Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим "Транспорт"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Лебедева Елена Николаевна

 Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный); профессиях людей, которые работают на транспорте.

 Различать и понимать назначение дорожных знаков, умение дифференцировать цветовые сигналы светофора.

Упражнять в согласовании существительных с глаголами и прилагательными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

«Ознакомление с окружающим миром и развитие речи «Транспорт»

Программное содержание:

  • Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный); профессиях людей, которые работают на транспорте.
  • Различать и понимать назначение дорожных знаков, умение дифференцировать цветовые сигналы светофора.
  • Упражнять в согласовании существительных с глаголами и прилагательными.
  • Упражнять в чтении небольших стихотворений.
  • Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности.
  • Развитие связной речи, умение отвечать на вопросы.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа:

Рассматривание фотографий, картин, альбомов о транспорте

Ключевые слова: Транспорт, воздушный, наземный, подземный, водный, дорожные знаки, знаки предупреждающие, запрещающие, указательные.

Оборудование: Картинки с изображением транспорта, дорожные знаки,  светофор, мольберт, костюм инспектора ГИБДД для взрослого, , краски, бумага, кисти, стаканчики с водой, указка.

Методы и приемы:  Игровой, создание проблемных ситуаций, использование художественного слова.

                                                 Ход  мероприятия:

Воспитатель:

Давайте вместе встанем в круг и поиграем в игру: «Назови правильно».

Правила игры: Я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы, поймав мяч, отвечаете и бросаете мяч мне обратно. Будьте внимательны.

 - Как называется транспорт, который плавает по воде?

- Назовите воздушный транспорт?

 - Как называется транспорт, который передвигается по земле?

 - Назовите водный транспорт?

- Как называется транспорт, который передвигается по воздуху?

- Назовите наземный транспорт?

-Как называется транспорт, который передвигается под землей?

 -Назовите подземный транспорт?

Воспитатель:

Молодцы, ребята правильно назвали. Проходите и садитесь на стульчики.

Воспитатель:

- Ребята, какие виды машин мы знаем? (грузовая, легковая, специального назначения).

- Какие виды поездов мы знаем?(пассажирский, грузовой)

- Какие виды самолетов мы знаем? (пассажирский, грузовой,  военный)

- Какие виды морских судов  мы знаем? (моторная лодка, ледокол, яхта, подводная лодка)

- Назовите части машин? (колеса, кабина, кузов, фары, руль, дверцы, багажник, шины, мотор, сидение, педали, тормоз)

- Назовите части лодки? (мачта, парус, штурвал)

- Назовите части самолета? (крылья, мотор, хвост, салон, шасси, кабина пилота)

Воспитатель:

- Давайте вспомним, какие профессии связаны с вождением транспорта?

Ответы детей (водитель, машинист, летчик, капитан, космонавт, вагоновожатый).

Стук в дверь входит Инспектор ГИБДД ( взрослый)

Инспектор:

Добрый день, ребята.

Послушайте внимательно мою загадку и отгадайте ее?

Он вежливый и строгий.

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой

Самый главный командир.

Чтоб тебе помочь, путь пройти опасный

Горят и день, и ночь.

Зеленый, желтый, красный. (светофор)

Инспектор:

 Девочки и мальчики, вы правильно отгадали, что это светофор, а вы знаете, что обозначают его огоньки?

(Ответы детей)

Инспектор:

Ребята, а вы знаете, что на дороге в помощь водителю есть ещё дорожные знаки.

Дети:

Запрещающие!

Предупреждающие!

Информирующие! Или указательные!

 Инспектор проводит игру «Дорожные знаки»

Правила игры:

Воспитатель  просит заглянуть под свои стульчики и достать дорожный знак.

Рассказать все об этом знаке. После рассказа ребенок на обратной стороне читает небольшое стихотворение об этом знаке. Ребенок выставляет этот знак на магнитную доску.

