«Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости» на тему: «Как увидеть воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Буяновская Светлана Юрьевна

 «Методы и приемы познавательной активности дошкольников как условия формирования состояния «дошкольной зрелости»

на тему: «Как увидеть воздух».

 Подготовил: воспитатель МБУ СОШ № 89 СП детский сад "Радужка" Буяновская С. Ю.

Цель: формирование интегративных качеств личности детей  дошкольного возраста: любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

 

Задачи:

Образовательные:

1.Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, через ознакомление с воздухом, его свойствами: прозрачный, лёгкий, без запаха.

2.Познакомить детей с природным явлением «ветер», его ролью в жизни природы и человека.

3.Дать детям представления о том, как дышат растения.

Развивающие:

1.Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, логическое мышление.

2. Развивать зрительное внимание, наглядно-образное мышление.

3.Развивать речь, память, внимание.

Речевые:

1.Активизировать речевую деятельность детей: активизировать слова, обозначающие действия и состояние.

2.Обогащать словарь детей правильными названиями окружающих предметов, их свойств и действий, которые с ними можно совершать.

Воспитательная:

1.Формировать коммуникативные способности и качества толерантной личности детей: самостоятельность, инициативность, доброжелательность в процессе взаимодействия детей в парах и малых группах

Интеграция образовательных областей:

«Познание» - формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

«Коммуникация» - продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, в ходе беседы задавать вопросы и правильно (по форме и содержанию) отвечать на вопросы воспитателя.

«Здоровье» - формировать у детей умение следить за своей осанкой.

 «Социализация» - воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, формировать навыки конструктивного взаимодействия (работа в парах и малых группах).

«Музыка» - продолжать воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать её.

 

Предварительная работа: Беседы с детьми на тему: «Как воздух помогает людям», рассматривание иллюстраций о явлениях воздуха в энциклопедии для детей. Игры с детьми с мыльными пузырями, воздушными шарами, ветряками.

 

Оборудование и материалы:

Банки с подкрашенной водой, стаканы, соломинки, воздушные шары (по количеству детей). Мыльные пузыри, таз с водой, кораблики. Иллюстрации с изображением ветряной мельницы, парашютиста; природных явлений (ураган, шторм, смерч).  Игрушки – Степашка и Хрюша.

 

I. Вводная часть.

Воспитатель: А у нас сегодня гости! Попробуйте отгадать, кто же к нам пришел.

Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

            Он, скажите, вам знаком? (зайчик)

А как его зовут? (Степашка)

II. Основная часть.

Степашка: Здравствуйте, ребята! Помогите мне, пожалуйста, отгадать загадку.

Есть невидимка:

В дом не проситься,

А прежде людей

Бежит, торопиться.

Как вы думаете, что это такое?

(ветер, воздух…). Правильно – это воздух. Молодцы, ребята.

Появляется Хрюша.

 Хрюша: Привет, малыши! Что это вы тут собрались? Ух ты, и Степашка здесь, а меня не позвали. А я ведь все на свете знаю.

Степашка. Ну что ты, Хрюша, нельзя так хвастаться!

Воспитатель. Хрюша, Степашка, мы рады видеть вас обоих, присаживайтесь, и давайте все вместе поговорим о воздухе.

Хрюша. О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может его вовсе и нет? Лично  я его никогда не видел, а вы ребята? (выслушивает ответы детей).

Степашка. Погоди, Хрюша, я его тоже не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас.

Хрюша. “Знаю”, “знаю” - это твое любимое словечко! А ты мне докажи, что этот самый воздух сейчас в этой комнате.

Степашка. Ребята, помогите мне! Давайте поможем Хрюше понять, что воздух все-таки есть. Но сначала скажите, почему мы его не видим. Почему его все называют невидимкой? (он прозрачный). Правильно, воздух прозрачный, и поэтому через него все видно.

Воспитатель: А что еще бывает прозрачным? (ответы детей: стекло, вода, тонкий лед).

Степашка. Хрюша, скажи мне,  как ты считаешь, этот стакан пустой? Есть в нем что - нибудь? А вы, ребята, как считаете? (нет, пустой, ничего в нем нет).

Хрюша. Ну что ты пристал к нам со своим пустым стаканом! Нет в нем ничего! Давай туда что-нибудь нальем.

 Степашка. Говоришь, нет ничего в моем стакане? А вот мы сейчас проверим. Ребята я предлагаю вам провести интересный опыт.

Опыт с водой и стаканом №1.

Стакан,  перевернутый вверх дном,  медленно опускается в воду. Что получается? Попадает ли в стакан вода? Почему нет? 

Вывод: в стакане воздух он  не  пускает туда воду.

    Опыт с водой и стаканом №2.

Степашка. А если стакан опустить, но держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки воздуха)  Откуда они взялись?

