и отличительные признаки насекомых.

3.К ребятам приходит айболит.

Задачи: Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание поддерживать его полезной пищей-овощами и фруктами.

4.Что бывает на растениях после цветов.

Цель: Уточнять представления детей о том, что растения живые- они растут и изменяются

1.Солнце высушивает предметы.

2.Солнце прогревает предметы.

3.Почему песок хорошо сыплется

4. Танец горошин.

5.Что любят растения

6.Где живут зернышки

7. Умный нос

8.Друзья

9.Поиск воздуха.

Д/И «Найди самый красивый листок»

«Овощи»

Игровые упражнения:

1.Почтальон принес посылку

2.Собери урожай.

Подвижные игры: 1.Листопад,.

«Огуречик. 2.огуречик»

Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья

«Почему осень называют золотой»

«Куда и почему улетают птицы»

«Что нам дарит осень»

«Что бы ты увидел ; сидя на облаке»

«Маленькие, но многочисленные обитатели планеты»

«Сентябрь»

В.Бианки «Паучок-пилот»

Г.Глушев «Стихи о насекомых»

А.Майков «Пейзаж»

Э.Машковская «Осень»

М.Михайлов «Лесные хормы»

Н.Трутнева «Улетай, наше лето!»

Э. Успенский «Как растили капусту»

Г. Цыферков «Лягушонок искал папу»

Игровая ситуация: 1.Приготовление винегрета

2.Герои сказки Джанни Родари рассказывает об овощахи фруктах

3.Карлсон выращивает овес на крыше.

Беседа с родителями «что рассказать ребенку об овощах и фруктах»

Октябрь

1.Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин)

Задачи: учить сравнивать листья используя предметно-манипулятивный метод. Закреплять умение пользоваться моделями

2.Наблюдение за рыбкой

задачи: закреплять знания об аквариумных рыбках , развивать логическое мышление, интерес к наблюдениям за окружающим нас объектами.

3.В каких условиях живут рыбки

Цель: формировать у детей представления о том, что рыбки живут в воде, вода комнатной температуры, для существования нужен корм, свет.

4.Комплексное занятие «Что растет в лесу»

Задачи: дать детям первоначальные знания о лесе, в лесу растет много разных деревьев , кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно.

1.выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.

2.Полить землю из лейки (впитывает влагу)

3.Посадим дерево

4.Секрет сосновой шишки

5.необычные кораблики

6.как замесить тесто

7.Веселая полоска.

П/И «Кто скорее соберет»

«К дереву беги»

«Найди листок, как на дереве»

«Вейся венок»

С/И «Рыбки живые и игрушечные»

«Люблю я пышное природы увяданье»

«Почему деревья осенью раздеваются»

«Что ты видел по дороге в детский сад»

«Где рыбке лучше живется»

«Октябрь»

«Уход за рыбками»

«Осень-это хорошо или плохо»

«Осень»

Благина Е. «Улетают, улетели»

«Осень»

Э. Машковская «Дело к зиме»

Майков «Осень»

А.Блок. «Зайчик»

Г.Скребицкий «Лесной голосок»

К. Ушинский «Бишко»

Игровая ситуация: Карлсон выращивает овес

Карлсон учится ухаживать за комнатными растениями

Конкурс подделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки»

Ноябрь

1.Как поливать растение

Задачи: обучить детей практическим навыкам поливки растений как одному из структурных звеньев трудового процесса; способствовать желанию детей ухаживать за растением.

2.Как зимуют дикие звери.

Задачи: формировать представление о жизни диких зверей в зимних условиях.

3.знакомство с коровой, козой, свиньей

задачи: познакомить детей с домашними животными уточнить чем животных кормят, как за ними ухаживают.

4.В гостях у курочки Рябы

задачи: познакомить детей с овыми домашними животными –овцой и лошадью.

1.по выявлению потребности растений во влаге

2.ветер

3.где прячутся детки

4. Мыло- фокусник

5.Мой веселый, звонкий мяч

6. Вкусовые зоны языка

7. Умывальников начальник.

