НОД «Друзья, которые противоречат друг другу» / с использованием элементов ТРИЗ/
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Богуцкая Ирина Викторовна.

Противоречие – это предъявление к одному признаку объекта двух противоположных требований, разных по характеру. Осуществляется выбор способов разрешения проблемной ситуации на основе принципов разрешения противоречий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzya_kotorye_protivorechat_drug_drugu.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Друзья, которые противоречат друг другу» / с использованием элементов  ТРИЗ/

Программное содержание: Сформировать у детей знания о свойствах металла и

дерева. Познакомить с новыми свойствами металла - намагничивание и коррозия.

Учить детей наблюдать, проводить опыты и делать выводы. Продолжать развивать любознательность, логическое мышление, воображение, разрешать противоречия. Воспитывать умение аккуратно использовать предметы для экспериментирования, интерес к экспериментальной деятельности, умение работать в коллективе, стремиться к достижению общего результата, умение культурно выражать свои мысли.

Материал и оборудование: Две коробки («посылки»), гвоздь и карандаш (большие), весы, свеча, спички, молоток, картина с изображением леса, реки и костра, ложка металлическая и деревянная, магнит.

Раздаточный материал: Ванночки с водой, гвозди, деревянные палочки (спички), деревянные бруски и металлические пластины, стаканы с водой, магнит.

Ход

I - Сегодня утром к нам пришёл почтальон и оставил для нашей группы две посылки. Что в них? Догадайтесь сами.

Серый Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом проведёт,

Там след кладёт. (Карандаш).

                                                           Металлический Антошка,

                                                           Он на очень длинной ножке.

                                                           По головке постучишь

                                                           Что - нибудь смастеришь. (Гвоздь).

- А как узнать, в какой посылке карандаш, а в какой гвоздь?

Дети. Посмотреть.

Воспитатель. А если не глядя?

Дети. Потрогать (Определяют на ощупь)

Воспитатель. А по запаху можно различить гвоздь и карандаш?

Дети: (понюхав) Нет.

Вое-ль: А по звуку? (стучит металлической палочкой по гвоздю и карандашу).

Дети: Можно, но сложно.

Вое-ль: А вот и они, наши гости - гвоздь и карандаш. Давние друзья, но и великие спорщики. Каждый из них уверен, что он самый главный. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных для человека предметов, а гвоздь говорит, что из металла гораздо больше. Кто прав? Какие объекты из дерева вы знаете? (Перечисляют). А из металла? (Перечисляют).

Выходит, что и карандаш и гвоздь правы. Хотите узнать, почему одни предметы делают из дерева, а другие из металла? Возьмите в руки деревянный брусок и металлическую пластину, проведите по ним рукой.  - Какие они на ощупь?

Дети: Пластина гладкая, а брусок шершавый.

Вое-ль: Приложите к одной щеке брусок, а к другой - пластину. Что вы чувствуете?

Дети: Дерево тёплое, а металл холодный.

Вое-ль: Попробуем забить гвоздь в деревянный брусок (вбивают), в металлическую пластину (пробуют). Почему я смогла забить гвоздь в дерево и не смогла его забить в металлическую пластину?

Дети: Дерево мягкое, металл твердый.

Вое-ль: А если бросить в воду гвоздь? (бросают). А деревянную палочку? (бросают). Итак....

Дети: Гвоздь утонул, а палочка плавает.

Вое-ль: Почему?

Дети: Гвоздь тяжелее, чем палочка.

Вое-ль: Проверим? (взвешивают гвоздь и палочку). А теперь попробуем сломать гвоздь (пробуют), а теперь палочку (ломают). Почему палочка сломалась, а гвоздь - нет?

Дети: Дерево хрупкое, а металл прочный.

Вое-ль: А что произойдёт, если подвести к огню (зажигает свечу) деревянную палочку, а потом гвоздь?

Дети: Палочка загорелась, а гвоздь только нагрелся.

Вое-ль: Все опыты, которые мы с вами сегодня провели, подтверждают то, что вы уже знали о дереве и металле. А теперь давайте поиграем в игру «Наоборот». Дети встают в круг, воспитатель бросает каждому по очереди мяч, называя одно из свойств дерева - дети должны назвать противоположное свойство, присущее металлу (шероховатое - гладкий: тёплое - холодный: лёгкое - тяжёлый, хрупкое - прочный и т. д.).

Вос-дь: Пока мы играли, карандаш и гвоздь решили прогуляться. Шли они, шли и подошли к реке (показывает картинку). Карандаш обрадовался: «Переплывём на другой берег, освежимся». А гвоздь приуныл. Как вы думаете, почему?

