Познавательный материал для детей на тему : "Всё о лягушках"(экскурсии на водоём и наблюдение за лягушками в природе)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Барышникова Инна Александровна

Познакомить детей  с лягушками . Дать представления о разнообразных видах лягушек, их повадках, благоприятных условиях для жизнедеятельности, пользе приносимой лягушками.Научить детей бережно относиться к живой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudenie.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Экскурсия на водоём.

                                 

                                  Наблюдение за лягушкой.

Цель:  Познакомить детей с представителем земноводных – лягушкой.

           Отметить особенности внешнего вида, повадок лягушек.

            Активизировать словарь детей: квакушка, « болотные певцы», квакают,

перепонки, при разучивании стихов и загадок.

            Подвести детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от врагов.

            Воспитывать у детей положительное отношение к лягушкам. Подчеркнуть полезность этих животных.

Ход:   Подойдя к водоёму спросить: Что услышали дети? (громкие трели « болотных певцов»). Так  громко квакают лягушки. Давайте подойдём поближе и посмотрим на квакающую лягушку повнимательнее.

-Какой цвет кожи, строение тела? (у лягушки влажная и блестящая кожа зелёного цвета, большие, выпуклые глаза, большой рот, передние ноги длиннее задних, на лапках перепонки.

- Какие звуки издаёт лягушка?. Как она это делает? (по бокам шеи у неё раздуваются и опадают большие округлые пузыри. Наполняясь воздухом, они усиливают звук. Если бы их не было, лягушка не могла бы так громко квакать).

- Как дышит лягушка? (как и человек, лягушка может дышать воздухом. У неё нет жабр и лягушка не может дышать под водой, но мы можем часто наблюдать, как лягушка долгое время может оставаться на дне водоёма.

- Почему она не задыхается без воздуха? (у лягушек большие легкие, которые они заполняют воздухом. Когда они ныряют в воду, воздух медленно впитывается в кровеносные сосуды. Это и позволяет лягушкам долгое время находиться под водой).

- Как вы думаете, хорошо ли лягушка видит? ( У лягушек хорошее зрение. Она хорошо видит вредных насекомых и ловит их. Обоняние  и слух у лягушек, как и у человека, развиты очень хорошо, да и ум тоже есть. Те, кто считает лягушку безмозглой, глубоко заблуждаются.

-Хорошо ли заметна лягушка среди травы? Почему? (каждое животное приспосабливается

к той среде, в которой он живёт. Окраска позволяет им скрываться от врагов).

-Каких врагов лягушек вы  знаете?

- Как питается лягушка? ( когда мимо пролетает какое- нибудь насекомое, лягушка моментально выбрасывает свой длинный, липкий язык и, поймав добычу, быстро её проглатывает).

- Как нужно обращаться с лягушками? ( лягушка такая же как и человек. Она, как и мы, чувствует боль. Она, как и мы может пораниться, она растёт, живёт, стареет и умирает, как человек. Поэтому к ним нужно относиться очень бережно. Нельзя их мучить. Взрослые и чаще дети убивают этих животных без всякого повода, просто потому, что они неказисты на вид. Живучи ещё легенды, по которым жаб обвиняют в появлении бородавок, а лягушек – в отсутствии дождя. На самом же деле – слизь на коже этих животных  совершенно безвредна для кожи человека).

-Какую пользу приносят лягушки? ( Они уничтожают в больших количествах вредителей леса, садов, огородов и других сельскохозяйственных вредителей. В « меню» земноводных входят и вредные моллюски и черви, а также насекомые – переносчики инфекционных и паразитических болезней человека и домашних животных).

Давайте попрощаемся с нашими лягушками и в группе нарисуем свои впечатления от встречи с этими замечательными животными.

       Рассматривание лягушки и устройство террариума для неё.

                           

                                   ( после наблюдения за ней в природе).            

Цель: Закрепить полученные знания о лягушке, полученные после наблюдения за ней в природе.

          Провести сравнительный анализ лягушки и жабы, отметить признаки различия и сходства между ними.

          Познакомить с особенностями размножения лягушек и периодами их жизни.

          Воспитывать интерес к природе и любовное, бережное отношение к её обитателям.

Вопросы к наблюдению:

- Опишите внешний вид животного

- Почему лягушки имеют такое строение ног?

- Как передвигаются лягушки?

- Какие условия нужны для жизни земноводных?

- Есть ли эти условия в террариуме?

- Показать, как плавает лягушка? (передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают передвижению животного в воде перепонки между пальцами).

- Назвать признаки сходства лягушки и жабы (строение тела, способы и характер питания, ночной образ жизни, польза, приносимая ими)

- Назвать признаки различия (кожа жабы – бугорчатая, на верхней челюсти нет зубов, более крупная, ведёт сухопутный образ жизни).

- В какое время года лягушки откладывают икру? (в апреле, сразу же после зимней спячки, лягушки мечут икру, рассмотреть икринки зарисовать их)

- Когда вылупляются головастики? (на пятый день- понаблюдать и зарисовать)

- Когда головастик превращается в лягушку? ( через четыре месяца – зарисовать)

- Чем отличается  головастик от лягушки?

- Предложить детям игры: « Кто первым заметит, что лягушка изменилась?»

                                              « Кто найдёт больше изменений?».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный материал для детей старшего дошкольного возраста "Эти интересные камни".

Познавательный материал для детей старшего дошкольного возраста "Эти интересные камни".Материал полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, которые могут почерпнуть интер...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей на тему «Что такое Новый год» для детей средней группы

Программное  содержание: Расширять представления детей  об окружающем мире. Закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране, развивать чувство общности...

Демонстрационный материал для детей по теме "Весна".

Демонстрационный материал для детей по теме "Весна"....

Демонстрационный материал для детей по теме "Лето ".

Демонстрационный материал для детей по теме "Лето"....

Демонстрационный материал для детей по теме "Зима".

Демонстрационный материал для детей по теме "Зима"....

Конспект познавательного занятия для детей средней группы (4-5 лет) «Экскурсия в зимний лес»

Городской дистанционный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС - 2021»для педагогических работников образовательных учрежденийНоминация «Педагогическое занятие по ФГОС»...

Воспитываем личностные качества детей посредством сказок и рассказов К. Д. Ушинского. (Богатство познавательного материала для детей в произведениях К. Д. Ушинского)

Ушинский Константин Дмитриевич(1824 — 1871)великий русский педагог,«учитель русских учителей». Уважаемые родители!    Данная информация поможет  вам в воспит...