Конспект занятия с использованием ИКТ "Путешествие в кладовые земли"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

 Раздел "Познание".  Конспект занятия по ознакомлению старших дошкольников с окружающей действительностью. Знак5омство дошкольников с минералами, полезными ископаемыми и их использованием человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занят с использованием ИКТ "Путешествие в кладовые Земли. Полезные ископаемые"

 

Задачи:

  • Дать представление  о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

Оборудование:

  • коллекция полезных ископаемых;
  • иллюстрации добычи полезных ископаемых и профессий людей, занятых в добыче.
  • Презентация в программе PowerPoint

Ход занятия

1. Орг. момент.

3. Сообщение темы и целей занятия.

 Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое "недра"? Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью..

У.  Ребята, а вы знаете  как добывают полезные ископаемые? Слайд 1,2,3 (добыча угля, нефти, торфа)

Рассматривание иллюстраций с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д.  Когда человек спускается в шахту.

У.  Как вы думаете, почему?

Д.  В шахте может произойти обвал.

У.  Совершенно верно. В шахте  глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском.

- А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд 4. (схема расположения пород)

4. Работа по теме занятия. -У вас на столах разложены коллекции полезных ископаемых.

- Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из вас знает, как называются эти камни?

5. Практическая работа детей.

На столах лежат образцы минералов

6. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Слайд 5 –Гранит

- Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

Где в нашем городе вы видели гранит

Ответы детей

Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

СЛАЙД 6- уголь

каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство.

Миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь?

(В шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

СЛАЙД 7 - ТОРФ

торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета.

используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции.

Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать.

Слайд 8,9 – глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды.

встречается повсюду, очень распространенное полезное ископаемое

 Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

Слайд 10 – мел

Мел — осадочная горная порода белого цвета, мягкая и рассыпчатая, нерастворимая в воде

Мел — необходимый компонент мелованной бумаги, используемой в полиграфии для печати качественных иллюстрированных изданий. Молотый мел широко применяется в качестве дешёвого материала для побелки, окраски заборов, стен, бордюров, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов.

Слайд 11 - нефть

А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (Нефть)

– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с резким запахом. Из нее получают бензин, керосин, машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним нефть выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища.

Слайд 12 - природный газ

Слайды 13-22-загадки.

По горизонтали:

1.

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

2.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
(Мел) 

3.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок) 

4.

На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички.
(Газ)

5.

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
(Нефть)

6.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
(Глина)

Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
(Торф)

7.

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
(Уголь)

- Что нового вы узнали сегодня на занятии?

- Как вы думаете нужно ли бережно относится к полезным ископаемым?

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ
«Дом для трех поросят»

Программное содержание

- Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, понимать количественное отношение между числами в пределах 10

- Закреплять знание геометрических фигур

- Развивать логическое мышление

- Воспитывать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, проблемно – поисковые.

Используемый материал к НОД:

компьютер;

мультимедийный проектор;

презентация MicrosoftOfficePowerPoint ;

набор геометрических фигур;

рабочие листы

набор знаков и цифр до 10

 

Этапы НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

1. Организационный момент 1 мин.

Организация позитивной мотивации деятельности воспитанников

Дети, сегодня мы отправимся в путешествие в сказку и встретимся со своими старыми знакомыми-героями известной сказки.

Использование художественного слова:

Жили - были поросята

Три веселых дружных брата.

Летом бегали, играли

Холода совсем не ждали

Скоро осень наступила

Поросят предупредила

Нужно строить теплый дом

Чтобы жить спокойно в нем.

 

Из какой сказки эти строчки

Правильно ребята.

(Слайд№1)

 

Строить дом тяжело и поросята Ниф - Ниф, Нуф - Нуф и Наф - Наф просят нас помочь. Вы хотите помочь поросятам построить дом?

Давайте присядем и посмотрим на первое задание.

 

 

Дети стоят полукругом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

- Из сказки «Три поросенка»

 

 

 

Ответы детей:

- Да

Дети садятся за столы

2. Работа за столом

4 мин.

(Слайд №2) Составьте условие задачи по картинке.

 

Сколько сидело птиц на дереве?

Сколько птиц еще прилетело?

Стало птиц больше или меньше?

Какой знак поставим? Почему?

 

Какой вопрос можно задать?

 

Сколько птиц сидит на дереве?