Игра «Что сажают в огороде»

П/и «Совушка»,

«Бездомный заяц»

игровые упражнения-«Раньше -позже»

«Подскажи словечко»

«Хмурая, дождливая осень наступила»

Беседа: Что ты видел по дороге в детский сад

«почему звери меняют шубки»

«как медведь готовится к зиме»

«Нужно ли человеку готовится к зиме»

«в заколдованном лесу»

«Что нам осень принесла»

Н. Сладков

«Почему ноябрь пегий»

«Лесные шорохи»

«Пороша»

Н.Некрасов «Заунывный ветер»,Е. Благина «Огонек», И.Михайлова «Как обидно»

А,Пушкин «Унылая пора»

Л. Толстой «Волк», В. Зотов «Лесная мозайка»

Игровая ситуация: Айболит рассматривает комнатные растения,

посещение картинной галереи

Изготовление и выставка Кормушек для птиц

Декабрь

1. Беседа как живут растения зимой.

Задачи: Обобщить представления детей о приспособлении растений к разным сезонным изменениям в природе.

2.Рассматривание и сравнение воробья и вороны.

Задачи: расширить знания детей о жизни птиц зимой об их внешнем виде, питании.

3.Комплексное занятие «Елочка»

задачи: уточнять представления детей о бумаге, упражнять детей в аппликации –умение составлять и склеивать предмет из частей.

4.знакомство с кошкой и собакой

задачи: уточнять и расширять представления детей о кошке и собаке как о домашних животных.

1. Выявление потребности в свете

2. Окрашивание воды

3.Какие цветы сохраняются дольше

4.Узнай все о себе; шарик.

5.Потеря воды во время дыхания

6.Черное и белое

7.Тайный похититель варенья

8.вода прозрачная

П/И «Зайка беленький сидит»

«Бег в дом какой назову»

сюжетная игра: Сравнение игрушечной елки с настоящей елью

Д/И «Знаешь ли ты»

«Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля»

«как помочь птицам зимой»

«О чем грустит растение»

«Почему люди зимой не мерзнут»

«С кем дружит ель»

«как животные живут зимой»

Я. Аким «Первый снег»

Е.Трунтева «Первый снег», «Елка»

Г. Скребицкий «Четыре художника»

 «Воробей»,

«Ворона»

Зверев «Воробьиное бюро погоды»

В.Зотов «Ворона»

, «снегирь»

«Заяц беляк», «Воробей»

«Сорока»

Э.Успенский «Проказы старухи зимы»

В.Калинина «Про снежный колобок»

В.Чарушин «Что за зверь»

Л.Ларская «Зима»

Н.Рубцов «Ворона», «покормите птиц зимой»

Игровая ситуация: «Вини пух пришел к обеду»

Украсим группу к празднику

Январь

1.Диагностика по разделу «природный мир»

Задачи: закрепить знания детей об особенностях каждого времени года используя модели.

2.Кому нужна вода.

Задачи: Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения.

«Поиск воздуха», «Солнечные зайчики», «Хитрые семена»

«На чем полетят человечки»

«Значения расположения ушей»

«подводная лошадка из винограда»

«Волшебные зеркала или 1,3,5»

Подвижная игра «Поймай хвост»,

Игра «Найди пару»

«Опиши мы отгадаем»

«Поет зима –аукает, мохнатый лес баюкает»

«Где найти медведя зимой»

«Зачем белке пушистый хвост»

«Холодно ли птицам зимой»

«Живые ли деревья зимой»

«Если дома живет птичка»

И. Сушков «Белый снег пушистый», К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»

«Жалобы зайки» К.Бальмонт «снежинка»

С,Маршак «Январь»,

М. Садовский А.Крылов «Белка»

«Как лиса зимует»

В.Покровский «Волк», «Медведь»

В.Берестов «Гололедица»

В.Кондратьев «Метель»

В.Степанов «Большая пурга». М. Пришвин «Ночевка зайца»В.Бианки «Снежная книга;

Игровая ситуация «Огород на окне»

Конкурс «Лучшая постройка из снега»

Февраль

1.«Как узнать растение»

Задачи: Обобщить представления детей о типичной морфологии растений.

2.Беседа о домашних животных

Задачи: формировать понятие домашние животные , воспитывать интерес к наблюдениям о домашних животных.

3.Путешествие по зимнему лесу

Задачи: Продолжать знакомить детей с лесом , формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время.

