ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "НАСЛЕДНИКИ КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шапкина Татьяна Юрьевна

Данный проект предполагает организацию работы по духовно- нравственному воспитанию детей в тесном сотрудничестве дет сада и семьи,расширение социальных связей с другими организациями.Разработана система,способствующаЯ воспитания духовно-нравственных качеств личности через активизацию познавательной деятельности детей при приобщениик истокам национальной (русской и марийской)культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shapkina_proekt.docx189.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 1 «Росинка»

города Козьмодемьянска Республики Марий Эл

ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

 «НАСЛЕДНИКИ КУЗЬМЫ И ДЕМЬЯНА»

Автор

Шапкина Татьяна  Юрьевна,

воспитатель 1 квалификационной категории

2013

"Давайте детям больше и больше созерцания  

общего, человеческого, мирового;

но преимущественно старайтесь знакомить

их с этим через родные и национальные явления"

В.Г. Белинский.

                                                                             

Актуальность.

            В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Жизнь рождает много нового и порой в неудержимом потоке этого нового, теряется старое, доброе. Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия, исчезли идеалы человека-труженика, воина-защитника Отечества, забываются семейно-бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших,              назрела острая необходимость возрождения народных культурных традиций в духовно-нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения. Пришла пора не на словах, а на деле позаботиться о том, чтобы человек любой национальности, знал культуру, язык, обычаи, традиции своего народа. Мы не должны забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, природы, литературы, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлимой частью души ребёнка, началом рождения личности.

            В соответствии с рекомендациями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»  мы разработали авторскую систему патриотического воспитания детей, которая предполагает углубленное ознакомление дошкольников с национальными традициями, праздниками, обычаями, что позволит  народной культуре предстать перед детьми в своей целостности и самобытности.

         Актуальность проблемы состоит в то, что каждый человек, гражданин своей страны, уважающий себя  и историю своей Родины должен не только не забывать изучать традиции своего народа, но и способствовать тому, чтобы они жили и передавались из поколения в поколение, как самое важное наследие.

Гипотеза.

            Проект позволит организовать работу по духовно-нравственному воспитанию детей в тесном сотрудничестве детского сада и семьи, а так же расширить социальные связи с другими организациями.

            В итоге организации проекта у детей сформируются определенные модели поведения  и взаимоотношения в семье, повысится уровень знаний и умений, активизируется позитивное отношение к семейным традициям, повысится интерес к истории и культуре своей Родины.

            Реализация проекта будет способствовать успешной социализации дошкольников, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств.

Цель проекта:  Воспитание духовно-нравственной качеств личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к истокам  национальной (русской и марийской) культуры родного края.

Задачи проекта:

  1. Пробуждать интерес и любовь к русской  и марийской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского и марийского народа через  ознакомление с фольклором, календарными, обрядовыми  и семейно- бытовыми праздниками.
  2. Учить нравственным нормам поведения, основанным  на национальных традициях уважительного отношения к  людям старшего поколения; формировать образ матери - источника жизни, хранительницы очага, отца как символа доблести, мужества и силы.
  3. Развивать музейную педагогику, дающую возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего, воспитывать  бережное отношение к культурному наследию своего края.
  4. Воспитывать   у детей привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  5. Способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности, коммуникативных навыков.
  6. Формировать простейшие навыки в области прикладного искусства, развивая творческие способности детей, с учётом их возрастных и психологических способностей.
  7.  Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи  по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций.
  8. Помогать  родителям осознавать важность их участия в приобщении детей к народной  культуре, привлекать  их к сотрудничеству по созданию в группе предметно-развивающей среды (мини-музей, уголок родного города, предметы народно-прикладного искусства и т.д.)

Принципы организации проекта:

  1. Принцип системности и последовательности предполагает усвоение материала

в определённой  системе, по всем направлениям.

  1. Принцип культурособразности - работа должна строиться в соответствии с

народным календарём.

  1. Принцип интеграции - определяет взаимосвязь и взаимопроникновение разных

видов искусства и разнообразной деятельности детей.

  1. Принцип природособразности - учитывает возрастные и индивидуальные

особенности, возможности обучающихся при включении их в разные виды

деятельности.

