![Дидактическое пособие - Пуговка](https://lh6.googleusercontent.com/PD7C6V0enCxkSreKEiN3VpeqOS9vBKHo5zUEwIc6KvA95pLV3CdM6I-1dPgT9rNYzJ7eO2GWeDD79V0ttke5nt_3E69Jefainm7eyPZdRpJEsOpV2Um9T4ghRqUi_nHO55XXzIdbmZI)
Аннотация на дидактическое пособие «Знакомимся с природой»
Пояснительная записка к дидактическому пособию «Знакомимся с природой»
Пособие многофункционально. Представляет собой панно с пришитыми пуговицами, на которые пристегиваются мягкие модули, цикл заданий для работы с ним. Мягкие модули разделены по разделам: 1. «Овощи»: 2. «Фрукты»; 3. «Сказки»; 4. «Части суток»; 5. «Времена года»; 6. «Геометрические фигуры». Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны. Дидактическое пособие «Знакомимся с природой» адресовано воспитателям дошкольных учреждений для работы с детьми 3 – 7 лет. Пособие разработано с учетом трудностей, которые встречаются при обучении детей учебному материалу, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
«Знакомимся с природой» - это пособие, разработанное с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания. Актуальность данного пособия в том, что «Знакомимся с природой» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать практически в любых видах учебных занятий, игровой деятельности детей.
![http://doshkolnik.ru/images/stories/turizm/pigovka2.jpg](https://lh4.googleusercontent.com/k4solBT3zKAXKQn4MS5otyIlP1_Hkl7wpKiIBCMQ22E5FhwURD6sDX-9L7BniBUX-4DZXCm_NV_dj94_EcEtaZg5BNBsIyl4QcxqywhphkE-TZVRx-ON1aqekzH_X6j_JWj7YCRLF3s)
Список используемой литературы 1. Программа воспитания и обучения под ред. М.А. Васильевой 2. Занятия по развитию речи под ред. О.С. Ушаковой 3. Наблюдения на прогулках Л.А. Улановой, С.О. Иордана 4. Развитие математических представлений Н.В. Нищева 5. Математика в детском саду Л.С. Метлина 6. Природа Н.В. Никитина 7. Серия «Грамотейка – интеллектуальное развитие» О.Н. Земцова 8. Серия «Здоровый и умный ребенок»: «300 трехминутных развивающих игр» Джеки Силберга
Дидактическое пособие «Знакомимся с природой»
Цель: закрепление учебного материала, развитие мелкой моторики, развитие речи, обогащение активного словаря Задачи для второй младшей группы (от 3 до 4 лет): 1.Обучающие: -учить согласовывать слова в роде, числе и падеже; -учить отвечать на вопросы; -называть состояние погоды; -различать правую и левую руки; -составлять группу предметов и выделять из нее один предмет; -учить различать понятия «много» и «один»; -сравнивать предметы по размеру; -узнавать и называть круг и квадрат.
![http://doshkolnik.ru/images/stories/turizm/pigovka3.jpg](https://lh3.googleusercontent.com/AT0S-0AVc4jv0wR3CHK1O0xT8ByJbVGoWHy6M4-n5SBxfCa2zGWNOXiQooLJ8QbMLVD4wYJTLPYiqxdrKZvt-ZeQSV9y8386kCtZ6m5cKJH3IaGkX-ExaNgLFBr_tivdYHbgkQ8Rebo)
2.Развивающие: -развивать мелкую моторику рук; -развивать сенсорные навыки; -развивать пространственные представления от себя; -развивать представления о частях суток; -развивать память, внимание, логическое мышление. 3.Воспитывающие: -воспитывать умение слушать сказки; -воспитывать бережное отношение к природе, следить за развитием действия; -воспитывать эмоциональную отзывчивость; -воспитывать интерес к фольклору; -воспитывать бережное отношение к природе. Задачи для средней группы (от 4 до 5 лет): 1.Обучающие: -учить детей наблюдать явления природы; -учить употреблять в речи существительные с обобщающим значением; -закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков; -продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении; -учить детей количественному и порядковому счету в пределах 5; -познакомить с треугольником. 2.Развивающие: -развивать пространственные отношения от себя; -развивать представления о частях суток. 3.Воспитывающие: -воспитывать интерес к фольклору; -бережное отношение к природе. Задачи для старшей группы (от 5 до 6 лет):
![http://doshkolnik.ru/images/stories/turizm/pigovka4.jpg](https://lh6.googleusercontent.com/F6P7eVOV3Mlb47eFA4oz7xhahnmYo2ZmsDkWsKy06JP9eucyunm0JXDsLcOJgDRK18ZRT4Atk0yDyDHkabj_4bPY-np4uCVawlTrCiYZP53w0DHOshWMNA7WK-DJLderl8xrT0g4OFk)
1.Обучающие: -учить наблюдать и анализировать явления природы; -закреплять обобщенные представления об овощах и фруктах; -учить согласовывать в предложении существительные с числительными, с прилагательными; -образовывать множественное число; -учить составлять простые предложения; -учить порядковому счету в пределах 10; -отвечать на вопрос «Сколько?», «Который?». 2.Развивающие: -развивать мелкую моторику рук; -развивать пространственные отношения от себя; -дать представление о сутках. 3.Воспитывающие: -воспитывать интерес к фольклору; -воспитывать эмоциональную отзывчивость. Задачи для подготовительной группы (от 6 до 7 лет): 1.Обучающие: -учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе; -закреплять умение согласовывать существительные с числительными, с прилагательными, местоимения с существительными и прилагательными; -учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи; -измерять и сравнивать длину с помощью условной мерки; -учить составлять композицию. 2.Развивающие: -развивать навыки счета в пределах 10; -развивать умение образовывать однокоренные слова; -развивать память, внимание, логическое мышление; -развивать чувство цвета.
