Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пырчева Виктория Юрьевна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx89.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 3«Колокольчик» поселка Мостовского

муниципального образования Мостовский район

Тема: «Реализация метода проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников»

Автор: Пырчева Виктория Юрьевна,

воспитатель, педагогический стаж 7 лет.

п. Мостовской

2014г.

Содержание

1.Литературный обзор состояния вопроса……………………………..……...3

  1. История темы педагогического опыта в педагогике………………   3
  1. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании… ……………………..3
  1. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта………………………………………………………………........5

2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………………………………………………………………………...7

3.Педагогический опыт…………………………………………………………9

3.1.    Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте…………………………………….9

3.2      Актуальность педагогического опыта…………………………………………………………………………..13

3.3      Научность в представляемом педагогическом опыте…………………………………………………………………………..14

3.4.    Результативность педагогического опыта……………………………16

3.5.    Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта………………………………………………………… . ………………17

3.6.    Технологичность представляемого педагогического опыта………...18

3.7.    Описание основных элементов представляемого педагогического опыта…………………………………………………………………………..18

4.  Выводы…………………………………………………………................….22

5.  Библиографический список…………………………………………….........24

6.  Приложение…………………………………………………………………..26

1.Литературный обзор состояния вопроса

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике

            В последние годы одной из распространенных форм работы с дошкольниками стала проектная деятельность (проектная технология). Под словом «образовательный проект» в настоящее время понимаются очень разные по содержанию, задачам, особенностям организации, времени,   форме   проекты.   Само   слово   «проект»   переводится   с   латинского   как  «брошенный вперед», что подчеркивает направленность проектной деятельности в будущее.

           Основателями метода проекта считаются американский ученый Дж. Дьюи и его последователь В. Кильпатрик.

           Приблизительно в это же время аналогичные идеи в России развивались для школьного образования под руководством С.Т. Шацкого. Уже тогда этот метод предполагал интегрированный подход к обучению и развитию творческих способностей учеников. Однако в начале 1930-х годов проектная технология подверглась осуждению и перестала использоваться в образовании. Ее возрождение приходится на 90-е годы прошлого столетия, но уже на новом уровне. И с каждым годом метод проектов все активнее используется педагогами дошкольных образовательных учреждений, в том числе и для решения задач образовательных программ.

           В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем   в   других   областях   дошкольного   образования.   Это   связано,   в   частности,   с   тем,   что   большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в   природных   условиях.   В   любом   городе,   поселке   можно   найти   интересные   для   наблюдений природные   объекты:   деревья,   травы,   насекомых,   птиц.   Изучать   их   можно   в   процессе   проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что и дошкольники, и воспитатели, и родители с удовольствием и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

 

1.2. История изучения педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании

Даже самая маленькая, но собственная находка на пути

 познания дороже томов чужой мудрости.

Л.С. Выготский

     Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды. Развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

      Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. По словам доктора биологических наук Т.В. Потапова: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними  активного желания поступать именно так:  щадящим и сберегающим способом».

            Эффективное развитие дошкольника происходит благодаря познавательной активности – природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности.

  Содержание программы развития и воспитания под редакцией Т.И. Бабаевой «Детство»,  которая является базовой нашего ДОУ, состоит из четырех основных блоков. Блок «Познание» призван помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, анализ, обобщение), развить познавательную активность, любознательность. Девиз программы: «Чувствовать – Познавать – Творить».      

   Одной из основных задач детского сада на новый учебный год является совершенствование работы по формированию экологических знаний у детей с помощью разнообразных видов детской деятельности.             Решение данной задачи, по моему мнению, заключается в активном внедрении метода проекта  в практику работы  нашего дошкольного учреждения.

            Использование метода проекта, как одного из методов интегративного обучения дошкольников, позволяет:

 - значительно повысить самостоятельную активность детей,

 - развить творческое мышление,  

- развить умение детей самостоятельно, разными способами  находить  информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти  знания для создания новых объектов действительности.  А также  делает образовательную систему ДОУ более открытой для  активного участия родителей.