Ответы детей

Стихи о дорожных знаках

1. Полосатая лошадка через улицу ведет

Здесь нам очень осторожно можно сделать переход

                                                                         (Пешеходный переход )

2. Этот знак дорожный знают все на свете.

Будьте осторожны – на дороге дети.

                                                 (Осторожно дети)

3. Знак «Дорожные работы», чинит здесь дорогу кто-то.

Скорость сбавить нужно будет, там ведь на дороге люди!

                                               (Дорожные работы)

4. Знак водителей стращает, въезд машинам запрещает.

Не пытайтесь сгоряча ехать мимо «кирпича».

                                              (Въезд запрещен)

5. Знак ребят предупреждает, от несчастья ограждает.

Переезд! Во всю гляди! За шлагбаумом следи!

                                               (Осторожно переезд)

6. Круг окрашен в синий цвет, а в кругу велосипед.

Веселей, дружок кати, лишь педалями крути.

                                             (Велосипед)

7. Круг окрашен в красный цвет, а внутри велосипед.

Этот знак всем говорит: «Велосипеду путь закрыт».

                                          

8. Знает каждый пешеход про подземный переход.

Город он не украшает, но машинам не мешает!

                                                 (Подземный переход)

Воспитатель предлагает детям встать и провести физкультминутку:

 Физкультминутка “ Автомобили”.

  1. Проснулись, потянулись .   (Наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.
    Руки вверх-в стороны, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох) .
  2. Заводим мотор.  (Ноги врозь, руки – в стороны.
    Поворот туловища влево-вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью).
  3. Проверяем ремни безопасности.  (Ноги врозь, руки вдоль туловища.
    Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.)
  4. Проверяем тормоза.  (Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно).
  5. Поехали. (Ходьба на месте, переходящая в бег).

Воспитатель: Предлагает пройти на свои места.

Инспектор: Девочки и мальчики, почему транспорт называют пассажирский? (Ответы детей)

А почему транспорт называют грузовой.(Ответы детей)

Воспитатель:  Товарищ инспектор, а наши ребята знают стихотворения о транспорте.

Послушай, пожалуйста.

1. Эта машина поможет всегда, сменить обогревшие провода

    Развесить на праздник фонарики, достать улетевшие шарики.

                                                               (электротехническая машина)

2. Кто над всклоченной землею смело кучи разгребает?

    Это маленький бульдозер своим носом все ровняет.

                                                                 (бульдозер)

3. Вот асфальтовый каток для строительства дорог.

    Чтоб разглаживать морщины лучше не найти машины.

                                                                 (асфальтовый каток)

4. Экскаватор чем хорош? У него огромный ковш.

    Он усталости не знает, целый день себе копает.

                                                                (экскаватор)

5. Можно нагрузить немало в мощный кузов самосвала.

    Отвезет он все, что нужно быстро, весело и дружно.

                                                             (самосвал)

6. Этот трактор сильный очень. Не боится ям и кочек.

     Он сегодня нам помог домой доехать без дорог.

                                                             (трактор)

7. Легковой автомобиль по дороге мчится.

    А за ним густая пыль. Тучею клубиться.

                                                              (автомобиль)

8. Вот на шинах из резины подкатился странный дом

    Он гремит, дыхнет бензином – как конь огненный – огнем.

    Остановка опустела, все у домика внутри.

    Ух, теперь еще пол дела – по домам их развести.

                                                               (автобус)                                            

9. Я по улице кружу- очень громко я жужжу.

    С ветром, снегом и дождем мотоцикл давно знаком.

    Жук летает выше крыше – я готов взлететь и выше.

    Но как вьючного коня не используйте меня.

                                                               (мотоцикл)

10. Мне смеются вслед машины. Где же дым и где же бак?

      Я катаюсь без бензина. Я катаюсь просто так.

      Руль, педали есть, и шины – я ведь тоже легковой.

      Но сказать, что я машина. Может только постовой.