  1. Принцип наглядности, который просматривается при проведении наблюдений в природе, на основе народного календаря наших предков. Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации  мыслительной

деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.

Вид  проекта:

по доминирующему методу: творческо-исследовательский, интегрированный

по характеру содержания: ребёнок, общество и культурные ценности

по характеру контактов: открытый

по количеству участников: групповой

по времени: долгосрочный.

Участники проекта.

Воспитанники старшей группы «Звёздочка»

их родители (законные представители)

Педагоги  МДОУ детский сад № 1 «Росинка»  г. Козьмодемьянска.

Сроки реализации проекта -  август 2012 г. – май 2013 г.

Этапы  реализации проекта:

1 этап -  подготовительный – август - сентябрь 2012 г.

Цель: выявление проблемы и подбор программно-методического обеспечения проекта.

Содержание работы

Формы работы

1. Выявление проблемы и необходимости её решения проектным методом; определение структурных компонентов проекта.

Первичная диагностика уровня знаний, умений и навыков детей. Анкетирование семей воспитанников, беседы, наблюдения.

2. Подборка программно-методического и информационно-методического обеспечения для реализации проекта.

Поиск материала в библиотеке, использование Интернет-ресурсов, индивидуальные консультативные встречи со старшим воспитателем.

3. Изучение опыта работы других ДОУ и опыта работы педагогов-новаторов по теме проекта.

Самостоятельное изучение опыта работы, посещение кустовых методических заседаний.

4. Подбор диагностического материала по выявлению образовательного уровня родителей и детей в области знаний краеведческой направленности и уровня знаний о русской народной культуре.

Психолого-педагогический практикум (консультативная помощь педагога-психолога, старшего воспитателя).

5.Работа с социумом микрорайона  города.

Сотрудничество с МУ «Козьмодемьянский культурно - исторический музейный комплекс», с воскресной школой в Свято-Троицкой церкви при Православном центре Горномарийского района г. Козьмодемьянска, с библиотекой Православного центра.

           

        Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что у детей недостаточный объём знаний по теме, родители наших воспитанников мало интересуются народной педагогикой, знают небольшое количество народных праздников, обрядов и традиций.

             Мы решили, что для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

            Нами был составлен план работы  на подготовительный период, в котором были предусмотрены:

  1. Создание условий для работы по приобщению детей к истокам народной культуры (предметно-развивающая среда).
  2. Разработка диагностического материала по определению уровня развития детей.
  3. Составление комплексно – тематического плана кружка «Наследие». приложение
  4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам народной культуры. Приложение
  5. Работа с родителями (выбор форм  и методов, разработка методических рекомендаций для родителей) приложение
  6. Работа с педагогами ДОУ (консультация для педагогов «Теоретические основы реализации гендерного подхода в современном ДОУ»).

          На всех этапах работы используются информационные технологии, что вызывает интерес у детей и родителей.

Ожидаемые результаты:

  1. Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.
  2. Объединение усилий педагогов, детей и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
  3. Расширение кругозора детей через экскурсии в музеи, посещения Воскресной школы.
  4. Создание предметно – развивающая среда.
  5. Разработка диагностического материала по определению уровня развития детей.
  6. Разработка тематических занятий по приобщению детей к истокам русской культуры.
  7. Составление комплексно – тематического плана кружка «Наследие».

2 этап – Проектирование  – октябрь 2012 – апрель 2013

Цель: решение  проблемы  в едином общеобразовательном пространстве.

Содержание работы

Формы работы

1. Коррекция индивидуального плана по ознакомлению детей с основами русской народной культуры.

Психолого-педагогические встречи в рамках реализуемого проекта.

Выступление на пед. совете по теме «Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования» (из опыта работы). 

Интеллектуально-развивающее занятие. Тема «Откуда пришла бумага».

2. Реализация проблемы через внедрение нетрадиционных форм работы с детьми.

Разработка цикла занятий по приобщению к истокам русской народной культуры.

3. Приобщение детей к познанию русской народной культуры в предметно-развивающей среде.

Оформление уголка русской избы, наполнение уголка предметами быта, народно-прикладного искусства; оформление уголка родного города; подбор дидактических игр.

4. Воспитание нравственных качеств дошкольника в процессе досуговой деятельности.