Дети: Он боится утонуть. А ещё, если он войдёт в воду, то может заржаветь.

Вое-ль: Молодцы. Значит, гвоздь не должен заходить в воду. Что делать?

Дети: Карандаш может перевезти его на себе. Можно смастерить из веток плот и переправиться на другой берег.

Вое-ль: Вот наши друзья yжe на том берегу. Они устали, проголодались, решили уху сварить. Как вы думаете, кто из них пошел ловить рыбу, а кто начал разводить костер? (ответы детей) Сварили они уху, гвоздь достал свою ложку из металла, карандаш свою - из дерева. Опять заспорили друг с другом: чья ложка лучше? Решили так: кто быстрее свою порцию cъест, у того и ложка лучше. Карандаш быстро управился. А гвоздь всё дул на свою ложку. Почему?

Дети: Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл очень быстро становится раскалённым.

Вое-ль: Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти. Как затушить костер?

Дети: Залить водой - это может сделать карандаш. Закидать песком - с этим может справиться гвоздь.

Вое-ль: А зачем надо обязательно тушить костёр? (Ответы детей).

Вое-ль: Молодцы! Я надеюсь, что если вы пойдете на прогулку в лес и разложите костер, то, уходя домой, не оставите его, ведь, иначе, может начаться пожар.

Решил гвоздь карандашу помочь воды принести из реки. Пошли они и видят, что на тропинке магнит лежит и никого не пропускает. Карандаш перепрыгнул через

магнит, а у гвоздя не получилось. Почему?

Дети: Потому что магнит обладает свойством притягивать к себе металлические предметы.

Вос-ль: (Берёт стакан с водой и бросает в воду гвоздик.) Перед детьми ставится задача: вытащить гвоздик, не замочив пальцев и магнита.

Дети:   Предложения детей.

Вос-ль: Вот мы с вами и увидели, что магнитные свойства проявляются не только

в воздухе, но и в воде, и в стекле.

Ребята, а какое сейчас время года? Какие предметы на нашем участке сделаны из

дepeвa,  а какие из металла? (Ответы детей). До каких из этих предметов мы можем дотрагиваться только в варежках? Почему? А до каких без варежек? Почему?

И заканчивается наше занятие. С чем вы сегодня познакомились?

Дети: Мы повторили свойства дерева и металла. Мы узнали, что такое коррозия. Что металлические предметы могут намагничиваться и свойства магнита может проявляться не только в воздухе, но и в воде, и в стекле.

Вос-ль: Правильно ребята, мы с вами закрепили, что дерево: тёплое, шершавое, хрупкое, мягкое, горит, а металл: холодный, гладкий, прочный, твёрдый. И узнали новые свойства магнита, что магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, и в стекле. Что вам понравилось на занятии? А что не понравилось? Вы все очень хорошо поработали. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по рисованию с аппликацией "Белка прячет в листья клад" 2 младшая.Краски гуашевые, кисти №12, лист ватмана с заранее наклеенными силуэтами деревьев с дуплами, белками, которые “ вместе ищут орешки,” “догоняют друг-друга ”

Программное содержание: Развивать сюжетно-игровой замысел , дорисовывать аппликативную композицию, располагать изображения на листе бумаги в определённых местах. Материалы: Краски гуашевые,...

Образовательная деятельность по познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности «Друзья, которые любят противоречить друг другу»

Образовательная деятельностьпо познавательному развитию в разновозрастной группе № 2 компенсирующей направленности«Друзья, которые любят противоречить друг другу»...

Конспект НОД для детей подготовительной группы "Друзья, которые любят противоречить друг другу"

Систиматизировать и уточнить представления о свойствах металла и дерева...

«Как друзья друг другу в гости ходили». Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы.

«Как друзья друг другу в гости ходили».ОО «Познавательное развитие»Формирование элементарных математических представленийЦель:создать радостное настроение от занятия.Задачи:Образовательные:1. Дать зна...

Конспект НОД "Друзья, которые любят противоречить друг другу" (с элементами Триз)

Формирование знаний детей о свойствах металла и дерева, развивать логическое мышление....

Шпаргалка, которая поможет родителям и детям слушать и слышать друг друга!

Шпаргалка, которая поможет родителям и детям слушать и слышать друг друга!...

Информационные листы "Фразы, которые помогают услышать друг друга во время конфликта"

Информационные листы "Фразы, которые  помогают услышать друг друга во время конфликта"...