Выложите на листе «запись»

 

Проверьте, правильно ли составил задачу ваш сосед.

 

Ребенок у доски составляет решение задачи.

- Прочтите «запись»

 

(Слайд №3) Аналогично составляют и решают задачу со знаком «минус»

- Молодцы ребята, помогли поросятам заложить фундамент для будущего дома

(Слайд №4)

Ответы детей:

- На дереве сидело 5 птиц.

 

 

- Прилетела еще одна птица.

- Птиц стало больше.

- Знак «плюс», потому, что прилетело, добавилось

- Сколько птиц сидит на дереве?

- 6 птиц

Дети выкладывают 5+1=6

 

Дети обмениваются листами и проверяют

 

 

- К пяти птицам прибавить одну птицу, получится 6 птиц

 

3. Гимнастика для глаз 1 мин.

Поставили указательный пальчик правой руки перед глазами и следим за ним, головой не крутим. Вправо, влево, вверх, вниз, рисуем круг, в обратную сторону, рисуем крылышки бабочки и следим за пальчиком.

Дети повторяют движения глазами

4. Практическая деятельность 3 мин.

Теперь, когда у поросят заложен фундамент, что надо сделать?

А поможет нам в этом следующее задание (Слайд №5)

Покажите цифру

Больше 2, но меньше 4

Больше 5, но меньше 7

Больше 8, но меньше10

Проверьте, правильно ли вы нашли

Один ребенок работает у доски, остальные дети сверяются с правильным ответом.

Молодцы справились с заданием и помогли братцам поднять стены (Слайд №6)

Ответы детей:

- Поднять стены.

 

 

 

Дети показывают цифры 3, 6, 9.

5. Динамическая пауза

2 мин.

Отдохнем немного

Мы веселые ребята

Мы ребята – поросята (шагают)

Я умею обуваться (показывают рукой то правой, то левой)

Если только захочу (топают ногами)

Я и маленького братца (руки перед грудью, показывают «маленького братца»)

Обуваться научу.

Это с правой ножки (нагнуться вправо и погладить правую ногу)

Это с левой ножки (нагнуться влево и погладить левую ногу)

Мы по улице идем

Звонко песенку поем (шагают)

Дети выполняют несложные, движения по тексту.

 

6. Практическая часть

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логическая задача (Слайд №7)

Что осталось сделать поросятам?

Молодцы, покрыть крышу нам поможет вот такое задание.

Какие геометрические фигуры вы видите?

Как назвать,   одним словом перечисленные геометрические фигуры?

Расставьте многоугольники так, чтобы в ряду и в столбике не было одинаковых фигур.

 

 

Проверим, правильно ли вы справились с логической задачей

 

 

 

Посмотрите, (Слайд №8) появилась крыша и каменный дом     наконец - то построен.

Молодцы ребята, хорошо постарались. Теперь поросятам не страшны зимние холода.

Поросята приглашают нас на новоселье. Что нам надо с собой принести?

Что можно подарить братцам?

Можно подарить портреты, а составлять их будем из геометрических фигур? Согласны?

 

Дети выполняют работу под запись MP3.

 

 

 

- Молодцы, я вижу, что вы хорошо справились с заданием и портреты получились замечательные, поросятам они понравятся. Даша, портрет, какого поросенка ты составила?

Ответы детей:

- Поднять крышу

 

 

- Трапеции, ромбы и пятиугольники.

- Многоугольники.

Дети работают за столами с набором геометрических фигур и картой.

 

Один ребенок, который справился первым, работает у доски, остальные сверяют.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

- Подарки.

Дети перечисляют.

 

- Да

 

Дети работают на ковре с набором геометрических фигур и пластиковой доской.

 

 

 

- Портрет Наф – Нафа.

7. Заключительнчасть 3мин.

Ребята вот и подошла к концу наша сказка. Дружба и ваши математические знания помогли нашим героям.

Что интересного, запоминающего было сегодня   в нашем путешествии?