4.Посещение зоопарка

Задачи: формировать представление о диких экзотических животных.

«Где вода»,

«Необычное рисование»

«Волшебная рукавичка»

«Дерево умеет плавать»

«Отгадай на вкус»

«В мире стекла»

«Исследование природы с помощью органов чувств»

Подв.игра «Мыши водят хоровод»

«Снег кружится»

«Бабочка и воробьи»

Игра: «Опиши, я отгадаю»

«Чудесный мешочек»

Прогулка по территории детского сада

«Что будет, если не убирать снег зимой»

«Почему люди зимой мерзнут, а звери нет»

«Где раньше начинает таять снег в лесу или в огороде»

«Мой домашний питомец»

«какие растения называют кустарниками»

«Зима»

С. Маршак «Февраль»

В. Бианки «Дотерпят ли»

Н.Павлова «Белые шубки»;

К.Ушинский «Лошадка»;

Е. Клокова «Мой конь»

А.Александровна «Новый знакомый»; В .Степанов «Большая пурга»;

В. Кондратьев «Метель»

Е. Чарушин «На нашем дворе»; Н. Пожарицкая «Путешествие к домашним животным»

Игровая ситуация «Чиполино выращивает лук»

«Кот Матроскин обзаводится хозяйством»

акция : «огород на подоконнике»

Март

1. Посадка гороха в центе природы

Задачи: формировать знание детей о процессе посадки как об одном из структурных звеньев трудового процесса.

2.Жизнь диких зверей весной.

Задачи: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей.

3.Где обедал воробей.

Задачи: познакомить детей с произведением С. Маршака ; уточнить и расширить представления о животных зоопарка.

4.Комплексное занятие советы Айболита

Задачи: формировать представления о том что в весеннее время особенно полезны витамины.

1.Играем красками

2. Водяные весы

3.Стеклянный город

4.Угадайка

5.Угадай по запаху

6.Вода бывает теплой , холодной, горячей

подв. игра «Веснянка»

игра «Расскажи без слов»

«И солнце светит ярко, и журчат ручьи, вернулись долгожданные грачи»

«Кто просыпается весной»

«Чему учит мама своих малышей»

«Что ты видел необычного по дороге в детский сад»

«Вода помощница»

«Ранняя весна»

С. Маршак «Весенняя песенка», Л. Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Н. Сладков «Весенние радости»; В. Альферов «Март» В.Зотов «Заяц беляк», «Еж», «Бурундук», «Волк», «Белка»; В.Бианки «Лесная газета»; С. Асаков «Гнездо»

Экологическое кафе «Медуница»

Уборка участка после зимы, Беседа: «Как мы перезимовали зиму»

Апрель

1.Составление описательных рассказов о комнатных

Задачи: обучать навыкам составления рассказа об объекте в логической последовательностипо плану.

2.Птицы

Задачи: обобщить представление детей о птицах на основе выделения их существенных признаков.

3. Знакомимся с деревянными игрушками

Задачи: продолжать знакомить детей с предметами изготовленными из дерева , разнообразными деревянными предметами.

4.Весна в лесу

Задачи: Познакомить детей с особенностями жизни леса в весенний период.

«Волшебный материал», «Реактивный кораблик»,

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него»

«Язычок помощник»; «Почему все звучит» «Делаем облако»

«Чудесные спички»

П/И «Воробушки и автомобиль»

Д/И «Кто как поет»

«Третьий лишний»

Игра: «Лети, лети листок, ко мне в кузовок»

«Весенняя мозайка»

«Кто весной возращается домой»

«Почему весной бывают наводнения»

«О чем рассказал корень» «Опасный лед»

«Крылатые помощники»

Л. Аким «Апрель», В. Бианки «Последняя льдика»

Н. Павлова «Ранней весной»; И.Беляков «Подснежник проснулся»

К. Ушинский «Пчелки на разведке»; Н. Сладков «Птицы»

словарная игра «Повторяем друг за другом»

На улицах и дорогах (консультация)

Май

1. Рисуем животных

Задача: Воспитывать у детей понимание того, что о ярких впечатлениях от природы можно интересно рассказывать, их можно красиво отображать в рисунках.