     По внедрению проектной деятельности в образовательно-воспитательный процесс мною составлен план, согласно которому я:

- изучила  и использовала следующую литературу:

1.Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург. 2000

           В книге представлена программа экологического воспитания дошкольников, в основу которой положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций. Содержание программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.

2.Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. Волгоград, 2008

           Данное пособие содержит разработки праздников, викторин, игр, познавательных занятий для дошкольников, направленных на формирование уважительного и бережного отношения к природе.

3.Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград, 2008

           В пособии представлена авторская программа работы с дошкольниками разных возрастных групп по различным экологическим проектам с привлечением родителей.

4. .Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

            В книге описывается методика работы с детьми дошкольного возраста по организации проектной деятельности. Данная форма взаимодействия ребенка и взрослого позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками. Книга предназначена в первую очередь педагогам дошкольных учреждений, а также всем тем, кто интересуется возможностями активизации развития детей.

5. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. М:2013

        Преимуществом игрового экспериментирования заключается в том, что ребенок в возрасте от трех до семи лет самостоятельно открывает необходимые для  его жизни и здоровья  знания и представления, получает бесценный опыт деятельности. Роль взрослого при этом не утрачивает своей дидактической миссии.

    - провела диагностику уровня экологических знаний и навыков воспитанников

    - разработала ряд мероприятий с детьми по внедрению непосредственно проектно-исследовательской деятельности.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Актуальность темы – степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте – создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Исследовательская деятельность – совокупность целесообразных действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов; теоретических знаний и способов деятельности.

Исследовательское задание – элементарно организованный комплекс исследовательских действий.

Исследование – процесс выработки новых  знаний, один из видов познавательной деятельности.

Метод исследования – способ применения старого знания для получения нового.

Моделирование – это метод, использование которого способно активизировать процесс учения старших дошкольников, содействуя при этом и овладению ими важными компонентами учебной деятельности. Моделирование дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их речевое развитие.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.

Объект исследования – процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Опыт – метод познания окружающего мира, через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Проблема – обобщенное множество сформулированных  вопросов, которые охватывают область будущих исследований.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком  окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной  практической деятельности по достижению намеченных целей.

Эвристическая беседа— непрерывное открытие нового (эвристика) — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю.

Эксперимент — процесс получения или подтверждения каких-либо знаний и/или навыков.

2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

1. Название группы: «Капитошки»

2. Возраст детей: от  5 до 6 лет

3. Количество воспитанников: 33 человека

4. Адаптация детей к условиям ДОУ: ежедневное наблюдение за состоянием здоровья детей ведет к положительной адаптации.

5. Коммуникативность детей группы: коммуникабельность,  доброжелательность, умеют проявлять сочувствие, сопереживать.

6. Психолого-педагогический портрет ребенка 5-6 лет:

Каждый возрастной период характеризуется анатомо-физиологическими и психологическими особенностями ребенка. В процессе развития малыша постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение ребенка к окружающему миру, происходит становление личности.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов. Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов. Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.

Психологические особенности детей группы (развитие мыслительных процессов – на основе обследования психолога ДОУ):

- мышление и речь: дети умеют группировать предметы по существенным признакам (одежда, посуда, транспорт, обувь и т. д.); составляют разрезанные картинки 6 - 9 частей по образцу; отвечают на вопросы взрослого по сюжетной картинке; составляют воспитательный рассказ, читают по слогам, решают и составляют задачи, считают в пределах 10.

- внимание и память: дети внимательны и собраны, стихи, соответствующие возрасту, запоминают после 3-4 повторов; запоминают набор предметов и умеют определить их изменение или перемещение между реальностью и вымыслом, «нелепицы», в которых есть 2-3 несоответствия.

- мелкая моторика: застегивают пуговицы, зашнуровывают шнурки, завязывают банты.

- социальные компоненты: воспитанники умеют играть не ссорясь,  соблюдая элементарные правила в играх: сюжетно-ролевых («Магазин», «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Шоферы», «Автобус», «Спасатели»); подвижных  настольных («Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога! », «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода»); дидактических («Цветные счетные палочки Кюизенера», «Логические блоки Дьенеша», «Наша Родина», «Назови одним словом»,  и т. д. развивающие настольно печатные игры «Что такое хорошо? Что такое плохо?», «Мама, папа и я», «Профессии», «Внимание! Дорога», «Чей малыш?», «Дорожные знаки» и др.)