Ответы детей:

-Мы учились решать задачи;

-называть геометрические фигуры

-научились находить неизвестное число;

- особенно понравилось составлять портрет из геометрических фигур.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней

группы с использованием ИКТ

Тема : «Зимнее путешествие»

 

 

Задачи занятия:

  • обобщить и закрепить знания детей о жизни животных зимой: где живут, чем питаются; расширить их знания о повадках лесных жителей, формировать умение слушать ответы друг друга, рассуждать, обогащать словарный запас (“тайно”, “мышкует”)
  • развивать у детей мышление (умение самостоятельно выделять существенные признаки животных, фиксировать и обобщать их по элементам модели для использования в игре);
  • воспитывать любовь к природе, интерес к животным

Материал и оборудование:

  • Игрушки: лиса, белка, заяц, мышка;
  • презентация;
  • обручи;
  • ванночка со снегом ( для проведения опыта)
  • карточки-модели (оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат);
  • еловая шишка, веточка;
  • фонограмма вьюги, подвижная музыка для игры (звуковой формат МР 3)

Предварительная работа: 

  • наблюдения в природе;
  • оформление в группе альбома “Дикие животные”;
  • беседа о повадках животных зимой.

 

 

1.Вводный этап. Вхождение в игровую ситуацию

Воспитатель

- Ребятки, посмотрите в окно и скажите, пожалуйста, какое же время года у нас сейчас? (различные ответы детей) Правильно. Сейчас у нас зима. А вы когда-нибудь были в зимнем лесу? (ответы детей). Давайте отправимся сегодня с вами в путешествие в зимний лес, но для начала нам нужно одеть теплую одежду, согласны? Что же нам необходимо надеть? (ответы детей). (проводится подвижная игра «Оденься» с имитацией движений)

 

 

 

2.Опыт со снегом, установление причинно-следственных связей. (звучит фонограмма «Въюга»)

Воспитатель

- Ветер дует, холодно зимой. Ребятки, посмотрите какие сугробы намело в лесу, а хотите потрогать снег? (ответы детей) какой же у нас снег – холодный или теплый? (ответы детей) Почему он тает в наших руках? (ответы детей) Правильно, ребятки, наши ручки теплые, а снежок – холодный, и поэтому он тает в наших руках. А еще наши ручки теплые, потому что мы зимой одеваемся тепло и не мерзнем, а скажите мне, как же животные живут в зимнее время? (ответы детей) ну, раз мы пришли в зимний лес. Предлагаю посмотреть все своими глазами. Но для начала нам нужно отгадать загадки, чтобы узнать, к каким животным мы сегодня попадем в гости.

3.Беседа на обобщение и закрепление знаний детей о животных (белка, заяц, лиса) с параллельным применением презентационного материала) (приложение №1)Знакомство с новыми словами, словарная работа.

  • Кто на ветке шишки грыз
    И бросал объедки вниз?
    Кто по веткам ловко скачет
    Кто в дупле орешки прячет?  (белка)

-Как белка выглядит? Чем питается? Где берет еду? Почему белка легко находит шишку под снегом? Куда белка прячется в сильные морозы? Чем утепляет свое гнездо, дупло?       (дети высказывают свои мысли, воспитатель подводит к правильным ответам, обращает внимание на правильные ответы)

- Да, гнездо у белки получается очень теплое, а я вам сейчас расскажу, как она его строит:

Сначала белка ищет укромное место на хвойном дереве. И сплетает из тонких веточек гнездо. Передними лапками она аккуратно складывает прутик за прутиком, плотно прижимая прутья, друг к другу. Потом белочка загибает концы прутьев и сплетает их в большой шар. А сбоку оставляет отверстие для входа. Такое беличье гнездо называют “гайно”. Как можно по другому назвать гнездо белки? Кто запомнил? Давайте ещё раз повторим – “гайно”. Иногда белка живет в старом гнезде вороны или сороки, часто зимует в глубоком дупле старого дерева.

-Слушайте следующую загадку

  • У косого нет берлоги
    Не нужна ему нора
    От врагов спасают ноги
    А от холода – кора (заяц)

-Как заяц утепляет свою нору? Скажите, как заяц готовится к зиме? Почему заяц меняет окраску на зиму? Как заяц спасается от врагов? А что же заяц кушает в лесу зимой? (ответы детей)

Да, еды для зайчика в лесу маловато. Поэтому зайцы подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают старые капустные кочерыжки, могут погрызть стволы яблонек. Бывает, что в лесу зайцы скачут за лосями, лоси объедают можжевеловые кусты. А зайка терпеливо ждет. Вот осинка помешала лосю, он махнул головой – ветка обломилась и воткнулась в снег. Зайка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки – подарок лося.