                                                                    (велосипед)

11. Спешит машина красная, не выключая фар.

       На службу на опасную, спешит тушить пожар.

                                                                   (пожарная машина)

Воспитатель:

Послушайте загадку
Все дороги мне знакомы.

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - ... (Шофёр)

Инспектор: Да, это шофёры. Шофер или. как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей).(Инспектор  поправляет детей и делает акцент на таких качествах как ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость). Но самое главное - шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Чтение стихотворения "Шофёры "Курбан Чолиев

Шуршат по дорогам веселые шины

Спешат по дорогам машины, машины...

А в кузове – важные, срочные грузы:

Кирпич и железо, дрова и арбузы.

Работа шоферов трудна и сложна

Но как она людям повсюду нужна.

Дидактическая игра "Все профессии важны"
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт - отважный летчик, корабль - смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.
Дидактическая игра «Едет, плывет, летит»
Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то транспортного средства и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта (дорога, морской причал, железная дорога, аэродром или небо с облаками).
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего
автомобильного мотора. После прослушивания фрагмента записи дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум. 
Динамическая пауза «Поезд с грузом»
Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос - набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится всё больше и больше - появляются скоростные поезда и монорельсовые дороги. И детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с этими большими и сильными машинами - на дорогах, вокзалах, в портах.
Рассказ о видах транспорта
Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта. Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли ... Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы. Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли. 

Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса»
Детям предлагается подуть на салфетку - ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра - дыхания.

Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был ... воздушный шар. Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно - он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель, сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд - паровоз.

Чистоговорка "Поезд "
Поезд мчится скрежеща: жэ, че. ша. ща - че, ша. ща.
Продолжим наш рассказ. Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы - получился первый автомобиль. С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин, поставив такой мощный двигатель на планер, человек построит первый самолет. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.

Физкультминутка "Постовой" (Координация речи с движением) 
Постовой стоит упрямый    (шагаем на месте). 
Людям машет: Не ходи!    (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз). 
Здесь машины едут прямо    (руки перед собой). 
Пешеход, ты погоди!    (руки в стороны). 
Посмотрите, улыбнулся     (руки на пояс). 
Приглашает нас идти     (шагаем на месте). 
Вы машины, не спешите     (хлопки руками). 
Пешеходов пропустите!    (прыжки на месте)                                                                                      
                                                                                                                                     

Инспектор : Вы сегодня познакомились с разными видами транспорта. С автомобилями, поездами и кораблями вы уже хорошо знакомы, а чуть позже вы познакомитесь и с другими транспортными средствами. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и в любом виде транспорта и соблюдать правила дорожного движения. 
 Воспитатель: А сейчас, ребята  мы сделаем подарок нашему гостю :

Аппликация «Воздушный шар»
Дети наклеивают на голубой лист бумаги детали изображения - шар, корзину. Затем приклеивают нитки - стропы. Из смятых салфеток белого цвета делают облака. Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака можно расположить и ниже воздушного шара. Так как воздушный шар может подниматься выше облаков.
Подведение итогов. 

Воспитатель: Давайте ребята поблагодарим нашего гостя и попросим его почаще приходить к нам в гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).

На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего  вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

План конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами конструирования в первой младшей группе детского сада

Конспект интегрированного  занятия включает в себя:комментарий хода занятияметоды и приёмыразвитие ключевых начальных компетентностей детей младшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи "Елочка елка лесной аромат".

На занятии дети учатся отгадывать загадки, знакомятся с хвойными деревьями: елью, сосной и кедром. Учатся составлять рассказ по схеме. Играют в малоподвижную игру "Были бы у елочки ножки" и пальчикову...

КОНСПЕКТ открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в старшей логопедической группе "Во саду ли, в огороде".

1. Образовательные задачи: Закрепить в сознании детей обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», название различных овощей и фруктов; Рассказать детям о пользе овощей и фруктов для человека; ...

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...