2.Прогулка к пруду

Цель: Познакомить детей с водоемом и его обитателями: утками , рыбками.

3. Диагностика по разделу «Мир природы»

«Соревнование»

«Откуда берется голос»

«Радуга»

«Естественная лупа»

«Рукам своим не верю»

Подвижная игра: «Два гуся»

Д/И «Что изменилось»

«Красив, зимою и весною волшебный, добрый, дом лесной»

«Времена года», «Правила друзей леса»

«Дома появились малыши»

«Что изменилось в жизни человека с приходом весны»

«Что хорошего и что плохого бывает весной»

Уход за комнатными растениями.

Н. Павлова сказки «Находка»

«под кустом»

«Подножная травка»

Г. Серебрицкий  «Счастливый жучок»

В. Степанов «Летающий цветок».

М. Пришвин «Золотой луг»

Е. Серова «Ландыш»,

«Фиалки»

В. Зотов «Береза», «Дуб»

«Божья коровка»,

«Одуванчик»

«Кузнечик»

«Майский жук»

Е. Чарушин  «Воробей»

В. Бианки «Первая охота»

«Дюймовочка знакомит ребят с первоцветами»

«Прогулка в лес»

«Тайна лесной поляны»

Ядовитые растения нашего края (консультация)


Задачи:

1 квартал

(сентябрь-ноябрь)

Экологическое воспитание : Уточнение представлений об осени по существенным признакам сезона; основные осенние явления ( хмурое небо, мелкий дождь, туман и т.д.)

Узнавание деревьев, кустарников по листьям, плодам, семенам.

Различие и называние комнатных растений, деревьев кустарников и травянистых растений (толстянка, китайский розан) по внешнему виду( листья, расположение стеблей); выделение отличительных признаков деревьев и кустарников.

Представление о поливе как удовлетворении потребности растений во влаге.

Расширение представлений об овощах и фруктах (цвет, форма, запах, вкус) на основе сенсорного обследования.

Узнавание новой рыбки; установление связей между формами тела и движениями.

Уточнение представлений о домашних животных ( кролик, утка), диких зверях ( белка. еж) о приспособлении их к сезонным изменениям в природе.

Проявление интереса к самостоятельному наблюдению, понимание необходимости помощи живому существу.

2 квартал

(декабрь – февраль)

Экологическое воспитание: расширение представлений о явлениях  не живой  природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли реки, озера, пруды, метут метели; день короче ночи; небо серое). Установление связей между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; времена года – состояния растений; времена года – одежда человека).

Различие хвойных и лиственных деревьев.

Уточнение представлений об образе жизни диких животных зимой (белка, еж, заяц, лиса, медведь); пища, способы добывания ее зимой; условия жизни зверей в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи).Установление простейших связей между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

  Расширение представление о многообразии птиц.

Закрепление умения узнавать, называть и сравнивать комнатные растения( поверхность листьев, их количество, расположение)

Установление связи между особенностями листьев и способами удаления с них пыли.

3 квартал

(март – май)

Экологическое воспитание: уточнение представлений о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега. оттепель, солнечные лучи, появление проталин, сосульки и их таяние, появление травы, цветущих растений).

Уточнение особенностей весеннего состояния деревьев (в том числе цветущих), различие двух – трех деревьев по цветкам.

Расширение представлений жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, защита от врагов, воспитание). Называние взрослого и детеныша.

Представление о птицах, их образе жизни (на земле. в  воздухе, в воде), установление связей между изменением условий и прилетомптиц: размножение; поведение (стаи, гнезда).

Представление о жизни насекомых (потребность в пище, тепле) установление простейших связей.

Уточнение представлений о биологических процессах в природе на примерах размножения растений и животных (лунка, посадка, прижатие земли, поливка).

Развитие наблюдательности.

Осторожное и доброжелательное поведение во время игр в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы для дошкольников по проблеме реалистического понимания природы

Данный  план  работы    адресован  воспитателям  ДОУ. Предназначен  в  качестве  дополнительного  материала   к  программе  "Развитие" ...

Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)

В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий по работе с детьми по разделу "Мир животных"....

Перспективный план по теме самообразования «Развитие речи детей через общение с природой».

Перечень мероприятий для детей старшей группы по разделу "Мир природы"...