Праздники, досуги, развлечения по знаменательным датам  народного календаря.

  1. 5. Решение проблемы во взаимодействии с родителями воспитанников.

Конкурсно-игровые программы, КВН, педагогические гостиные, выставки работ детско-родительского творчества,  совместные экскурсии, консультации, индивидуальные формы работы (наблюдения, беседы).

  1. 6. Решение проблемы во взаимодействии ДОУ с социально-значимыми объектами города.

Посещение музеев, библиотек, достопримечательных мест и т.д.

  1. 7. Обобщение и распространение опыта работы.

Выступление на НПК «Социально-педагогическое сопровождение личности в социуме: история, теория и практика» -28.02.2013г.  «Сотрудничество детского сада и воскресной школы в воспитании личности ребенка» (с публикацией статьи);

Республиканский семинар «Личностное развитие дошкольников в условиях социального партнерства субъектов воспитательного пространства в свете модернизации образования» - 19.02.32013г. - выступление «Система работы с семьей по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста».

Участие в едином методическом дне «Формирование развивающего образовательного пространства города Козьмодемьянска в условиях модернизации образования» - 07.11.2012г. - выступление «Организованная образовательная деятельность по ознакомлению дошкольников с предметами и природным миром».

    Внедрение    проекта   в  практику   позволяет   достигнуть   следующих   результатов:

1.      Повышение  уровня  знаний детей;  

  1. Изменение   стиля   общения      взрослого  с  ребёнком,   детей   между   собой,   детей с педагогами,  педагогов и родителей;  
  2. Повышение       педагогической    компетентности       родителей,    привлечение      их   к     образовательному  процессу;  
  3. Освоение проектной деятельности  педагогами   ДОУ, использование технологий в работе с  детьми.

         Основными формами работы  на данном этапе являются проведение   мероприятий с родителями и детьми:

С детьми:

  • Оформление детского абонемента для посещений занятий в музее им. Григорьева;
  • Посещение Воскресной школы;
  • Экскурсии по городу.

Совместные мероприятия:

  • Оформление паспорта семьи, «Семейного дерева» (генеалогического древа).
  • Ведение семейных альбомов;
  • Организация выставок: «Познакомьтесь, это моя семья»; «Все  профессии  нужны,  все  профессии  важны»  (рассказ  детей  о  профессии  мамы  или папы»); «Что означает имя твое»; фотовыставка «Мама милая моя», «Наши бабушки», выставки семейных коллекций, реликвий  «Из бабушкиного сундучка», « Вот так наряд»;
  • Выставки детского рисунка: «Моя семья», «Портрет мамы».
  • Конкурсы: «Как я провел лето…», «Семейные традиции -  какие праздники и как мы справляем» (плакат, фотоальбом и другие формы), «Роспись пасхальных яиц».         
  • Организация и проведение совместных праздников: празднование дней рождения (ежемесячно), Рождественские чтения, развлечение с участием пап «Богатырская наша сила», «Мамин день», «Светлая Пасха», «Белая береза» - празднование Троицы.

           Проведение с родителями и детьми  совместных мероприятий оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть своего ребенка в процессе занятий, в игре, его успехи и трудности во взаимоотношениях; посмотреть и приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

С родителями:

Формы работы с родителями, которые можно использовать в своей работе:

активные:

пассивные:

-групповые родительские собрания;

-консультации (включая консультации специалистов);

-экскурсии выходного дня;

-участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

-создание предметно – развивающей среды;

-беседы с родителями.

-размещение консультативного материала в «Родительском уголке»;

-размещение материала в Интернете;

-подбор интернет-ресурсов (адреса сайтов, темы публикаций) для родителей, которые активно пользуются интернетом.

 

  • Родительские собрания: в русском народном стиле «Воспитательная роль матери в семье», «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».

          При подготовке к родительским собраниям оформляется  выставка детских работ или фотостенд, где используются  фотографии из семейных  альбомов или жизни группы. На каждом собрании мы выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.

  • Оформление информации в родительском уголке: «Помню, в детстве мы играли», «Как устроить сюрприз для своей семьи»,  «Что значит быть отцом», «Пасхальные рецепты», в котором размещается практический материал, дающий возможность узнать много нового и интересного, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки. Это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
  • Анкетирование на каждом этапе проекта: «Что я знаю о своем городе», «Старшее поколение», «Во что играет мой ребенок», «Что мы узнали нового и полезного во время проекта».