![http://doshkolnik.ru/images/stories/turizm/pigovka5.jpg](https://lh3.googleusercontent.com/58EYdIDl-Vq2Ieum0yVB0E4nsX5mh9SddzYk8QVZ0NlrtDfRi42Ve7D-pl5EoNTeRYIiTqz_KV8zRtVYYtCHmc6Wg4BSqJ6xArmQLz5yMWbAWua0VqcFSJMlCgbsIzZuxLqR8p4gpiQ)
3. Воспитывающие: -воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира; -бережное отношение к природе; Воспитывать интерес к фольклору Список дидактических игр, рекомендуемых при использовании пособия Развитие речи: - «Расскажи сказку»; -«Отгадай сказку»; -«Сочини свою сказку»; -«Назови ласково»; -«Кто это?». Ознакомление с окружающим миром: -«Расскажи о погоде»; -«Части суток»; -«Когда это бывает?»; -«Дерево, куст»; -«Отгадай, какого цвета»; -«Назови» (овощи, фрукты); -«Что не хватает?». Ориентировка в пространстве: -«Где это?» (слева, сверху и т.д.). Развитие элементарных математических представлений: -«Геометрические фигуры»; -«Найди такой же»; -«Выше – ниже»; -«Больше – меньше»; -«Шире – уже»; -«Длиннее – короче»; -«Сколько?»; -«Который?». ![http://doshkolnik.ru/images/stories/turizm/pigovka6.jpg](https://lh4.googleusercontent.com/U-lDliG2Co8d0fL8twQvazxyrMLIhO7NE2P4xZ9lr8338IIibWnto_58Vmh7xxzlpq7PST_HBeZBO06lcjp-n4wtu1TnwrFTTensprJPRRgfWZbDhoiOnRBmLCEIayw5jlNj8LSZ_Jo)
Расскажи сказку Цель: обучение пересказыванию, постановка правильной речи. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие зрительного и сенсорного восприятия; - развитие умения подражать героям. Ход игры: 1 этап: воспитатель показывает, как пользоваться панно и рассказывает сказку с последующим пристегиванием нужных модулей. 2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать сказку. Дети выбирают нужные модули. Рассказывают сказку и пристегивают модули. 3 этап: самостоятельная деятельность детей. Отгадай сказку Цель: закрепление знаний детей о сказках. Задачи: - развитие мелкой моторики рук; - развитие памяти и внимания; - развитие речи; - развитие умения отвечать на вопросы полным ответом. Ход игры: 1 этап: на панно пристегнут один или несколько героев сказок. Детям нужно угадать, из какой они сказки. Ответ дети строят полным ответом. 2 этап: самостоятельная деятельность детей. Ребята загадывают друг другу загадки по сказкам, пристегивая модули героев к панно.
Закончи сказку Задачи: - закрепить знания детей о сказках; - расширять представления о предметах; - развивать речь; - развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление; - воспитывать интерес к фольклору. Ход игры: 1 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно закончить эту сказку. 2 этап: на панно пристегнуто начало знакомой детям сказки. Ребятам нужно придумать свою концовку сказки.
Сочини свою сказку Задачи: - развивать воображение, логическое мышление; -формирование правильного звукопроизношения; -расширять представление о предметах; -воспитывать интерес к фольклору. Ход игры: 1 этап: воспитатель предлагает детям выбрать модули героев из разных сказок, рассказать о них, придумать свою сказку, в которой участвовали бы эти герои. 2 этап: в уже известную сказку добавить героя из другой сказки. Попробовать сочинить сказку с участием этого героя.
Назови ласково Задачи: -обогащать активный словарь детей существительными и прилагательными; -развивать речь. Ход игры: 1 этап: воспитатель предлагает детям ласково назвать героев сказок. 2 этап: придумать предложения с новыми словами. Кто это? Задачи: -развивать память; -формировать умение отгадывать по описанию. -формировать умение отгадывать загадки по наглядному изображению. Ход игры: 1 этап: на панно пристегнуты модули героев. Воспитатель загадывает загадки. Дети отгадывают. 2 этап: воспитатель описывает одного из героев. Дети отгадывают и пристегивают модуль героя на панно. 3 этап: дети друг другу описывают героя. Затем пристегивают модуль отгаданного героя к панно.
