Деревья - наши друзья!
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Батракова Татьяна Владимировна

 

Занятие «Деревья-наши друзья»

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya-nashi_druzya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

Занятие «Деревья-наши друзья»

Программное содержание: формировать элементарные представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе; учить исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать. Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Словарная работа: на макушке, шершавая, хвоинки, размножается, листопад, окраска, приспособление, березовая роща, дубовая роща, осиновая роща, липовая роща.

Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.

Ход занятия:

  1. Ребята! Сегодня мы с вами пойдем на наш участок в гости к друзьям.
  2. Наши друзья - это деревья!
  3. Посмотрите, на нашем участке много старых, высоких деревьев.
  4. Кто мне скажет: - «Какие деревья растут на нашем участке?»
    (Дети: тополь, береза, ель, рябина, клен.)

Выходит первый ребенок (читает стихотворение «Строение дерева» С.А. Васильева): «Дерево могуче, дерево сильно,

Ведь в земле корнями оно закреплено. Рассмотри подробнее его, смотри не поленись: Ствол - дереву опора, убегает ввысь. Ты потрогай твердую древесную коруНадежно защищает

она дерево в бору. Создают прохладу под деревом

листочки, Они весною ранней выросли из почки.

К листочкам на ветках тихонько прикоснись, Но елочной

иголкой, смотри, не уколись!»

-А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в стихотворении? (Ребенок -у дерева есть корни, ствол, ветки, листья) - Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)

  1. Для чего нужны дереву корни, кора? (Ребенок - через корни дерево
    получает пищу из земли, кора защищает ствол дерева). - Молодцы!
    Правильно назвали строение дерева.
  2. Посмотрите! А что это за дерево?
    Второй ребенок: рябина.

«Осень в город к нам пришла, Огоньки вокруг зажгла. Ярко- красный шарик-Это вовсе не фонарик. Прилетай скорее, птица,

На рябине покормиться!»

(С.А. Васильева)

-        Ребята! А кому и какую пользу она приносит?

(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Синички и воробьи клюют эти ягоды, когда другого корма не остается.) -А это что за дерево? Выходит третий ребенок:

«Листву  рассыпает  метель  золотая,  Я  в  парке

сижу и о чем-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клена кружится И медленно мне на ладошку ложится. Осенние клены -цветов хороводы,

И желтый, и красный среди непогоды. Найду я

зеленого капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета».

(С.А. Васильева)

-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью ...)

  1. Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)
  2. А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный,
    желто-зеленый лист)
  3. А теперь к какому дереву мы подошли? Выходит
    четвертый ребенок:

«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой. По городу гуляя, встретишь его пухНад улицей несутся сотни белых мух».

(С.А. Васильева.)

-Тополь, это дерево, которое растет в городе.

  1. Как мы о нем можем сказать, какое это дерево? (Дети: тополь- это
    городское дерево)
  2. Для чего в городе нужны деревья? (Дети: листья деревьев поглощают углекислый газ и
    вырабатывают кислород. Таким образом они очищают городской воздух)
  3. Как называются деревья, на которых растут иголки? (Дети: хвойные деревья.)
  4. Какие хвойные деревья, вы знаете? (ель, сосна, пихта, кедр) Выходит пятый
    ребенок:

Стоят дома высокие, Этажи несчетные, Шпили колючие, Под тучами могучими.

-        А что говорят в народе о сосне?

  1. 1 ребенок: «Сосна там красна, где взросла»,
  2. 2 ребенок « Всякая сосна своему бору шумит»
  3. Как выглядит сосна?

(Дети: Сосна - высокое дерево, ствол у нее прямой, веточки только на макушке. Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая. У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом. Хвоинки располагаются парами. Сосна ,размножается шишками.)

  1. Молодцы! Очень много рассказали о сосне. - А сейчас, давайте соберем красивый букет из
    осенних листьев. (Дети собирают листья)
  2. Как много красивых листьев собрали!
  3. А теперь украсим осенними листьями нашу тропинку. (Орнаментом)
  4. Какая красивая тропинка получил ась !
  5. Вам нравится ребята? (ответы детей)
  6. Ну, а эту красавицу, вы узнаете? (воспитатель показывает на березку)
    ПЯтый ребенок:

В белых платьицах подружки Из русской выросли земли. На лесной стоят опушке, Листья в косы заплели.

(С.А. Васильева)

-Какого цвета листья на березе? (Дети: золотисто-желтые)

  1. у какого дерева раньше других меняется окраска листьев?
    (Дети: у березы)
  2. у каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? ( Дети: у березы)
  3. Какое значение имеет - листопад?

(Дети: приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.) -А сейчас, отгадайте загадки:

  1. В тишине осенних рощ
    Золотистый льется дождь. (Листопад)
  2. Весной вырастают,

А осенью опадают.        (Листья)

5.        Падают с ветки

Золотые монетки.        (Листочки)

  1. Если в роще растут березы, как называется эта роща? (Дети: березовая роща.)
  2. А если в роще, растут дубы? (Дети: дубовая роща)
  3. Какие еще бывают рощи? (Осиновая роща, липовая роща)

Предложить детям поводить хоровод «Во поле березонька стояла». Вот и закончил ось наше занятие.

  1. Березка говорит нам: «Не грустите, друзья! Пришла пора сна и отдыха. Скоро зима укроет нас
    белым снежком, и мы уснем до весны. А весной на ветвях появятся новые листочки!»
  2. До новых встреч! До свидания!

Предложить детям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз рассмотреть его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Деревья- наши друзья" конспект НОД в форме занятия

Непосредственно образовательная деятельность в форме занятия в соответствии с ФГТ и Сан Пин с использованием игровых компьютерных технологий по ознакомлению дошкольников с природой в старшем дошкольно...

Проект "Деревья-наши друзья"

проект во второй младшей группе по лексической теме "Деревья"...

"ДЕРЕВЬЯ - НАШИ ДРУЗЬЯ!"

Экологический проект...

Деревья - наши друзья

Конспект занятия в старшей группе«Деревья – наши друзья»...

Проект «Деревья - наши друзья»

Проект «Деревья - наши друзья»...

Экологический проект "Деревья наши-друзья"

Исследовательская деятельность по изучению жизни деревьев во взаимосвязи с его экосистемой; а также природоохранная деятельность....

Презинтация на тему "Необычные деревья" или "Деревья наши друзья"

Презинтация  на тему"Необычные деревья" или "Деревья -наши друзья" для детей старшей группы в формате powerpoint. В данной данной презинтации для дошкольников рассказывается,какие существуют самы...