Воздух выходит  из стакана, и его место занимает вода. А почему Хрюша думал, что в стакане ничего нет? ( Воспитатель напоминает детям о том, что воздух – прозрачный, невидимый)

 Хрюша. Эка, невидаль, воздух! Я  может и раньше знал, что воздух есть, просто хотел узнать, а вы о нем знаете? Я тоже вспомнил, как можно воздух увидеть. Меня недавно угостили вкусной  водой  в стакане и дали  трубочку-соломинку. Я, конечно, не только пил, но и пузыри через соломинку пускал. Вот здорово было!  Давайте, дуйте в соломинку. У вас такое получится - буря в стакане воды. Это буря в вашем стакане, а давайте устроим бурю все вместе. Подуйте все вместе в этот тазик, посмотрите, какая буря получилась, настоящий ураган, шторм (дети все вместе дуют в соломинки).

Хрюша. А еще я люблю мыльные пузыри пускать, они такие красивые и разноцветные, и летают!

Степашка. И я люблю мыльные пузыри пускать. Посмотрите, какие они  красивые. Давайте все вместе будем пускать мыльные пузыри. А что находится внутри мыльных пузырей?

Хрюша. Ну что ты глупые вопросы задаешь? Все знают, что внутри мыльных пузырей находится мыло!

Степашка. Неужели ребята и вы так думаете? (нет, там есть воздух).

Хрюша. Воздух, мыло - какая разница? Отгадай те мою загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит

То заходит, то выходит (нос).

 Вот, ты мне лучше скажи: и я, и все люди дышат  через нос, правильно? Ну-ка, ребята, подышите  носиками. Отлично, и у медведя, и у зайца, и у лисы тоже есть носы. А как же дышат растения? Куда они свои носы спрятали? (в землю, у них нет носиков, они не дышат).

Степашка. А у растений и нет никаких носов. Зато у них есть маленькие дырочки отверстия, их трудно увидеть без микроскопа. Вот через них они и дышат.

Хрюша . Значит и колокольчику, и березе  - всем - всем нужен воздух? А я об этом не знал. Ты Степашка и вправду очень умный. А вот как узнать, что я дышу? Может я просто рот открываю?

Степашка. А это очень просто. Ребята и ты Хрюша поднестите руку ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? Ладошке становится тепло от вашего дыхания. Это значит мы дышим. А теперь давайте проверим, как долго мы можем не дышать. Попробуйте закрыть рот и нос и не дышите.

Степашка. Нос нам нужен не только для дыхания, а еще для чего? Давайте поиграем в интересную игру.

Игра “ Угадай по запаху”.

 Закройте глаза, зажмите нос руками и догадайтесь, что я пронес мимо вас. Почему не угадали? (нос был закрыт).  А теперь уберите руку от носа, вдохните, чувствуете, чем запахло? (огурец, лук). Запахи распространяются по воздуху, поэтому мы можем их чувствовать, когда вдыхаем воздух. А теперь я вам предлагаю выбрать себе пару и поиграть в эту игру вдвоем. Сами решите,  кто из вас первым будет отгадывать. (Работа в парах)

Хрюша. А я знаю ещё одну загадку:

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задевает.

Одним проходу не дает,

Других он обгоняет (ветер).

Правильно, это ветер.

Степашка. Ветер - это движение воздуха. Он вокруг нас, мы его не видим, но он необходим всем живым существам. А что ветер может сделать? А может ли ветер навредить человеку? (воспитатель показывает детям иллюстрации о ветре, урагане, цунами, шторме, ветряную мельницу).

Хрюша. А давайте станем ветром. И погоним кораблики по нашему морю (воспитатель включает  запись музыки Ваннесы  Мае «Шторм»).

Дети дуют в соломинки на кораблики. Что происходит,  если мы дуем сильно, перестаём дуть, и ветер прекращается? Давайте устроим бурю (дети дуют сильнее), вот как быстро плывут наши кораблики.

Хрюша. Здорово мы с вами повеселились.

Степашка. Ну вот, Хрюша, как много интересного мы узнали.

Воспитатель. Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы знаем о воздухе? (прозрачный, легкий, легче воды, без запаха)

Хрюша. А что же ещё можно наполнить воздухом? Да, еще воздухом можно наполнить воздушные шары. А с ними так весело играть!

III. Заключительная часть.

Мне хочется подарить вам воздушные шары! Ребята, все ко мне скорее подбегайте и воздушные шары разбирайте!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной группы Тема: «Как увидеть воздух»

Занятие "Как увидеть воздух" направлено на исследовательскую деятельность детей, педагог подводит их к выводам о том что такое воздух, для чего он нужен, как можно его увидеть....

Тема: "Как увидеть воздух?"

Занятие по экологии....

Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте.

Статья : "Методы и приемы развития активной речи детей в дошкольном возрасте"....

Индивидуальная образовательная программа по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Индивидуальная образовательная программа воспитателя по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрас...

Методы и приемы стимулирования активной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

   Ранний возраст и младший дошкольный возраст  - наиболее важный в развитии всех психических процессов, а особенно речи.  Этот период  обладает огромными возможностями...

Методы и приемы развития активной речи детей дошкольного возраста

Статья посвящена актуальной проблеме применения методов и приемов развития активной речи детей дошкольного возраста. В настоящей статье автор рассматривает применение разных групп методов и приемов в ...