3 этап - Заключительный - апрель-май 2013

Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм  реализации проекта.

Содержание работы

Формы работы

  1. 1. Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.

Беседы, наблюдения, анкетирование.

  1. 2. Оценка родителями своей компетентности по решению данной проблемы.

Анкетирование, оформление фотоальбома «Как мы знакомились с родным краем»; награждение родителей благодарностями и грамотами.

3. Презентация проекта.

Размещение на сайте в интернете;

Обмен опытом работы в рамках ГПО.

        

           Содержание  заключительного этапа направлено  на  обработку  и  оформление                                           материалов проекта, оценку результатов работы всех участников (проводится на основании итогового  анкетирования,  собеседования  с  детьми  и  их  родителями).    

Результативность проекта:

1.У детей повысился интерес к изучению русской  и марийской народной культуры.

2.Расширились знания о традициях и обычаях русского и марийского народа.

3.Дети с удовольствием играют в народные игры, участвуют в народных праздниках (Масленица, Пасха, Рождество)

4.Пополнились знания  о прикладном искусстве, народных промыслах.

5. Улучшились навыки взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

6. Возрос интерес к произведениям устного народного творчества - сказки, былины.

7. Повысилась заинтересованность родителей, активность на уровне не только общения с педагогами, но и конкретной помощи и участия в праздниках, оформлении предметно-развивающей среды.

8. Воспитанники группы  «Звездочка» неоднократно принимали участие в детских конкурсах и были отмечены дипломами и сертификатами:

  • Городской конкурс декоративно прикладного творчества «Святая Пасха» (Музейно - исторический комплекс) - 7 сертификатов участников;
  • Городской конкурс «Светлая Пасха» (ДДТ) - 5 сертификатов участников;
  • Городской  конкурс декоративно-прикладного творчества посвященный 90 –летию Марий Эл - 1 диплом участника;
  • Конкурс «Мамочка моя» (при музейном комплексе) - 5 сертификатов;
  • Городской фотоконкурс «Мама милая мама» (МУ СКЦ «Акпарс») - 9 участников
  • Городской конкурс ДПИ  «Новогодняя игрушка» - Грамота за 3 место и 4 сертификата за активное участие;
  • Городской конкурс «Рождественская звезда» - Диплом за 2 место  и 2 сертификата;
  • Городской конкурс «Цветы и фантазия» - Диплом за 2 место и сертификат.

          Так же, участие в городских мероприятиях: «Рождественский фестиваль», «Пасхальный фестиваль», «Рождественская елка» (совместно с воскресной школой на базе коррекционной школы-интерната), «Святки», благотворительный концерт «Мы вместе», подготовленный православным молодежным объединением «Акпарсова сотня» (руководитель иерей Сергий Князев).

Динамика уровня ЗУН по теме «Наше культурное наследие»

Старшая группа

«Звёздочка»

2012-2013 учебный год

Уровни развития

высокий

средний

низкий

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Устное народное творчество (сказки, былины, пословицы и т.д.)

Предметы народного быта

Декоративно-прикладное искусство (гжель, хохлома, дымка, филимоновская игрушка)

Народные праздники (Покров, Рождество, Масленица, Пасха и др.)

Начало года

Конец года

Конец года

Общий уровень ЗУН по теме «Культурное наследие»

ВЫВОД: Прослеживается увеличение уровня знаний по всем разделам темы:

  • увеличение уровня выше среднего на 23%;
  • снижение уровня развития ниже среднего на 12%.

Оценка уровня взаимодействия воспитателя с родителями

по теме проекта «Формирование основ духовно-нравственной личности

в процессе приобщения к истории и культуре родного края»

ВЫВОД: прослеживается повышение уровня взаимодействия воспитателя с родителями выше среднего на 22%, снижение уровня ниже среднего на 6%.


Список использованных источников и литературы:

  1. Библия для детей. Ветхий и Новый завет/под ред. Н.В. Астрахановой.- М., 2004 -  

          185 с.

