Малая экологическая тропа для занятий с учащимися начальных классов и дошкольной группы.
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_maloy_ekologicheskoy_tropy.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:

- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;

- развивать  сенсорные качества каждого ребенка;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;

- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах;

Этапы создания и оформления экологической тропы.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

  1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены карто-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому).
  3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости.
  4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
  5. Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков.
  6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Оформление тропы и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей к занятиям на тропе (особенно младшего возраста) педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовичка, Флору и т.п.).  Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя (например, Боровичка) из плотной бумаги, оставив при этом по бокам фигурки довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. В карман сказочного человечка заранее кладутся задания для детей — просьбы Боровичка. За оказанную ему помощь сказочный персонаж периодически оставляет на своей тропинке сюрпризы — конфеты, орехи на деревьях.

План тропы, выполненный на листе фанеры или пластика, можно укрепить у ее начала. К выбору объектов, оформлению тропинки привлекаются дети.

 Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов. Используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые воспитатель составляет вместе с детьми на занятиях. При оформлении красочных табличек для некоторых объектов тропы можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного — в зеленый, пищевого — в синий. Если территория детского сада активно посещается посторонними и обеспечить сохранность оборудования невозможно, сделайте легкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, вы можете брать таблички тех объектов, которые намереваетесь посетить сегодня с детьми.

Паспорт экологической тропы.

                Для организации работы на экологической тропе нами разработан специальный «Паспорт экологической тропы». Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема — для педагогов, вторая — простая — для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т.д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей, как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек. Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропы.  

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, помните о том, что экологическая тропинка — это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки, поясняя при этом, что нет денег на уборку всех старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев и т.п. На самом деле многие из этих объектов могут служить точками для интереснейших наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые уже есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками. В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут дерево, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появляется молодая поросль. Кроме того, на нем удобно размещать кормушки.

Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности (леса, луга). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемами леса, луга. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Воспитатели оформили паспорта всех точек тропинки, в которых  отразили рекомендации по организации работы с детьми  с данным природным объектом, его биологические характеристики, место  произрастания или нахождения, особенности распространения, происхождение названия, роль в жизни людей; у лекарственных растений указали их целебные свойства, у живых объектов – особенности питания и ухода. В приложение к паспорту ребята вместе с родителями собирают загадки, стихи, сказки о каждом из природных объектов.

Паспорт

 

малой экологической тропы

 

«Я познаю мир».

Цели:

  1. Познакомить учащихся с видовым составом пришкольного участка.

  1. Привить учащимся практические навыки по уходу за некоторыми садовыми растениями.

  1. Воспитание экологической и эстетической культуры.

Пояснительная записка.

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Занятия, проводимые на тропе, позволяют решить ряд задач:

- использовать прогулки для общения детей с природой и оздоровления на свежем воздухе;

- развивать  сенсорные качества каждого ребенка;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования и другие виды деятельности;

- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Местонахождение:

школьная  территория  МБОУ -  Полужская ООШ  имени Ф.Е.Стрельца Выгоничского  района Брянской области.

Маршрут осуществляется пешком.

Время создания:

2013- 2014 учебный год.

Протяжённость:

Тропа имеет форму петли, протяжённостью 300 метров.

Состояние экологической тропы:

удовлетворительное, на отдельных участках хорошее.

 Назначение экологической тропы: 

просвещение, обучение и воспитание по вопросам окружающей среды и эстетической культуры.

Приложение:

а) карта-схема маршрута;

б) описание объектов;

в) путеводитель или буклет для самостоятельного прохождения тропы.

Стоянки малой  экологической тропы

«Я познаю мир».

  1. «Мир растений».

Объекты для наблюдений:

Деревья ива плакучая, яблоня, груша, каштан.

Кустарники  сирень, акация, спирея  калинолистная, спирея иволистная, ирга, шиповник, алыча.

Травянистые растения   лапчатка, различные виды осоки, очиток едкий, полынь, пастушья сумка, щавель конский, щавель, земляника, нарциссы, ирисы, вьюнки, одуванчики, тюльпаны, клевер, икотник серо-зелёный.

  1. «Хвойный лес».

Объекты для наблюдений:

Деревья сосны.

Кустарники -  рябина черноплодная, верба

Травянистые растения – осоки, лапчатка, очиток едкий, икотник серо-зелёный, полынь, крапива двудомная.

Мхи, лишайники (на деревьях).

  1. «Дуб».

Объекты для наблюдений:

Деревья дуб.

  1. «Муравейник».

Объекты для наблюдений:

Деревья берёза, сосна.

Кустарник – верба.

Насекомые – муравьи, пчёлы, божьи коровки.

  1. «Смешанный лес».

Объекты для наблюдений:

Деревья берёза, клён, сосна.

Кустарники  шиповник, боярышник дикий, можжевельник

Травянистые растения – осоки, очиток едкий, лапчатка, полынь, земляника.

  1. «Зелёная аптека».

Объекты для наблюдений:

Лекарственные травянистые растения подорожник, мята, полынь, крапива, мать-и-мачеха, тысячелистник, календула.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для учащихся начальных классов "Зимние олимпийские виды спорта".

Материал предназначен для детей подготовительной группы, в нём использованы фотографии и названия зимних олимпийских видов спорта....

Малая экологическая тропа для занятий с учащимися начальных классов и дошкольной группы.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. В разное время вы можете по...

План организации преемственности в обучении учащихся начальных классов МБОУ СОШ №4 и МБДОУ №19 "Ручеёк"

С целью реализации единой линии развития ребёнка на этапах дошкольного и младшего школьного образования был разработан данный план по преемственности....

Сценарий спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья» для учащихся начальных классов.

Цель мероприятия: Укрепление связей «Семья – Школа», направленных на воспитание здорового образа жизни.Задачи:1. Мотивация занятий физкультурой и спортом в целях оздоровления;2. Развитие психофизическ...

Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подготовительной группе «Скоро в школу»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1»      Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подг...

Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подготовительной группе: «Скоро в школу»

Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10.2. Совершенствовать умения работы в тетрадях в клетку.3. Закреплять знания детей право, лево, верх, низ.4. Совершенствовать умение определять место ...

Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подготовительной группе «Друзья Робоборика»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»Конспект открытого занятия для учителей начальных классов в подготовительной группе«Друзья Робоборика&r...