Из опыта работы воспитателя-эколога
методическая разработка по окружающему миру по теме

Нечаева Вера Алексеевна

Обмен опытом работы по экологическому воспитанию среди воспитателей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите название документа]

Из опыта работы

Одним из важнейших направлений в решении проблемы охраны природы является воспитательная работа с подрастающим поколением. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится все сильнее. Глобальная окружающая среда изменяется в настоящее время намного быстрее, чем когда – либо в предыдущее столетие.

        Поэтому – то в повестке дня на 21 век, определенной на конференции  ООН по окружающей среде, поставлена задача об обеспечении просвещения по вопросам развития и сохранения окружающей среды для людей всех возрастов.

        Поэтому необходимо формировать осознанность понятия того, что планета Земля наш общий дом. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.  Культуру поведения в природе, бережное отношение ко всему живому, что нас окружает, нужно воспитывать с раннего детства. И огромная роль, наряду с семейным воспитанием отводится дошкольным образовательным учреждениям.

Наш Центр развития ребенка является стажерской площадкой для осуществления обмена опытом с другими дошкольными учреждениями города. Работая не первый год над проблемой экологического воспитания детей, мы определили, что основной задачей экологического воспитания является формирование у детей основ правильного отношения к природе, умения общаться с  живыми существами. Поэтому в нашей экологической гостиной  живут красноухие черепахи, попугай Кеша, улитки ахатины родом из Восточной Африки, разные виды рыб.

        Животные – принципиально новый для малышей объект, обладающий неизвестными свойствами, неожиданностями, непредсказуемыми реакциями, а значит принципиально  пугающий. Поэтому задача педагога – заранее подготовить детей к встрече, создать положительно-эмоциональный фон с акцентом на возможность получить приятное удовольствие от общения. Первое знакомство – наблюдение за тем, как общаются взрослые и более старшие дети с животным. В этом случае малыш может увидеть реакцию животного, а главное – эмоционально воспринимать смысловой фон взаимодействия окружающих его людей с этим животным. Исходя  из первых реакций и опыта, у ребенка  в  дальнейшем будет зависеть отношение к животному.

        Для постоянного общения с растениями в экологической гостиной растут растения разных климатических зон, они не только украшают, создают уют, но и дают возможность ухаживать за ними, сформировать у детей прочные знания о растениях: способах их размножения, потребности во влаге, свете, тепле. Рассказываю ребятам  о том,  какую роль играют растения в жизни человека: кормят, лечат, очищают воздух, выделяют кислород. Все это дает понять, как богат,  но хрупок мир растений, и как жизнь растения зависит от отношения человека.

        В своей работе мы активно используем различные педагогические технологии, но особое внимание уделяем методу проектов. Метод проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с  окружающими; стимулирует потребность ребенка в самореализации,  самовыражении в творческой личности и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.

        Одной из эффективных форм работы  считаю экологические праздники, развлечения, КВН –ы. Эта работа ценна тем, что она способствует закреплению экологических знаний, создает условия для развития инициативы, самостоятельности, творчества. Каждый год мы проводим праздники: «День птиц», «День Земли», «Мы – друзья природы».

        Большую роль в экологическом воспитании играют дидактические игры. Они тренируют мыслительные способности, закрепляют,  полученные ранее знания. Дети используют приобретенные знания в новых ситуациях, развивают память, внимание.

        Воспитание нравственных ценностей с помощью фольклора, тоже прекрасный прием. Пословицы, поговорки, сказки, сочинение детьми сказок – жалоб  - помогает детям делать определенные выводы. Опыт показал, что дети лучше воспринимают материал в игровой форме, так как в игре знания постигаются быстрее и успешнее. Например ,  в игре «Экологический светофор» даны картинки с хорошими и плохими поступками людей, использованы знаки «зеленые – хорошо»; «черные – плохо»; «красный – нельзя,  стой, не трогай»; «желтый – осторожно».

        Моя работа была бы не полной, если бы не были привлечены родители к жизни детей в детском саду, поэтому, используя разнообразные  формы работы с родителями: собрания, семейные вечера, анкетирование, акции, праздники, совместный выезд на природу – все это способствует сближению детей, родителей и педагогов.  Мы живем одной большой семьей, решаем проблемы вместе, экология стала приоритетным направление в нашем учреждении.

        Кратко познакомив вас с нашей работой по экологическому воспитанию детей, могу подвести итог: экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает опыт, отношение к миру, что придает его деятельности гуманный характер. Ведущим личностным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...