 

 

Ну, что, ребятки, интересно нам в зимнем лесу? А давайте мы немножко отдохнем и поиграем.  4.Подвижная игра «Лиса и зайцы» (физкультминутка )( с использованием музыки)

– По лесной лужайке                                                   «Зайцы» играют  на «полянке»
Разбежались зайки,
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
– Сели зайчики в кружок,
Роют лапкой корешок,                                                 Приседают на корточки, «роют»
Вот какие зайки, зайки-побегайки.                            лапками корешок
– Вдруг бежит лисичка,                                               Прибегает «лисичка», ищет зайчиков,
Рыжая сестричка,                                                        бегает между ними. Дети закрываются
Ищет где же зайки.                                                       ладошками. Лисичка находит их и
Зайки-побегайки?                                                        ловит, дети убегают.       

– Вот они! 

                                                           

5. Продолжение беседы о животных

  • Есть у меня еще одна загадка: Рыжий клубок за белым – скок. (Лиса)          

– Почему говорят: “Лиса – всему свету краса!”?  Как меняется лисий наряд к зиме? Как называется жилище лисы? Чей дом может занять лиса?– Чем питается лиса зимой?(ответы детей)

Конечно, главным кормом лисички становятся мыши–полевки. У лисы очень тонкий слух и острый нюх. Она бродит по полю, и прислушивается, не пищат ли мыши в своих норах. Если учует плутовка мышиный запах, то подкрадывается тихо-тихо, а потом высоко подпрыгивает, громко ударяет о снег всеми четырьмя лапами. А бедные мыши, услышав грохот, в ужасе выскакивают из норы. А лисичке только того и надо. Когда лисичка охотиться на мышку, говорят, что она “мышкует”. Что наша лисичка делала сейчас? Правильно – “мышковала”.

 

6. Подвижная игра с моделями «Кто, где живет»( с использованием музыки)

-Ну, вот мы с вами и увидели, где живут звери, вспомнили, чем они питаются и почему не мерзнут зимой. А хотите поиграть со зверятами в игру? (Детям раздать по карточке-модели: оранжевый треугольник, серый круг, белый квадрат. Треугольник – лиса, круг – белка, квадрат – заяц. Под музыку дети начинают имитировать движения животных, с окончанием музыки – занимают свои домики.) Повторить 2-3 раза.

 

7. Дидактическая игра «Кто чем питается в лесу.»

Устали, наверное, а вот и дерево поваленное (скамейка), давайте сядем, отдохнем. Поиграем еще в одну игру “Кто и чем питается в лесу” (на столе лежат предметы: шишки, веточки, мышки. Нужные предметы дети относят животным)

8. Заключительный этап

-Ну, что, ребятки, засиделись мы что-то с вами в зимнем лесу, а ведь нам пора возвращаться в детский сад, в нашу группу. Давайте попрощаемся с нашими новыми лесными друзьями. Понравилось вам наше зимнее путешествие? (рефлексия, ответы детей, под бодрую музыку дети выходят из группы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

Авторская разработка конспекта занятия по опытно-экспериментальной деятельности "Почему Земля - магнит?"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о физическом явлении - магнетизме, магните и его свойствах в опытно-экспериментальной деятельности....

конспект занятия в средней группе « Синичкина кладовая»

« Синичкина кладовая»Задачи:  Побуждать детей вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них, рассуждать. Кратко передавать сод...

Конспект занятия с детьми старшего возраста «Защитники земли русской»

Занятие посвещенное ознакомлению детей с великим полотном художника В. Васнецова «Богатыри» и произведением Мусоргского «Богатырские ворота», для воспитания в детях гордости за своих предков, и  ...

Конспект занятия В средней группе Международный день Земли, праздник чистой Воды, Земли и Воздуха

Конспект  занятия в средней группе.    Познание (познавательно-исследовательская деятельность)   ...

Конспект занятия по познавательному развитию: "Святой защитник земли Русской князь Александр Невский" с использованием ИКТ. Старшая группа.

Цель: Формировать у детей интерес к истории своей страны, к жизни великих полководцев, защищающих нашу Родину....

Конспект занятия по познавательному развитию «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский» с использованием ИКТ подготовительная к школе группа

Конспект занятияпо познавательному развитию «Святой защитник земли Русской князь Александр Невский»с использованием ИКТподготовительная к школе группа...