  1. Бурлакова, Л.А. Знакомим дошкольников с  народной культурой/ Л.А. Бурлакова.- М.: ТЦ Сфера, 2011. - 72с.
  2. Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности: Сборник методических материалов / Сост. Ю.Н.Соловьева /Под ред. М.Я. Никитенко. – Йошкар-Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013.- 144с.
  3. Зеленова, Н.Г., Осипова, Л.Е.  Мы живём в России / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова.-  М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
  4. Косарева, В.Н. Народная культура и традиции / В.Н. Косарева.- Волгоград: Учитель,2012. - 122с.
  5.  Кочкина, Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании/ Н.А. Кочкина.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2012.- 72с.
  6.  Лямина, Л.А. Народные игры в детском саду/ Л.А. Лямина. - М.:ТЦ Сфера,2008. – 72с.
  7.  Майер, А.А 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада / А.А. Майер, О.И.Давыдова, Н.В.Воронина– М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
  8.  Микляева, Н.В., Лагутина, Н.Ф. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада / Н.В. Микляева, Н.Ф. Лагутина. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.- 72с.
  9.  Натарова, В.И. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств /В.И. Натарова. -  Воронеж: ТЦ Учитель, 2005. – 128с.
  10.  Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой.- М.: ТЦ Сфера, 2013.- 144с.  
  11.  Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников/ под ред. О.В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.- 64с.
  12.  Петракова, Т.И "Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова.- М., «Просвещение», 1997.- 96с.
  13.  Пугачёва,Н.В. Календарные обрядовые праздники для дошкольников / Н.В. Пугачева, Н.А. Есаулова, Н.Н. Потапова. - М.: Педагогическое общество России,2007. – 144с.
  14.  «Прикосновение». Домашние задания для детей 4-5лет. Тетрадь 1. – Чебоксары, 2007. - 60с.
  15.  Соловьева, Е.В. Наследие. И быль, и сказка…/  Е.В. Соловьева, Л.И. Царенко – М.: Обруч, 2011. -144с.

Информационные ресурсы:

     1.http://festival.1september.ru

     2.http:// nsportal.ru


Приложение 1.

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию

в старшей группе «Звёздочка» (2012-13 учебный год)*

Месяц

Работа с детьми

Совместные мероприятия

Работа с родителями

Сентябрь

Моя семья.

Конкурс «Как я провел лето…»

Оформление социального паспорта семьи.

Родительское собрание в русском народном стиле «Воспитательная роль матери в семье».

Октябрь

Посещение Воскресной школы Свято-Троицкой церкви.

тема «Козьма и Демьян», история возникновения города.

Конкурс «Семейные традиции:  семейные праздники - как мы их справляем» (плакат, фотоальбом и другие формы).

Анкетирование «Старшее поколение».

Информация в родительском  уголке

«Помню, в детстве мы играли».

Ноябрь

Тема: «Русь православная». Рассматривание иллюстраций. Кустовой фестиваль детского творчества «Музыкальная капель».

  1. Беседа о Библии.
  2. Просмотр мультфильма  «Сотворение мира».

«Уметь прощать» - консультация (с приглашением педагога-психолога)

Декабрь

  1. Посещение музея им. Григорьева
  2. «Чайная церемония» - «Как нам важен этикет».

Конкурс ДПИ «Новогодняя игрушка» - муниципальный уровень

Оформление  «Семейного дерева».

«Как устроить сюрприз для своей семьи» - информация  в родительском уголке

Январь

Беседа «Собрались на именины» (значение имени, почему нас так         зовут), просмотр мультфильма.

Конкурс «Рождественская звезда» - муниципальный уровень

Рождественские чтения

Анкетирование «Во что играет мой ребенок»

Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»

Февраль

  1. Рассматривание пособия «Костюмы русских  воинов (богатырей)», чтение былин и сказок о богатырях.
  2. Знакомство с иконой «Георгий Победоносец».

Развлечение с участием пап «Богатырская наша сила»

Информация в родительском собрании «Что значит быть отцом»

Март

  1. «Как у нас в мастерской» - поделки для мам.

Конкурс «Мама, милая мама» - муниципальный уровень

Конкурс ДПИ «Маме посвящается» - муниципальный уровень.

  1. Праздник   «Мамин день».

Фотовыставка «Мама милая моя», «Наши бабушки»

Апрель

Праздник «Встреча птиц»

Празднование Пасхи.

Конкурс ДПИ «Святая Пасха» - муниципальный уровень

  1. Изготовление скворечников,  выпекание «жаворонков».
  2. Конкурс «Роспись яиц».

Информация для родителей «Пасхальные рецепты»

Май

  1. Экскурсия по городу «Чудо наши сады».

Конкурс  «Цветы и фантазия» - муниципальный уровень.

  1. Викторина «Родная старина» (творчество русских поэтов).

Июнь

  • Из истории народного костюма (русский мужской и женский костюм).
  • НОД «Украсим сарафан, рубаху».
  • «Белая береза» - празднование Троицы.

Подведение итогов проекта на родительском собрании.

Презентация проекта.

* При реализации плана мы используем разнообразные формы организации детей и их родителей: с детьми - экскурсии,  занятия, праздники и развлечения, конкурсы и выставки детских работ (рисунки, творческие работы); для родителей -  родительские собрания, семинары-практикумы, анкетирование.


Приложение 2.

Комплексно – тематический план работы  кружка «Наследие»

Содержание занятий

Интеграция с другими образовательными областями

Количество

часов

Моя семья.

1.

 «Моя семья»  - понятия семья, имя, отчество.

Составление рассказа «Моя семья».

«Хт»* - «Любимое занятие моей семьи», «Букет для мамы».

Оформление фото альбома и панно «Моя семья»

2

2.

Беседа «Что в имени моем» - именины, значение имени

Оформление альбома «Наши имена», «День именинника»

2

3.

«Моя родословная»

Составление генеалогического древа.

2

4.

«Семейные традиции».

Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Семейные праздники»

2

5.

Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Экскурсия на почту, в библиотеку.

Оформление панно «Кем быть» - где работают мои родители.

«Чт» - «Чем пахнут ремесла»

2

Мой дом.

6.

Беседа «Как жили древние люди» - о  возникновении жилища - экскурсия в художественно-исторический музей им. А.В. Григорьева.

«Хт» - «Дом древнего человека»

1

7.

«Дом, в котором я живу»

«Хт» - «Мой дом»

1

8.

Домашние помощники – бытовая техника

«П», «Хт» - «Дом будущего».

1

 Мой город.

9.

«Из окна, из окна наша улица видна» - составление рассказов

«Хт» - «Город на реке», «Дома на нашей улице»

2

10.

«Город, в котором я живу» – рассматривание альбомов, буклетов.

«Чт», «К» -чтение и заучивание стихов о городе Козьмодемьянске

2

11.

«Легенды старого города» - Презентация «История Козьмодемьянска с его основания».

«Хт» - «Старый город»

1

12.

Символика нашего города.

Символы других городов Поволжья (Нижний Новгород, Астрахань)

«К» - рассказы детей «Почему я люблю свой город»

«Хт»  -  «Наш герб»

«Хт»  - «Герб семьи».

2

13.

«Город и горожане»  – игра-путешествие и экскурсия по микрорайону

Мини-перепись ( сосчитать членов семьи, включая всех родственников)

2

14.

Экскурсия в музей им. Игнатьева (Чаломкино) при библиотеке – «Герои – земляки нашего района».

Встреча с военными - экскурсия в военкомат.

Оформление альбома «Наша армия родная».

Встреча с кадетами – экскурсия в школу.

2

15.

Беседа «Из далека - долга течет река Волга».

«Хт» -  «Волга-матушка»

1

16.

Экскурсия в порт, в клуб «Паллада».

«П» - Транспорт на реке

1

17.

Беседа с рассматриванием плакатов, иллюстраций, библиографических справок «Тот герой, кто за Родину горой» - герои нашего города

Экскурсия к памятнику??????????????Вечному огню с возложением цветов

1

Уроки духовной нравственности «Русь православная»

18.

«Наш храм».

Экскурсия в Свято-Троицкую церковь. Знакомство с иконой Косьмы и Домиана.

«П», «Хт»  - «Наш храм»

3

19.

Посещение Воскресной школы.

Просмотр мульфильма «Сотворение мира»

1

20.

«Святые иконы – хранительницы мира и покоя в семье.

«М»  - слушание музыки  

П.И. Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви».