Оборудование группы (психолого-педагогические материалы).

Общий вид группы – игровой, яркий, предметный. Игрушки всех видов, разных размеров, из разных материалов, имеющих разнообразные признаки, свойства и качества. Предметы-заместители: комплекты атрибутов по всем творческим играм данного возраста. Разнообразно и соответствует возрасту и росту детей игровое оборудование (игровая мебель, модули и т. п.). Группа делится на центры: «Кубановедение», где ребята знакомятся с традициями, бытом, природой, достопримечательностями нашего поселка, края; «Экологический» - здесь ребята изучают погоду, части суток, месяцы и времена года; «Творческий» - содержит карандаши, краски, природный материал, театрализованные игры: кукольный театр, теневой театр, пальчиковый театр, настольные игры: шашки, шахматы, мозаики; «Музыкальный» - музыкальные инструменты; «ОБЖ» - макет дороги, дорожные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, «Библиотека», в которой имеются познавательная, художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа с родителями (особенности взаимодействия с семьей).

Присутствует активное личное взаимодействие педагогов и родителей. Проводятся родительские собрания, лектории, круглые столы, викторины, досуги, праздники. Готовятся рекомендации, памятки, информационные листы по развитию и воспитанию ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

     

       Под проектом мы подразумеваем комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

       Использование метода проектов в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Преимущества:

1.Метод проектов возможно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду.

2.Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.  

Такое понимание сущности метода проектов способствует     формированию самостоятельности, глубоко мотивированной,         целесообразной познавательной деятельности у детей   дошкольного возраста. Это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Целенаправленное и систематическое осуществление процесса стимулирования познавательной активности детей посредством проектного метода в  разных видах совместной  деятельности, является эффективным фактором развития познавательной активности  у дошкольников в  условиях современного образования.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной), педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1.На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3.Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.Составление плана – схемы проекта.

5.Сбор, накопление материала.

6.Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.

8.Презентация проекта, открытое занятие.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1.Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2.Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

А) к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

Б) в каких источниках можно найти информацию;

В) какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

Г) с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

А) по составу участников;

Б) по целевой установке;

В) по тематике;

Г) по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:

1) исследовательско–творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2) ролево–игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы);

3) информационно–практико–ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4) творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например “ физкультурная неделя”).

Смешанные типы проектов по предметно – содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используется ролево–игровые и творческие проекты.

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – (1-2 недели), средней продолжительности(1-3месяца), долгосрочные (от 3-х до 12 месяцев).

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

-развитие познавательных способностей;

-развитие творческого мышления;

-развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектный метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

- дети получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно и с помощью родителей добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса; педагог вместо контролёра  становится равноправным партнёром и консультантом.

     Работа над проектом включает деятельность педагога, родителей и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Первый этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

Второй этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

Третий этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Четвертый этап

9.Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Задача родителей на всех этапах проекта: знать суть проектной деятельности, в которой участвует их ребёнок; суть её этапов, требований к процессу и результату выполнения; всячески содействовать своему ребёнку, помогать педагогу.

3.2. Актуальность педагогического опыта

       Актуальность педагогического опыта заключается в том, что согласно ФГОС ДО 2013г. в качестве основного принципа дошкольного образования необходимо рассматривать формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. 

       «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом» виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в  образовательном процессе.

       Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. И это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.

       Метод проектов содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

           

   

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

 

        После первой мировой войны первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработки модели воспитания и образования нового человека, содержания, организации и методов формирования его личности. Для подготовки такого человека требовались развивающие самостоятельность мышления методы обучения, помогающие ему уверовать в свои возможности. В этой связи популярная в разных странах социально - педагогическая теория Д. Дьюи о решающем воспитательном значении специально организованного детского опыта, основанном на самостоятельном " делании", приобрела новое звучание. Ее реализация в практике воспитания и обучения потребовала разработки соответствующих методов, одним из которых стал "метод проектов", предусматривающий такую систему обучения, когда получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы постепенно усложняющихся и заранее спланированных практических заданий.    

Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании. Основоположником «педагогики делания» (метода проектов) является прогрессивный  американский философ и педагог Джон Дьюи, а также его ученик и коллега В.Х.Килпатрик . В основе метода – идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей  на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

 По мнению Дж. Дьюи, ребёнок - это солнце, вокруг которого всё вращается. Дж.Дьюи говорил, что ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных  и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Учёный считал, что при организации обучения на активной основе следует исходить из четырёх инстинктов ребёнка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. По мнению педагога, ребёнок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие».

        Профессор Килпатрик под проектом подразумевает деятельность детей, которая ими выбрана свободно и выполняется охотно, «от всего сердца». В 1918г. вышла в свет известная статья В.Х.Килпатрика «Метод проектов», в которой он определил это понятие как «от души выполняемый замысел».

         В России метод проектов был известен ещё с 1905 года. Тогда группа российских педагогов под руководством С.Т.Шацкого внедряла его в образовательную практику.

                Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. После революции этот метод применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской.

   Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов может обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

   Е.Г. Кагаров считал, что:

1) исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

2) проект должен осуществляться поэтапно;

3) школьные проекты могут быт как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;

4) ведущим становится принцип самодеятельности: сами по себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;

5) проект - есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

     М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе с окружающей средой.

     По М. Крупениной проектный метод состоит из 5-ти этапов:

1) постановка задачи;

2) разработка самого проекта принятого задания;

3) организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии;

4) непосредственно трудовая деятельность;

5) учет проделанной работы.

Педагогические принципы (по М.В.Крупениной):

1) Самодеятельность: сотрудничество детей и взрослых.

2) Деятельностный подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

3) Актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе: взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Этапы проекта:

  1. Постановка задачи.
  2. Разработка самого проекта принятого задания.
  3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
  4. Непосредственно трудовая работа.
  5. Учет проделанной работы.

Российские ученые в 20–х гг. XX века выделяли следующие учебные проекты:

  1. по составу участников – коллективные и индивидуальные;
  2. по целевой установке – игровые, общественно – полезные и производственные;
  3. по срокам реализации – большие и малые.

В 30–х гг. данный метод в России был запрещен, т.к. в его использовании были допущены перегибы (полностью подменялась классно – урочная система, не выполнялась программа обучения).

     Со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Возникнув из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес детей к определённым проблемам, предполагающим владение конкретной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

           

3.4. Результативность педагогического опыта.

           Цель моей работы - формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.

В начале проведения опыта работы мною  предполагались ожидаемые результаты:

           -  вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

          - формировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

           -  обогатить предметно-развивающую среду в группе.

       По результатам мониторинга уровня развития интегративных качеств  у детей 2 младшей группы «Капитошки» можно сказать, что уровень познавательной активности у детей повысился: 2012 – 2013гг.: высокий - 42%, средний - 42%, низкий - 16%;   2013 – 2014гг.:  высокий - 55%, средний - 45%, низкий - нет.

         Результативность опыта подтверждена наличием заметной динамики в развитии детей по экологическому воспитанию. Работа по экологическому воспитанию дошкольников, с применением метода проектов, дала определённые положительные результаты.  Практика работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности экологического воспитания дошкольников с помощью метода проектов.

       Эти результаты еще раз подтверждают положительную динамику развития познавательной активности у детей посредством проектной деятельности,  что является основанием для активизации работы в данном направлении.

3.5. Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

              На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать и учить по-новому. Это диктует современная социально- политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть готовы к этому.

        Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартное решение. Поэтому новизной данного опыта является комплексное использование элементов раннее известных и современных методик проектной деятельности по развитию у дошкольников познавательной активности.

  3.6.  Технологичность представляемого педагогического опыта

            Данные разработки могут использоваться и другими педагогами для работы с детьми, потому что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

            Педагоги всегда могут воспользоваться практическим материалом,  представленным в разделе «Приложение», который  поможет разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

               

3.7. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

        В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего детства.

         Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Но как показали опросы, они неплохо знают растения и животных, объекты неживой природы. Изучение окружающего мира в данное время происходит преимущественно по картинкам и фотографиям, и на данный момент одним из приоритетных направлений в работе детского сада является формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края.

         Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны - не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки - почти великан, поэтому может нанести им вред. Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития.

         Основы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье, где культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Задача воспитателей и родителей подвести детей к пониманию того, что все мы, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

        Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

       В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Проект позволяет сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе, понять, что человек и природа взаимосвязаны.

       Работа по экологическому воспитанию в нашей группе ведется систематически. Она отражается в планах воспитательно-образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, прогулки, наблюдения, иногда экскурсии, чтения сказок, рассказов, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры, труд в природе. Чтобы дать ещё больше знаний детям и наполнить их головы интересным содержанием проводятся различные опыты: с песком, воздухом, водой, со светом, с тенью, с магнитом, камнями. Мною используются все методы ознакомления детей с природой: наглядные, словесные, практические.

 Одним из важных условий реализации системы экологического образования является и правильная организация развивающей среды, которая способствует:

 - познавательному и эколого-эстетическому развитию ребенка;

 -формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения;

 - экологизации различных видов детской деятельности.

 Преследуя цель, формирование у детей экологической культуры, мною была проведена следующая работа:

1.Беседы и игровые образовательные ситуации экологической тематики: (Приложение№1).

 -«Мы спасатели природы», «Что такое заповедник»,

 -«Вода, кругом вода» - занятие с элементами исследовательской деятельности,

 -«Необыкновенный мир магнитов», «Волшебные стеклышки».

 -из цикла «Удивительные камни»:

 «Янтарь – солнечный камень»,

 «Камни, которое подарило море»,

 «Камень, рождённый деревом».

2.Чтение книг авторов-природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, знакомство с энциклопедической литературой, рассматривание картин, иллюстраций.

3. Демонстрация фильмов о жизни животных:

 - «Мама львица», «Медвежата»;

4.Просмотр презентаций: (Приложение№2).

 -«Чудо природы – янтарь!», «Янтарь – камень здоровья, счастья и солнца»;

 - «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»;

 - «Кого можно встретить в зимнем лесу?», «Как зимуют звери?»;

 -Экологическая сказка «Жила-была речка…»

5. Картотека наблюдений на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых; труд в природе;

 Наблюдения и уход за комнатными растениями, за посадками в «огороде на подоконнике», ведение дневников наблюдений, календаря погоды.

6. Создавались картотеки игр:

 -дидактических (Приложение №3);

- сюжетно-ролевых (Приложение №4); 

- подвижных; (Приложение №5);

 - картотека наблюдений на прогулке (Приложение №6).;

 -картотека загадок с заданиями-раскрасками (Приложение №7);

 -при помощи родителей оформили мини-альбомы «Правила поведения в природе», «Календарь времени», «Погодные явления», «Экологические цепочки», дневники наблюдений за «посадками на подоконнике» (Домашнее задание) (Приложение №8).

7. Были проведены «Уроки доброты», «Экологические акции»:

 - «Как заботиться о комнатных растениях?»

 -«Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»

 -«Когда я был добрым к природе?»

 -«Строим замки для птиц» (Домашнее задание)

 -«Покормите птиц зимой!»

8. Экспериментальная деятельность была заключена в следующем:

 - опыты с магнитом, янтарём, песком;

 - эксперименты с водой и воздухом, льдом и снегом, силой тяготения;

 - работа с лупой и термометром;

 - проращивание семян.

 Все проведенные опыты оформлены в альбоме «Экспериментальная деятельность нашей группы» (Приложение №9).

7.Закрепление знаний всегда проходит через продуктивную деятельность.

 (Лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом).

8.Основным итогом работы стал исследовательский проект «Камень, рожденный деревом» (Приложение №10), где было подтверждена гипотеза, что янтарь имеет растительное происхождение, и это застывшая смола хвойных деревьев древнего леса. Заключительным этапом проекта стала изобразительная деятельность. Дети выполнили декоративную аппликацию «Олимпийский факел» из природного материала – янтаря.

 Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников позволило сочетать интересы всех участников проекта:

 - я имела возможность проявить свои творческие способности ;

 - родители имели возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;

 - деятельность детей была организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями, что позволило повысить уровень экологической культуры дошкольников.

       Таким образом, проектная деятельность одна из эффективных средств формирования экологической культуры дошкольников Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку, и мы желаем этого своим родным, близким и друзьям. Мы радуемся зелёной траве, снежному полю, поющим птицам – всему,  что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе.

           

4.Выводы

       По итогам проделанной работы  можно отметить, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ, как метод проектов, актуальна, значима и необходима.

       Цель работы достигнута.

       Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка-дошкольника.

       Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

       Кроме того, развивались общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Выполнение проекта предполагало формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д.  Ребёнок при реализации проекта  приобрёл навык публичного изложения своих мыслей.

       В ходе проектной деятельности дошкольники приобрели необходимые социальные навыки – они стали  внимательнее друг к другу, начали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

       Проектная деятельность повлияла  и на содержание игровой деятельности детей – она стала более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники стали интересны друг другу.

       В ходе проектной деятельности  изменились и детско-родительские отношения. Ребёнок оказался  интересен родителям, поскольку он начал выдвигать различные идеи, открыв  новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребёнка и родителей наполнилась  богатым содержанием.  В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса,  который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.

        Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ.  На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

        Использование метода проектов в работе с дошкольниками поспособствовало повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребёнок ощутил себя значимым в группе сверстников, увидел свой вклад в общее дело, радовался  своим успехам.

        Метод проектов поспособствовал  развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.

        Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии, как метод проектов, поспособствовало развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

5. Библиографический список

1. Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. -М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 72с.

2. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе  у дошкольников: экологические праздники, викторины. Занятия и игры/ Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157с.

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 496с.

4. Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013. -64с.

5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М.: Творческий центр «Сфера», 2002. – 188с.

7. Зыкова О.А. Методические рекомендации «Экспериментирование с живой и неживой природой» - М.: «Элти-Кудиц», 2012. – 104с., илл.

8. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., исп. И доп. – СПб «Детство-пресс», 2000. – 240с. (Библиотека программы «Детство).

9.  Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду. Волгоград: Учитель, 2009. -232с.:илл.  

10.  Москаленко В.В. Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы). Волгоград: Учитель, 2009. – 115с.

11. Методические советы к программе «Детство».- СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 – 304с, илл. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова.

12. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

 13. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

Интернет-ресурсы

1.        dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu.html‎

2.        mdoumoshok.ucoz.ru/.../konsultacija_dlja_vospitatelej-internet.pdf

  1. Приложение.

Приложение №1       Беседы и игровые образовательные ситуации

      экологической тематики.

Приложение №2       Демонстрация презентаций.

Приложение №3       Картотека дидактических игр.

Приложение №4      Картотека сюжетно-ролевых игр.                                                    

Приложение №5      Картотека подвижных игр.

Приложение №6       Картотека наблюдений на прогулке.

Приложение №7       Картотека загадок с заданиями-раскрасками.

Приложение №8       Мини-альбомы «Календарь времени»,

                             «Погодные явления».

Приложение №9       Альбом «Экспериментальная деятельность нашей

                             группы».

Приложение №10     Исследовательский проект «Камень, рожденный

     деревом!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Тип проекта.По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, развивающий, обучающий.По содержанию: организация совместной ( детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взгл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практико-ориентированный проект «Льняные полезности» для детей старшей группы. Данный проект позволяет решать задачи экологического воспитания дошкольник...

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников

Проекты «Лес-дерево-бумага» и «Старой вещи – новая жизнь»В рамках цикла экологических проектов, основанных на экспериментальной познавательно-исследовательской деятельности детей, в старшей груп...

Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

«Экологические проекты как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»...

проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников «Зелёная аптека на благо человека».

     Долгосрочный проект по экологии «Зелёная аптека на благо человека»...

Семинар практикум «Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»

Семинар практикум«Технология проектной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников»...

Презентация "Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

Дошкольный период –самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней....