Формирование любви к природе родного края через поисково - познавательную деятельность
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мухаметкулова Светлана Фаритовна

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.     Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.                                                                                                                                                                               

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование любви к природе родного края через поисково - познавательную деятельность

      Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.                                                                              Особенно велика роль природы в воспитании детей.  Край, в котором мы живем, называют Крайним Севером, краем вечной мерзлоты. Зимы у нас длинные, а лето короткое, но от этого здесь не менее интересно.  Природа Ямала - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая прелесть и красота.  Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, понимать красоту родной природы и бережно относиться ко всему живому - стало целью моей педагогической работы. 
     К сожаленью, природные условия Крайнего Севера не позволяют в достаточной мере знакомить детей с объектами живой природы, что так необходимо детям дошкольного возраста. Поэтому мы вынуждены вести основную работу в условиях помещения детского сада.
                              Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает  уголок природы, где имеется большое количество разнообразных растений.  Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения, наблюдать за ними длительное время.  Комнатные растения – ценный дидактический материал. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны.                                                                              Мы учим детей  сравнивать растения,  находить сходство и различие между ними,  замечать  интересные особенности внешнего вида.  При рассматривании комнатных растений обращаем  внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату.  Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного, любви к природе.                               На примере опытов с комнатными растениями детям в доступной форме можно объяснить, как возникают некоторые явления в природе. Например, образование осадков. Накрываем сухой банкой цветок в горшке. Наблюдение начинаем через 2 - 3 часа. Бумажной салфеткой промокаем жидкость, которая собралась капельками на дне и стенках банки. Это испарилась вода с листьев растения и с поверхности почвы. Пар поднимается вверх,  наталкивается на холодное донышко банки и снова становится водой. Капельки тяжелеют и падают на землю. Точно также происходит и в природе. В зависимости от температуры воздуха капельки могут стать дождем или снегом.                                                       В группе воспитателями оформлен уголок  «Растения Ямала», где дети могут ознакомиться с лекарственными растениями, растущими на территории нашего края.                                                                                                                                         С большим интересом дети ухаживают за «огородом» на подоконнике.  Он способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать растительную жизнь.  «Огород»  расширяет представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивает этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Чтобы узнать, нужны ли растениям для роста специальные условия, мы провели опыт. Поместили четыре луковицы в разные условия: одну – в емкость с водой, другую – в емкость без воды, третью – тоже в емкость с водой, но убрали емкость в темное место, четвертую поставили в холодное место.  В течение месяца наблюдали за луковицами, делали зарисовки в дневник наблюдений. В процессе наблюдений выяснили, что для роста растениям необходимы свет, вода, тепло.                                             Во время прогулок, экскурсий, наблюдений мы знакомим детей с природой, изменениями,  происходящими в ней в разное время года. У детей расширяются конкретные знания о климатических  особенностях Крайнего Севера.  На основе приобретенных знаний формируем  такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Во время труда на прогулке воспитываем заботливое и  бережное отношение к деревьям. Например, сгребаем первый снег к стволам деревьев. Подводим детей к пониманию того, что мы утепляем корни деревьев, чтобы они не замерзли зимой. Для птиц вывешиваем кормушки, не забываем насыпать в них корм. Тем самым прививаем любовь ко всему живому, к природе родного края, навыки бережного отношения к ней,     Существенную роль в формировании любви к природе родного края играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.  В нашей группе работает кружок «Школа волшебства». Организация поисково-познавательной работы с детьми  идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами: 
1. Живая природа  (многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах и т.д.).
2. Неживая природа  (вода, воздух, почва, звук, свет, цвет и т.д.).
3. Человек. Рукотворный мир  (функционирование организма, материалы и их свойства, преобразования предметов и т.д.).                                                                В нашей группе есть «Детская лаборатория». Она оснащена материалами и специальным оборудованием, которое необходимо для реализации пространственных задач по познавательному развитию детей. В этой лаборатории мы  изучаем объекты и явления неживой природы: свет, тепло, воду, песок, глину, камни, проводим с ними различные опыты и эксперименты. В процессе экспериментирования  дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.  Изучая особенности природы нашего края, мы через экспериментирование узнали: почему большая часть тундры покрыта водой или почему в тундре так много болот?                                                                                                                   Большой интерес у детей вызвала тема «Почва». Дети узнали, что это за вещество? Какой бывает почва? Как образуется? Какими свойствами обладает? Дети опытным путем доказывали, что в почве есть воздух. Узнали, какая почва лучше пропускает воду. Для того чтобы узнать, в какой из почв быстрее прорастут семена, провели такой опыт: три емкости наполнили разными видами почв: черноземной, песчаной, глинистой. В каждую посадили равное количество семян. Дети каждое утро увлажняют почву и наблюдают. Результаты заносят в дневник наблюдений. Совместная деятельность с детьми в «Детской лаборатории» проходит 1 раз в неделю во второй половине дня по 25-30 мин.                                                             Общение ребенка с объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию на отношение к природе.                                                                                                      Таким образом, поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а значит любить и беречь природу и ее обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование любви к Родине на основе любви к природе родного края»

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение...

Формирование представлений о природе родного края через проектно-исследовательскую деятельность дошкольников

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привя...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ РОДНОГО КРАЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В статье рассказано какие можно применить экскурсии прогулки, занятия, которые повлияют на формирование любви к природе родного края....

Духовно-нравственное воспитание через экологию, воспитание любви к природе родного края"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там ...