1

21.

Беседа «Ангел – хранитель»

Рассматривание  иллюстраций,

«Хт»  -  «Мой ангел»

1

22.

 «Рождество Христово» - участие в Рождественском чтениях;

«Чт» -  книга «Прикосновение» - основы православной культуры

1

23.

«Святочная неделя»

«М» - досуг «Святки»

1

24.

«Раз в крещенский вечерок»

Развлекательная программа с гаданиями  - в музее

1

25.

Пасха – самый главный праздник

«Хт» - роспись пасхальных яиц «Пасхальные орнаменты»

1

26.

Белая береза – праздник Троицы.

«Чт» - книга «Прикосновение» - основы православной культуры

«Хт» - Праздничный хоровод

1

Уроки этикета.

27.

«Чайная церемония» - правила поведения в общественном месте, традиции русского чаепития.

«Хт» - «Воскресный семейный обед»

1

28.

Досуг « В гости в Простоквашино» - в музее.

«М» , «Фк»  - народные игры

1

29.

«Её Величество Вежливость»

«Игры с Несмеяной» – игровая программа

1

Народно-прикладное искусство, устное народное творчество

30.

Экскурсия в музей - знакомство и рассматривание русских, марийских национальных костюмов

Рассматривание художественных альбомов.

«Хт»  – украшение сарафана, рубахи;

«Бумажный хоровод»

1

31.

«Что за чудо эти сказки» - русские народные и авторские сказки, былины

«Чт» - «Илья Муромец»

«Хт» - «Русские богатыри»

2

32.

Экскурсия в музей купеческого быта.

«Чт» - сказки – «Аленький цветочек» и «Крупеничка» 

«Хт» - «В музее»

1

33.

«Что за чудо эти сказки» - марийские народные сказки. легенды

«Чт» -«Сереброзубая Пампалче» 

«Хт» - «Марийские богатыри Акпарс и Онар»

2

34.

«Родная старина»  - экскурсия в этнографический музей под открытым небом.

«Хт» - «Преданья старины глубокой»

«Чт» -  колыбельные, потешки, заклички

«Хт» - «Котик-коток»

1

48

*«Хт» - обозначение образовательных областей:

«Хт» - ОО «Художественное творчество» - рисование, аппликация

«Чт» - ОО «Чтение художественной литературы»

«П» - ОО «Познание»

«М» - ОО «Музыка»

«Фк» - ОО «Физическая культура»

«К» - ОО «Коммуникация»

!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!       ПЕРЕСЧИТАЙ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, СКОЛЬКО ТЕОРИЯ В САДИКЕ, СКОЛЬКО ЭКСКУРСИЙ НА ВЫХОДЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по знакомству детей подготовительной к школе группы с народным праздником День Кузьмы и Демьяна.

Проект реализуется в рамках тематических недель "Осень", "Мой дом, мой поселок, моя республика". В проекте задействованы все специалисты детского сада - музыкальный руководитель, воспитатели, воспитат...

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закрепить знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Конспект совместной деятельности с детьми - логопатами старшего дошкольного возраста. Народный календарь в образовательной деятельности ДОУ. Праздник "Кузьмы и Демьяна 14 Ноября".

Продолжать знакомить детей с народными праздниками, с элементами русского быта.Закреплять знания малых форм (пословицы, поговорки).Побуждать детей к участию в праздниках народного календаря....

Праздник Кузьмы и Демьяна (Кузьминки)

14 ноября - по народному календарю, день Кузьмы и Демьяна. Это праздник встречи Зимы  и проводов осени. Дети старшей группы на итоговом празднике  в рамках проекта "Кузьминки" испо...

посиделки "На Кузьму и Демьяна"

посиделки "На Кузьму и Демьяна"...

Совместный праздник для детей и родителей «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна»

Сценарий совместного праздника детей и родителей : «Семейные посиделки на Кузьму и Демьяна» Цель: Сотрудничество родителей и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей....

Праздник Кузьмы и Демьяна 5-7 лет

laquo;Праздник Кузьмы и Демьяна» 5-7 лет Сцена  оформлена под русскую избу. В центре стол. На нем самовар, блюдо с угощениями: баранками, конфетами, яблоками. Вокруг стола – ска...