Расскажи о погоде Задачи: -расширить представления о сезонных изменениях в природе; -воспитывать интерес к природе родного края. Ход игры: 1 этап: воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ пристегиванием модулей. 2 этап: воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном. Отразить свой рассказ на панно.
Когда это бывает? Задачи: -расширить представление о сезонных изменениях в природе; -учить наблюдать изменения в природе; -называть предметы каждого времени года. Ход игры: 1 этап: на панно пристегнуты модули одного из времен года. Детям предлагается отгадать, какое из времен года изображено. 2 этап: на панно пристегнуты модули определенного времени года, но допущены одна или две ошибки. Детям предлагается найти эти ошибки. 3 этап: по описанию воспитателя (ребенка) назвать время года и пристегнуть к панно соответствующие модули. Отгадай, какого цвета Назови (овощ, фрукт) Задачи: -развитие мелкой моторики рук; -закрепление основных цветов; -развитие зрительного и сенсорного восприятия -развитие речи. Ход игры: 1 этап: на панно пристегнуты модули овощей или фруктов. Детям предлагается назвать их, какого они цвета. 2 этап: по описанию дети должны отгадать овощ, фрукт и пристегнуть его к панно.
Что не хватает? Задачи: -развивать мелкую моторику рук; - закрепить название овощей, фруктов; -закрепить внешний вид овощей, фруктов; -развитие наблюдательности; -развитие памяти, внимания; -формировать умение различать овощи и фрукты. Ход игры: На панно прикреплены не все модули овоще (фруктов). Детям предлагается посмотреть внимательно и назвать недостающие овощи (фрукты).
Геометрические фигуры Задачи: -закрепить знания о геометрических формах; -учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур; -развивать мелкую моторику рук. Ход игры: 1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их. 2 этап: называется геометрическая фигура, а детям предлагается найти ее в предложенных модулях.
Найди такой же Задачи: -развивать мелкую моторику рук; -закрепить знания о внешнем виде геометрических фигурах; -учить узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Ход игры: 1 этап: на панно пристегнуты геометрические фигуры. Детям предлагается назвать их, затем найти в окружающей обстановке похожий предмет. 2 этап: обратный первому этапу.
Выше - ниже Задачи: -развивать мелкую моторику рук; -учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; -учить на глаз определять величину предметов. Ход предметов: На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине. Больше - меньше Задачи: -развивать мелкую моторику рук; -учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; -учить на глаз определять величину предметов. Ход предметов: На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Длиннее – короче Задачи: -развивать мелкую моторику рук; -учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; -учить на глаз определять величину предметов. Ход предметов: На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине. Шире - уже Задачи: -развивать мелкую моторику рук; -учить сравнивать предметы по величине с помощью условной мерки и путем наложения; -учить на глаз определять величину предметов. Ход предметов: На панно пристегнуты различные модули (овощи, фрукты, деревья, кустарники, герои сказок). Детям предлагается сравнить их по величине.
Сколько? Задачи: -учить количественному и порядковому счету в пределах 10; -развивать мелкую моторику рук; -учить правильно, пользоваться порядковыми и количественными числительными; -формировать умение правильно отвечать на вопросы: сколько -учить сравнивать; -формировать умение получать равенство из неравенства. Ход игры: На панно пристегнута сказка «Репка» («Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры.
Который Задачи: -учить количественному и порядковому счету в пределах 10; -развивать мелкую моторику рук; -учить правильно, пользоваться порядковыми и количественными числительными; -формировать умение правильно отвечать на вопросы: который -учить сравнивать; -формировать умение получать равенство из неравенства. Ход игры: На панно пристегнута сказка «Репка» («Теремок»). Детям предлагаются различные задания по задачам игры. Где это? Цель: закрепление и расширение пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, вперед, за, между, рядом. Ход игры: 1 этап: детям предлагается определить нахождение одного из пристегнутых модулей относительно себя: слева, справа, вверху, внизу, рядом и т.д. 2 этап: детям предлагается самим задать вопрос по нахождению одного из модулей, пристегнутого к панно.
Части суток Задачи: -развивать мелкую моторику рук; - дать представление о частях суток; -развивать наблюдательность; -дать представление о луне и ее фазах. Ход игры: 1 этап: воспитатель рассказывает о какой–нибудь части суток, и, по ходу рассказа, пристегивает модули, обращая внимание детей на положение солнца в данное время суток 2 этап: на панно пристегнуто одно из частей суток. Детям предлагается отгадать, какое из частей суток пристегнуто на панно. 3 этап: Дети самостоятельно рассказывают и пристегивают части суток по заданию воспитателя. 4 этап: воспитатель рассказывает о фазах Луны (серп, месяц) и показывает, пристегивая к панно.
В старшем дошкольном возрасте детям можно предложить самим определить, какая Луна ночью и с чем это связано. |